Jones, Norah
Красота по-американски

Сенсационная девушка — Нора Джонс. Всего-то и сделала, что выпустила альбом старомодных блюзовых песенок. Последствия же впечатляющи. Награды, награды, и как следствие — широкая известность. Стоит Нора того или нет — покажет время. Нам же, любопытным слушателям, хотелось бы узнать побольше об этой простой американской девушке.
Родилась 30 марта 1979 года в Нью-Йорке. Отец — Рави Шанкар — выдающийся музыкант и большой друг Джорджа Харрисона. Мать — концертный промоутер Сью Джонс. Нора воспитывалась мамой (Рави Шанкар был занят другими, более интересными, делами и как-то не очень собирался признавать свою внебрачную дочь). Трижды меняла место жительства. На американский мир насмотрелась — но не смена пейзажей интересовала Нору, а нравилось ей слушать старые мамины пластинки. "У моей мамы был восьмиальбомный сет Billie Holiday. Я выбирала один диск, который мне нравился, и переигрывала его снова и снова. "You Go To My Head" был моим любимым". Слушала Нора Арету Франклин, Рэя Чарльза и Билла Эванса, со временем стала сочинять и собственные песни. По старой доброй американской традиции, горячая любительница музыки начала петь в церковном хоре в возрасте пяти лет, а уроки игры на фортепиано начала брать двумя годами позднее, потом она стала играть на альтовом саксофоне. В 15 лет поступила в престижное учебное заведение — "Washington High School for the Performing and Visual Arts" (соул-исполнительница Erykah Badu и трубач Roy Hargrove — также выпускники сей "школы").

16-летие Нора Джонс отметила оригинальным способом: устроила первый собственный концерт в местном кафе. Сие не было пустой прихотью, а уверенностью в собственных силах. Сила вокальных данных Норы Джонс уже была подтверждена на официальном уровне — в этой самой крутой школе, о которой говорилось выше, Нора победила в номинациях "Best Jazz Vocalist" и "Best Original Composition" на "Down Beat Student Music Awards" в 1996 году и в следующем году взяла приз за "Best Jazz Vocalist" на том же "SMA". После завершения учебы Нора поступила в университет в Северном Техасе, известный за хорошее музыкальное образование, где она специализировалась на джазовом пианино. Она также пела в группе LASZLO, играющей, по описанию Норы, "темный джазовый рок".
Летом 1999 года Нора переехала в Манхеттен и больше не возвращалась в Северный Техас. Она честно думала вернуться к учебе, но соблазны джазовых кафе оказались сильнее. "Музыка удержала меня здесь. Музыкальная сцена здесь столь огромна, я нашла это очень впечатляющим. Особенно мне нравилось слушать удивительных поэтов-песенников в небольших местах вроде "The Living Room". Все стало открытым для меня".
Начиная с декабря 1999 в течение года Нора регулярно появлялась с прифанкованной группой WAX POETIC (ныне прописанной на лейбле Atlantic). Но вскоре Джонс сформировала собственную группу с Jesse Harris, Lee Alexander и Dan Rieser. В октябре 2000-го этот проект записал демо для Blue Note Records. Контракт с Blue Note был заключен в январе 2001-го. Что интересно, фирма Blue Note, выпускающая джазовую музыку уже больше 60 лет, имеет прекрасную репутацию. Пластинка, записанная под этой маркой, фактически получает знак качества. Но репутация этого лейбла — джазовая. А Нора Джонс, будем честными, тянет в сторону поп-музыки, но с джазовыми акцентами.

Нора спела две песни ("More Than This" ROXY MUSIC и "Day Is Done" Nick Drake) для альбома гитариста Charlie Hunter "Songs From The Analog Playground" (также прописанного на Blue Note) и стала часто выступать "вживую" с группой Hunter'а.
В мае 2001-го Нора начала записывать песни для своего дебютного "Come Away With Me". Сначала она работала с продюсером Craig Street на "Bearsville Studio" в Вудстоке. В августе певица и ее музыканты вновь приступили к работе, на этот раз с Arif Mardin (он работал с Aretha Franklin, Dusty Springfield, Laura Nyro, Roberta Flack и Willie Nelson) на "Sorcerer Sound" в Манхеттене.
28 ноября Нора представила песню "Are You Lonesome Tonight?" в часовом трибьюте Элвису Пресли на NBC-TV. Шоу под претенциозным названием "Elvis 2002" представляло собой набор историй, наблюдений, воспоминаний и музыкальных выступлений. Участвовали в этом также U2, Dave Matthews, NO DOUBT, Sheryl Crow, Britney Spears, Vince Vaughan, Sarah Jessica Parker и Bill Clinton. Неплохая компания для звезды восходящей.

В начале 2002-го был издан дебютный альбом Норы Джонс "Come Away With Me". В итоге, на последней церемонии вручения "Грэмми" в нью-йоркском "Madison Square Garden" "Come Away With Me" был назван лучшим альбомом 2002 года. Песня "Don't Know Why" с него — лучшей песней года. "Grammy" получил ее автор Джесси Харрис. В целом, Нора Джонс и "Come Away With Me" удостоены 8 премий "Grammy". Джонс названа лучшей исполнительницей в стиле "поп" и лучшей молодой исполнительницей. "Come Away With Me" получил премию как лучший поп-альбом. "Grammy" также удостоены звукорежиссеры, работавшие над этим альбомом: Хаски Хасколдс, Ариф Мардин и Джей Ньюлэнд. Ариф Мардин за работу над "Come Away With Me", кроме того, назван продюсером года.
"Come Away With Me" — альбом чарующий. Он близок всем, и сегодняшнему дню и прошлому веку. Отличный диск, но какой-то безликий. Тягучий. И все же притягательный. "Come Away With Me" демонстрирует отличные навыки Норы Джонс, не только как вокалистки (на фортепиано, кстати, тоже она), но и как поэта-песенника и аранжировщика. Нора выступила композитором титульной песни "Come Away With Me", "Nightingale" и написанной в сотрудничестве "The Long Day Is Over". "Come Away With Me" — это блюз, джаз, соул, кантри и фолк-поп. Композиция диска кажется идеальной: нет слабых мест, провалов, но нет и яркости. Нет импровизаций и затяжных соло. Все очень-очень ровно. Все в самом доступном и приятном виде. Нежный, спокойный (по звучанию совсем не молодой) расслабленным голос. И повсюду старомодность. "Я вдохновляюсь музыкой не сегодняшнего дня, а вчерашнего", — сказала она в интервью "Rolling Stone". Айда в какой-нибудь Канзас-сити! И не забудьте старый патефон.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета