обзор


Placebo
Sleeping With Ghosts


2003 Astralwerks/Emd
12tks/46mins

Альбом — извините уж — просто отвратительно замечательный. Сильный, массивный, как покрывало звездной ночи, полный воздуха и пространства, мудрый и электронно-гитарный, более жесткий и серьезный, чем "Without You I'm Nothing", и более интересный в плане мелодики, чем "Black Market Music".
"Bulletproof Cupid" — зверский, вывернутый наизнанку инструментальный вихрь, визг скрипящего под ногами снега и скрежет мглистого льдистого (обрыв)…
"English Summer Rain" — эти крохотные, пронизывающие насквозь звуки из электрических нитей пропитывают весь альбом, превращая его в ледяную невесомую конструкцию из потоков света и лезвий воздуха. Как будто его какой-нибудь Стив Лиллиуайт с Брайаном Ино продюсировали дружно, альбомов Дэвида Боуи наслушавшись. Песня — безысходная, монотонная, извергающаяся ватным колючим дождем на доверчивые шрамы, с говорящим и кипящим воздухом, "задержи дыхание, досчитай до десяти, распадись на части и…" (тишина)…
"This Picture" — "А вот все равно она у меня самая любимая!" — на этот счет у меня свое мнение, слушай внимательно… (помехи)…
"Sleeping With Ghosts" — тут PLACEBO умудрились… а, черт, можно так и оставить — PLACEBO умудрились. Просветлились. Очистились. Soulmates never die. Музыка начисто умыта дождем — ночная, грустная, весенняя. Удивительное сочетание электрических вибраций и адски жарких гитар. Контрастный душ. Но что самое главное в этой песне — потрясающей просто песне — это то, как в самом начале холодное болезненное кипение атмосферы переходит в… (затемнение)…
"The Bitter End" — параноидальный гимн с ревущим лаем сотен динозавров. Это почти ранний невротически-истероидный, болезненно-искренний надрыв, и все было бы похожим на старые эксперименты со рвущей душу открытостью, если бы не звук, который… (тьма египетская)…
"Something Rotten" — психоделический водоворот. Смычком по зубному нерву, подкожно-зелеными звуками, нагромождение глубоких акустических морщин где-то патологически глубоко под ногами, вязкие мглистые движения — когда Брайан поет: "Face dooown, face dooown", кажется, что он… (грохот, осколки)…
"Plasticine" — вот Дэвид Боуи бы непременно сказал про эту чудесную песню — хотя откуда нам тут знать, что бы сказал Дэвид Боуи — нет, все же сказал бы: "Да это же…" (суровый громогласный кашель)…
"Special Needs" — снова ранние PLACEBO, но с совершенно космическим многоуровневым звуком. Понимаете, они разбрасывают звук сразу ПО НЕСКОЛЬКИМ несоизмеримым плоскостям — вширь, ввысь, в небо, под язык, сквозь землю — создается эффект удивительн… (тут бумага оказывается поеденной специальными бумажными жуками)…
"I'll Be Yours" — мрачный шизоидный шаманизм с классически-монотонящей гитарой в духе "Вельветового Подполья". Потрясают какие-то совершенно одинарные звуки, спонтанными щелчками и эхом отдающиеся где-то в подкорке. Под конец просто забываешь о том, что… (обморок)…
"Second Sight" — о, вот это СИЛА, вот это настоящее злобствующее неистовство, щупленький Брайан уверенным и жеманным жестом раскрывает блестящий нож, отражающий кислые оскалы солнца, причем повороты неожиданны, и за третьим или за вторым начинается (внезапное исчезновение электричества, фатальное повреждение файла).
"Protect Me From What I Want" — сразу отбросим гениальное блюзово-ветвистое соло где-то в середине, потому что речь не о нем, да и речь отмирает глупым атавистическим хвостиком, потому что тут — тут такое! — творится невероятное — можно отдышаться испуганно и попробовать объяснить — шепотом, доверительно, нервно тикая доверчивым глазом — такой песни у PLACEBO еще никогда не было и не будет, видимо — я чувствую взрывающиеся (компьютер с грохотом представительно разлетается на сонм полезных деталей)…
"Centerfolds" — да это просто какой-то… (шальная пуля неизвестного, но очень меткого авторства).
Общее резюме — знаете, если после "Музыки черного рынка" еще можно было страдальчески гадать, что таки вырастет из PLACEBO, если им есть куда расти, то теперь уж ничего не остается, как с осознанием полного освобождения от предрассудков, страхов и спокойствия, с полной уверенностью и сердечным "пласибо" за все заявить миру о том, что… (ВЗРЫВ. Ничего не остается. Вообще ничего).

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета