статья


Artes Liberales
ARTES LIBERALES

Сложно назвать это группой. ARTES LIBERALES — скорее, явление, к которому можно, конечно, прикрепить ярлык "этно", но лучше этого не делать. Просто молодой человек и голубоглазая девушка при помощи своих вокальных данных и аутентичных инструментов легко вводят в какое-то непонятное астральное состояние. Красивая музыка, мелодичная, искренняя. Уносит в эфемерный мир людей, живших задолго до нашего рождения в таинственные времена Средневековья. Наслушаешься варгана, волынки, свирелей всяческих, и начинаются проблемы с объективным восприятием реальности… Хотя на совершенно реальные вопросы Инна и Александр "Патрик" (так музыкантов зовут) ответили вполне объективно.

— Этно — основа вашего творчества?
А: Это лишь одна из граней того, что мы делаем. Мы исполняем музыку не только этого рода. Нас также интересуют исторические пласты музыки.
И: Музыка Ренессанса, Средневековья.
— Как появилась идея создания группы?
А: Мы существовали сами по себе, а потом встретились. Произошло это в 2001 году на одном из фестивалей.
И: До нашей встречи мы уже занимались музыкой профессионально, мы ею, вообще, всю жизнь занимаемся.
— Почему ARTES LIBERALES?
И: Название говорит само за себя: свободное искусство. Наше творчество не ограничено никакими рамками.
— Где вы берете материал для песен?
А: В книжках разных существует масса примеров исполнения такой музыки. Привозим литературу с фестивалей, берем в библиотеках, Интернет дает возможность черпать любой материал.
— И что происходит потом?
А: Потом мы проигрываем этот материал, и рождаются какие-то образы. Потом делаем аранжировки и исполняем.
— У вас инструменты очень интересные…
А: Мы используем ирландские духовые инструменты (свирели, свистки), ирландский барабан — традиционный кельтский инструмент, гусли балто-славянские, гудки, барабаны, варган… Все, что попадает под руку.
— Вы исполняете белорусское этно?
А: По большому счету, у этно одинаковые корни, не стоит делить его на белорусское и нет.
И: Корни-то как раз разные, но сам термин имеет широкий географический охват. Сегодня мы играем одно, завтра может придти очередь другого. Если конкретно говорить, то в том, что мы играем сейчас, преобладает белорусский фолк, отдельные темы выхвачены из ренессанса, барокко. Играем кельтскую музыку (ирландскую), итальянские, французские, испанские мелодии Средневековья.
— Как происходит процесс создания песен?
А: Есть то, как принято играть такую музыку, то, как это должно звучать. И есть то, что ты можешь, то, что ты видишь. Все накладывается друг на друга, и что-то получается, но, как правило, в окончательном варианте ничего не утверждается.
И: Музыку вообще нельзя утвердить в окончательной форме. Она должна быть "живой", должна передавать образы, радовать людей.
— Каковы ваши музыкальные пристрастия?
И: Мы не слушаем поп-музыку, это не музыка, это коммерция. Песни сделаны по всем канонам, но они в себе ничего не несут. А так, мы не ограничиваемся какими-то определенными стилями, просто слушаем хорошую некоммерческую музыку.
— Множество групп сейчас занялись этно по следам KRIWI, ПАЛАЦА…
И: Мы существуем сами по себе. Творчество и занятие музыкой происходят отдельно, независимо. Конечно, есть моменты пересечения, общения, но у каждого свое видение музыки. Материалы иногда похожи, но ведь Беларусь — наше общее наследие.
— Как часто вы импровизируете?
И: Все время.
А: Есть разные материалы: некоторые допускают импровизацию, некоторые нужно играть по одной линии.
И: У нас подлинный, народный материал, к нему нужно относиться с уважением.
— Реакция слушателей важна для вас?
И: Музыкант без слушателей вообще состояться не может.
А: Бывают разные ситуации. Иногда тебя несет, музыка летит, а иногда не идет и все. Или ты не готов…
И: Или слушатель такой.
А: Сцены разные бывают.
— То, чем вы занимаетесь, способны оценить немногие?
И: Ну, почему же немногие?
— Нельзя же сказать, что ваша музыка — музыка для всех.
А: Разные грани нашей музыки позволяют пробить с той или иной стороны того или иного слушателя. Я думаю, что любой порадуется, услышав красивую мелодию, связанную с его историческим наследием.
— Нужно ли музыкальное образование тем, кто хочет играть музыку?
И: Никто не идет лечиться к врачу, у которого нет диплома. Человек с хорошим музыкальным вкусом отличит профессиональное исполнение от не слишком качественного. Просто надо работать, репетировать.
А: Формы образования могут быть разные: академическое, официальное либо самообразование.
И: Самообразование тоже возможно. Если человек на сцене любит, уважает своего слушателя, то он будет работать.
— Ставите ли вы себе четкие цели или играете в свое удовольствие?
И: Музыка — наша профессия, работа, жизнь. Мы не просто играем в свое удовольствие, но в тоже время играем себе в удовольствие… Это парадокс, но это так.
А: Безусловно, есть цель играть, стать известными.
— Планы?
А: Расти в своем творчестве, перейти на новый уровень, привлекать новых людей в группу.

© 2005 музыкальная газета