Jarboe
angry woman in industrial

Слухи о воссоединении легенды индустриальной сцены, группы SWANS , упорно проявлявшиеся на страницах музыкальных масс-медиа всех мастей и расцветок в течение нескольких последних лет, оказались, мягко говоря, необоснованными. Безусловно, такие монстры жанра, как SWANS, даже после прекращения своей многолетней карьеры, продолжали и продолжают оставаться объектом пристального внимания как прессы, так и многочисленной армии фанатов. Еще бы! Классики индустриальной музыки, активные пропагандисты социальных идей, коллаборационисты Майкл Гира и Джарбо с полными на то основаниями имеют пожизненную прописку в Аллее Славы индустриальной музыки. Но SWANS больше нет, это факт, с которым нельзя не считаться. Однако и Гира, и Джарбо по-прежнему ведут активный образ жизни, сочиняя, воплощая и издавая. Релиз за релизом, один краше и интереснее другого. Сегодня я предлагаю вам интервью с Джарбо, данное "МГ" в эксклюзивном порядке. Работа над этим материалом велась достаточно долго, в силу разных обстоятельств. Не всегда, надо сказать, это были приятные вещи, вроде совместного концерта Джарбо и NEUROSIS в Лос-Анджелесе, например. Во время нашей переписки Джарбо успела попасть в автокатастрофу, отделавшись, к счастью, легким испугом и разбитым вдребезги автомобилем. Чем кончилось это дело для водителя грузовика, протаранившего машину Джарбо — об этом она умолчала. Но зная, что в свободное время она не только медитирует, но и занимается кикбоксингом и боди-билдингом, состояние, в котором пребывает второй участник инцидента, я уточнять не стал.
После приостановления активной концертной и студийной деятельности SWANS Джарбо стала заниматься сольной карьерой, с удовольствием откликаясь на предложения посотрудничать, исходящие от самых разных мастеров жанра. На счету Джарбо — участие более чем в 50-ти коллаборациях с такими музыкантами, как тот же Michael Gira, Bill Laswell, Jim Thirwell (FOETUS), LUSTMORD, PAN SONIC, Marc Spybey (DEAD VOICES ON AIR), Steve Severin (SIOUXIE AND THE BANSHEES, CREATURES), Chris Connely (MINISTRY), Alan Sparhawk (LOW), NEUROSIS, MERIDEIM, BUCKETHEAD, Edward Kaspell (LEGENDARY PINK DOTS), David J. (BAUHAUS), David Torn, Bill Rieflin (MINISTRY, NINE INCH NAILS, KMFDM), Iva Davies (ICEHOUSE) и многими другими. Также Джарбо с удовольствием сотрудничает с такими мастерами визуального искусства, как Richard Kern, Beth B., Wim Van De Hulst и другими. Итак, Джарбо — 6 сольных альбомов, 20 альбомов со SWANS, 50 совместных релизов, кикбоксинг, альпинизм, занятия по Тибетскому буддизму, убежденная феминистка. Добрый день.
— Здравствуйте.
— Джарбо, от кого же все-таки исходило решение о прекращении деятельности SWANS — от вас или от Майкла?
— От нас обоих. Это было тяжело, но я для себя решила этот вопрос давно.
— То есть эта ситуация назревала в течение какого-то продолжительного периода времени? Это было связано с вашим и Майкла желанием больше работать над сольными проектами?
— К моменту распада SWANS Гира и наш менеджер очень хорошо осознавали, что с именем SWANS было связано так много негативных ассоциаций, что решение "похоронить" это название было самым логичным поступком. После этого и Майкл, и я могли бы запустить наши собственные проекты и заниматься ими, не обращаясь больше к тяготившему нас наследию SWANS.
— Довольно категорично. Однако слухи о ре-юнионе группы распространялись, пожалуй, с момента распада.
— О, слухи всегда распространяются со скоростью мысли! Было бы неудивительно, если бы слухи о воссоединении SWANS начали ходить задолго до смерти группы. Но если остальные участники и собираются совершить нечто подобное, то в любом случае мне об этом ничего не известно.
— Существуют ли сегодня какие-то творческие отношения между вами и Майклом Гирой?
— Абсолютно никаких.
— Тогда оставим в покое тяжелое наследие SWANS и перейдем непосредственно к Джарбо. Вы являетесь владельцем собственной звукозаписывающей компании The Living Jarboe, которая занимается изданием ваших релизов, организацией ваших концертов и так далее. Именно на этом лейбле в 2000-м году вышел ваш сольный альбом "Disburden Disciple". Совершенно потрясающая работа!
— Спасибо, я также очень довольна этой пластинкой. Все произошло, как и должно было.
— Меня вот что интересует: над материалом для "Disburden Disciple" вы работали на Востоке, и это наложило очень сильный отпечаток на конечный результат. Затем этот эпиграф, фраза Ницше о том, что "тот, кто сражается с монстром, рискует сам превратиться в монстра". Ведь это был 2000-й год. Как альбом был принят в США, "логове мировой демократии"?
— Этот альбом — первый шаг после моего жуткого альбома "Angedoniac". Он задумывался как иллюстрация различных переходных состояний человеческой натуры, когда он пытается сформулировать свое бремя — будь то любовь, секс, война или религия. Это общие темы. А американская демократия… Это тоже бремя.
— Но вы ведь интересуетесь политическими проблемами?
— Все переворачивается сегодня вверх дном. Переворачивается не только в мире вообще — этот хаос рождается внутри каждого отдельного человека. Я уверена, что и в США, и в Европе ситуация сегодня угрожающая и ведет кратчайшим путем к совершенно бессмысленной мировой войне. Сегодня это происходит более интенсивно, чем когда-либо. Я думаю, что и у вас, и у нас проблемы сейчас примерно одинаковые. Я не очень много знаю про Беларусь. Я знаю, что в 89-м году у вас было "Адраджэнне" и что в 91-м несколько бывших советских республик объединились в СНГ. Вот и все… Но меня пугает то, что ваша страна, находясь в центре Европы, ведет себя угрожающе и по отношению к соседям, и к своим жителям.

Как оказалось, Джарбо все-таки немного лучше осведомлена о положении вещей в мире, чем хотела показать. Телевизор в Америке тоже изобрели, однако.

— Давайте поговорим о последнем релизе The Living Jarboe — вашем первом альбоме ремиксов "Dissected", который вышел в конце 2002-го года. Совершенно шикарная, интереснейшая пластинка! Как проходила работа над ней? Под вашим жестким контролем?
— Ну, не совсем. Я выбирала артистов, желающих ремикшировать мои треки, основываясь на ощущениях, которые возникали у меня во время прослушивания их последнего материала. Некоторых из них я давно знаю и мы уже сотрудничали раньше — например, LUSTMORD. На меня произвел большое впечатление материал PCP, BACKWORLD, THREAD, ENNUI CHICAGO, BILDEAUX. Но о каком-то жестком контроле со стороны The Living Jarboe не было речи — артистам была предоставлена полная творческая свобода в интерпретировании моих произведений, каждый из них шел по тому пути, какой его больше устраивал. Результаты лично меня очень обрадовали. Вообще, я очень люблю совместное творчество. Сейчас я завершаю работу над своим новым альбомом, который будет называться "Men" и выйдет, вероятнее всего, в конце лета. Он также будет включать большое количество коллабораций, в работе над ним мне помогают Chris Connely, Edward Kaspell, Steve Von Till (NEUROSIS), Iva Davies, David Torn, David J., Paz Lenchantin (ZWAN, A PERFECT CIRCLE), Kris Force (AMBER ASYLUM) и многие другие друзья.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с одной из моих любимых групп — NEUROSIS. Планируете ли вы еще что-нибудь записать вместе?
— О, да! Мне очень нравится работать с NEUROSIS, я люблю их. Сейчас мы закончили запись нашего нового совместного альбома. Я написала тексты и прописала основные вокальные партии для этой пластинки. Скорее всего, она будет называться просто — "NEUROSIS Featuring JARBOE". Это очень динамичный и мрачный диск. Я думаю, что он выйдет в этом году. Мне кажется, что и фэны NEUROSIS, и мои фэны оценят этот альбом по достоинству.
— Я знаю, что вы являетесь приверженцем феминистского движения.
— Я являюсь приверженцем движения реалистов. В ноябре прошлого года я принимала участие в фестивале "Beyond The Pale" в Сан-Франциско. Я была там единственной женщиной-музыкантом. Я не знала этого, пока мне не сообщили об этом две девушки, ди-джеи радиостанции, во время интервью. На самом деле, я не думаю об этом предмете постоянно.
— Ну, в книге "Angry Woman In Rock" вы достаточно жестко высказали свою позицию по отношению к мужчинам на индустриальной сцене.
— Это правда. И тем не менее. Почти на всем протяжении моей карьеры вокруг было больше мужчин, чем женщин. Я работала по большей части с мужчинами, делая тяжелую музыку. Тот факт, что в составе SWANS я была единственной женщиной, возможно говорит о моей андрогинности. Ха-ха!
— А как вы относитесь к позиции "чисто женских" лейблов, таких, как DHR Fatal, например, ориентирующихся на экстремальную музыку? Не кажется ли вам, что уже сам по себе факт агрессивного пропагандирования женского начала в тяжелой музыке — весьма противоречив: то есть это уже и есть шовинизм по половому признаку? Иначе чего ж тогда защищаться?
— Я, в принципе, ничего не знаю о политике DHR Fatal. Но согласна — если они просто знают, что женщины вполне способны играть музыку, традиционно считающуюся "мужской", то не надо об этом говорить постоянно. Умным людям, понимающим это, ничего доказывать не нужно — слушай и понимай.
— Следите ли вы за музыкальными новостями или на это не хватает времени?
— На самом деле, времени действительно не хватает. Я почти не слушаю музыку просто для удовольствия. Ну, я пытаюсь быть в курсе того, что записывается, что выходит. По этой причине я анализирую hip hop, и trance, и death metal даже. Это просто такой тип продолжения образования, не более того. Из последних групп, которые я для себя открыла, могу выделить итальянскую команду LARSEN. Они мне очень понравились, и мы решили записать что-нибудь вместе. Также мы с ними сыграем совместное шоу в Италии, а после этого они примут участие в моем представлении в польском Гданьске, где я буду играть 9-го марта.
— Упс! В Польше! Совсем рядом с нами. Я думаю, что, наверняка, кое-кого границы не остановят. Может быть, на этом концерте побывает и кто-нибудь из читателей "МГ".
— Это будет здорово!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета