Бигуди
Изящные БИГУДИ

Появившись около двух лет назад, этот электронный проект сразу покорил всех своей изящной музыкой. Причем слово "изящно" в данном случае можно применить ко всему, что делают БИГУДИ. Начиная от того, как они оформляют обложки своих альбомов и заканчивая тем, как они одеваются. Будучи родом из самого западного города России — Кенигсберга, ребята не отстают в музыкальном плане от своих европейских соседей, которые окружили их янтарный край со всех сторон. Для этого они не напрягаются, высасывая из пальца очередную модную фишку, они не прибегают к помощи крутых стилистов и продюсеров, которые бы днями и ночами мудрили над их имиджем. У этих ребят все получается само собой. Они так мыслят, они так живут, не строя из себя звезд, не парясь насчет шоу-бизнеса и его жестких законов. У каждого из них есть другой вид заработка, что позволяет им спокойно сочинять композиции, которые не надо подстраивать под радиоформат и другие общепринятые рамки. Эту музыку им напевают волны и ветер Балтийского моря, на берегу которого они проводят большую часть жизни. Эта музыка рождается на улицах старого Кенигсберга, по которому когда-то ходил философ Кант. И навряд ли бы такая музыка родилась в каком-то другом месте. Хотя многие этого не понимают, пытаясь переманить перспективный проект в Москву и сделать из него ширпотреб. Товарищи продюсеры не понимают, что при перемене ПМЖ все изящество коллектива тут же потеряется, и он станет серой массой, которую у нас называют "популярной музыкой". Славу Богу, что сами музыканты это прекрасно осознают и отказываются от различных заманчивых для любого другого коллектива предложений. Настроены они на большее, и, судя по всему, у них получится достигнуть всего, чего они хотят. В скором времени коллектив издаст второй альбом. Первый, "Москва поверила слезам", вышел в начале этого года на московском лейбле Exotica Lights и уже полностью распродан. Наш разговор с одним из участников изящного проекта, Данилой (DJ Выкл.), состоялся накануне отъезда группы в Москву, где они вместе с питерскими экспериментаторами "YaD" выступили 26 сентября прошлого года в клубе "16 тонн" на презентации шестой части сборника серии "Расскажи Чайковскому новости".
— Данила, поведай историю, как познакомились три человека, которые впоследствии стали называть себя БИГУДИ. Глядя на вас, создается впечатление, что вы друг друга с детского садика знаете.
— Не с детского, конечно, но уже довольно долгое время. Сначала знакомство произошло между мной и Максимом (DJ Вкл.). На дворе стоял 1993 год. Это было чисто меломанское знакомство. Максим занимался тем же самым, что и я, т.е. поиском интересной музыки. Так в один прекрасный момент наши пути пересеклись. Тогда мы не думали, что будем когда-нибудь играть в одной группе. Обменивались дисками, информацией. Позже пришли к тому, что можно самим делать музыку не хуже той, что слушаем. Стали записывать отдельно друг от друга кассеты со своими шедеврами, которыми потом менялись. Настоящий home tape. Интересные времена были. Созрели до того, что решили сделать свое творчество более афишируемым. До этого ни один из нас нигде не играл. MEMBRANOIDS был первым нашим коллективом.
— А теперь про историю — как вы стали трио? В смысле, где вы Вадима (DJ Откл.) нашли?
— Вадим присоединился к нам чуть позже. Обычное городское знакомство. Ведь зачастую большинство людей в своей жизни знакомятся на работе и на учебе. Вот и Вадима мы нашли аналогично. Вышло так, что Максим и Вадим работали в одном университете. Первый преподавал историю искусств, второй — философию. Естественно, что работая в одном учреждении, они рано или поздно о друг друге узнали. А так как интересы у обоих оказались близкими по духу, они быстро нашли общий язык. Когда же мы с Максимом узнали, что Вадим играет на гитаре, тут же пригласили его в группу. Он согласился. С тех пор мы вместе.
— Знаешь, меня всегда разбирало любопытство по поводу того, как проходят репетиции электронных проектов типа вашего. Если, конечно, слово "репетиция" приемлемо к вашей группе…
— С Женей Гришковцом, с которым у нас совместный проект ПОСЛЕ РАБОТЫ, репетиций практически нет. Встречаемся накануне концерта и выставляем структуру программы. Мы прекрасно понимаем друг друга, поэтому быстро обо всем договариваемся. Потом следует продолжительный саундчек перед выступлением, где срезаются все острые углы. И на этом все. А как БИГУДИ мы репетируем дома. В основном у Максима. Но не так часто, как многим кажется.
— У Максима что — самая большая квартира?
— Так получилось. У него одна комната свободна. Вот мы и решили ее заполнить.
— А соседи не стучат шваброй по потолку во время репетиции?
— Мы достаточно тихо играем. Тем более, у нас такая мягкая музыка, что многие соседи с удовольствием ее слушают.
— Поначалу вы назывались MEMBRANOIDS. Кто из вас додумался так назвать проект?
— К этому приложил руку каждый. Случилось это в тот момент, когда уже был готовый продукт под названием демо-запись, и надо было его рассылать на лейблы. Название родилось, насколько я помню, за обеденным столом. Через полгода этот проект перерос во что-то более глобальное, а именно в творческую ассоциацию "Мембрана". Дело в том, что у нас тогда накопилось много композиций, которые по своей стилизации сильно отличались друг от друга. Вот мы их дробили на несколько проектов: MEMBRANA, MEMBRANOIDS, JOHN SILENCER INFER JAZZ QUINTET, CINCINNATUS.
— Какое же заведение в Кенигсберге может гордится тем, что в его стенах прошел первый концерт будущих БИГУДЕЙ?
— Такая честь была представлена магазину "сэконд-хэнд", который располагался в подвальчике здания ГТРК "Янтарь". Там однажды состоялись две эпохальных вечеринки, на одну из которых пригласили нас. Причем хозяева этого магазинчика не знали об этих мероприятиях. Их проводили продавцы. Теперь вот прочитают это интервью и узнают. Там же играли ребята из LOS CHIKATILOS. Тогда мы еще не совсем представляли, как делается музыка, но получилось вроде нормально. Публика, судя по ее реакции, осталась довольна нашим первым сетом.
— Ты сказал, что вы сами занимались рассылкой своих записей, т.е. как бы промоушном. Неужели тиражировали кассеты со своими творениями на домашнем магнитофоне и …?
— …по почте рассылали на различные лейблы. Причем начали это делать сразу, как только записали первую запись MEMBRANOIDS. Однажды случайно открыли какой-то музыкальный журнал, послушали вложенную туда компиляцию. Нам понравилась представленная на ней музыка, и мы отправили свою запись на датский лейбл, который занимался выпуском данного сборника. Причем мы не ставили себе прямую цель заинтересовать своей музыкой эту компанию. Скорее всего, это делалось ради какого-то виртуального знакомства. Но как ни странно, вскоре мы получили от лейбла положительный отклик на свою запись. У нас завязалась с этими людьми деловая переписка. Через какое-то время они предложили нам выпустить на их лейбле альбом. Мы, естественно, согласились. Но когда время подошло к выпуску диска, лейбл обанкротился и полностью развалился. Потом подобных случаев с нами происходило большое количество. С японским лейблом приключилась такая же история. Как только они начинали нами заниматься — тут же разваливались. Хотя на самом деле это нормальная ситуация. На Западе каждый день появляется множество маленьких лейблов. Они выпускают пять-шесть пластинок и умирают. Такой, знаешь, маленький экономический фокус. И мы везде не успевали. Всегда были седьмой группой в их каталоге.
— Название БИГУДИ, насколько я помню, появились благодаря приглашению выступить в Москве...
— Да, мы участвовали с MEMBRANOIDS в фестивале "Культурные герои 21 века". По следам этого мероприятия даже выпустили альбом "Gimpotheka". После чего пару раз выступили в Москве. И одному человеку, который пришел на один из концертов, понравилась наша музыка. Он подошел после концерта и пригласил выступить на дне рождения его сайта. Сейчас, к сожалению, этого сайта уже нет. Празднование должно было проходить в клубе "Бармалей". Он сразу предупредил, что это дискотечное заведение, и попросил сделать программу помягче. Это была локальная закрытая вечеринка для своих. Хотя я считаю, что это провокация чистой воды: снять такой попсовый клуб для празднования совершенно непопсового сайта, заплатить бешеные "бабки" за аренду и собрать на нее только своих друзей. В итоге зал был полупустой. Нас это, конечно, не смутило, но все ровно было такое чувство, что мы не туда попали. У нас как раз тогда появилась новая аппаратура. Специально под это выступление мы сделали новую программу под формат "Бармалея". Как и просили, более мягкую. А так как она в корне отличалась от того, что мы творили в MEMBRANOIDS, было принято решение выступить под другой вывеской. Так родился еще один наш проект под названием БИГУДИ. Правда, поначалу полностью наше название было MEMBRANOIDS VS. BIGOUDI. Оно даже на флайере было указанно. Но потом мы решили сократить его. Получилось просто БИГУДИ.
После Москвы мы стали часто выступать в Калининграде. Нам понравилась наша новая программа, и мы решили остаться под вывеской БИГУДИ. Причем та программа, которую мы играли в "Бармалее", была записана на "зип". Но так получилось, что он сгорел там же, в Москве. До сих пор не можем его восстановить. Дискета есть, а открыть не можем. Надо профессионалов найти, чтобы они нам восстановили его. То, что мы сейчас играем — совершенно новые наработки, не имеющие ничего общего с теми песнями, которые мы играли тогда в "Бармалее". Так что тем, кто там был, посчастливилось услышать первые композиции БИГУДЕЙ. Они больше нигде не звучали.
Большого резонанса тот московский концерт не получил. Звездами мы не стали. Приехали спокойно назад в родной Калининград. Наши поездки особо нигде не афишировались. О них знали только друзья и близкие. Не то, что сейчас…
— Да, сейчас вас СМИ любят. И мне кажется, в этом большая заслуга московского лейбла Exotica. Может, конечно, я ошибаюсь, но не в этом суть. Меня больше интересует, с чего началось ваше сотрудничество?
— С Экзотикой мы были знакомы давно. Еще когда назывались MEMRONOIDS. Они уже тогда проявляли к нам интерес. Тут как раз LOS CHIKATILOS выпустили на Экзотике альбом "Guten Organ" и частенько стали кататься с концертами в Москву. Мы передали через них на лейбл свое демо. Это уже были композиции проекта БИГУДИ. Вернее, люди с Экзотики сами попросили передать им запись, когда узнали, что мы работаем над новым материалом. После того, как они отслушали наши шедевры, нам поступило предложение выпустить альбом. Вскоре некоторые наши композиции стали выходить на сборниках, которые они выпускали. Пока альбом готовился к выпуску, мы стали часто давать концерты в Москве и в других городах. Засветились вместе с "чикатилосами" на открытом фестивале в Краснодаре. Народу было тьма. Несмотря на то, что мы были неизвестным коллективом, народ принял нас хорошо! Публика даже как бы стала вибрировать телами!..
— А в Краснодаре вы что забыли?
— Тогда, да и в принципе сейчас, проходило много рекламных туров, организованных большими компаниями. Тот фестиваль проходил как реклама сигарет "Честерфилд". И Экзотика подписалась делать культурную программу. В принципе, я такие мероприятия поддерживаю обеими руками. Организация там всегда на уровне. Артистам хорошо платят, создают все условия для них. Между прочим, мы из Калининграда летели самолетом, и нам полностью оплачивали билеты. А ведь нас никто не знал. Понятно, что таким крупным компаниям проще сделать большие мероприятия. Помимо нас с "чикатилосами", на фестивале выступал еще московский проект ВОЛГА, который мне сильно понравился.
— Когда вы стали чаще выступать в Москве, не было ощущения, что столичная публика относится к вам как к еще одной группе из провинции, которая приехала за славой?
— Как мы выяснили в частной беседе с музыкантами других групп — на самом деле в Москве нет своих коренных музыкантов. Все приезжие. Из других каких-то регионов России. Много питерцев. Только процентов 10 — настоящие москвичи: Сюткин, МЕГАПОЛИС, БРАВО, НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, НЕПРИКАСАЕМЫЕ… Да и общение с публикой у нас проходило локально. Они отдельно, мы отдельно. Люди, конечно, подходили после выступлений, что-то говорили, но в основном хорошее. Мне кажется, что если бы наша музыка им не нравилась, они бы просто ушли с концерта. А так они даже танцевали. Так что ощущения от концертов в Москве только положительные.
— Вам приходится, по сути, выступать практически в одних и тех же клубах. Такой чес не надоел?
— Все зависит от клуба. В Москве хоть неделю играй в одном клубе, всегда приходит разная публика. Там люди тусуются в какой-то один определенный день. Если ты будешь в одном и том же клубе играть каждый четверг, то ты будешь всегда попадать на одних и тех же людей. Естественно, тебе самому будет неинтересно играть, а им — слушать тебя в сотый раз. Сами мы от концертов пока не уставали. А если усталость когда-то и присутствовала, то она была приятная. Хотя, думается, что если месяц каждый день поиграть концерты, то, наверное, такое чувство неудовлетворенности возникнет. Но нам пока такое не грозит. Сейчас идет отшлифовка нашего мастерства. Приобретается какой-то концертный опыт.
— После концерта поступали предложения о сотрудничестве? Например, "БИГУДИ против Земфиры" или что-то типа этого?
— Были. Но пока они все какие-то неуверенные и неконкретные. Все на уровне словесных предложений. Подходила Татьяна Дробич. Она дала согласие на то, что споет на нашем новом альбоме.
— Часто приходится встречать в Москве земляков?
— Встречали как-то Глеба Ильюшу (лидер ГИТАРЫSTEREO), но мы с ним не знакомы. Поэтому каких-то особых рукопожатий не было. А так постоянно кто-то из калининградцев присутствует в зале. В "16 тоннах", например, всегда тусуются какие-то калининградские девушки. Причем они специально приходят на наш концерт. Узнают из афиш. Бывает, и просто люди случайно приходят в клуб поужинать, а там мы играем. Естественно, все радуются, что обнаружили земляков. Сразу все обнимаются, расспрашивают, как там Кениг живет. Передают приветы своим знакомым и близким.
— Многие музыканты пишут песни прямо во время гастролей. Вы пробовали в Москве сочинять музыку?
— Пока нет. В Москве гастрольный режим. Не до этого. В шесть подъем, зарядка... Шутка. Во время прошлых гастролей мы жили на окраине, под Люберцами. Выбирались только на концерты. Москва как город нас уже не интересовала.
— Какой вид транспорта предпочитаете для передвижения по столице?
— Машины. Мы на все концерты ездили на машинах. Между прочим, в Вене нас на лимузине катали. Там это считается нормальным явлением. Иногда передвигаемся на метро.
— Звезды разве на метро катаются?
— Бывает. Хотя со "звездами" ты, конечно, перебарщиваешь. На самом деле никакого ажиотажа вокруг нас не происходит. В Москве за день проходит до сотни концертов более известных групп. Состоявшихся звезд. Мы пока новички.
— Ну, это ты скромничаешь. Глянцевые журналы про новичков не пишут. Между прочим, а что это за место такое Брудения, где вы записывали альбом "Москва слезам поверила"?
— Это калининградская студия и лейбл одновременно. Принадлежит она известному в Кениге человеку — Володе Игошину. Он был еще инициатором такого заведения в городе, как "CD-бункер", который не так давно закрылся. Причем его лейбл — единственный в Калининграде. Он полностью ориентирован на западного слушателя. Пока каталог лейбла — примерно шесть пластинок. Володя по своим личным знакомствам договаривается и делает специальные русские переиздания работ известных западных музыкантов. Сама студия находится в бывшем здании краеведческого музея. В техническом плане она, конечно, — не само совершенство, но записали мы альбом вроде неплохо. Правда, денег затратили на студию больше, чем потом получили с продаж альбома. Мы по договору получили сто гонорарных копий. Смешно.
— А на Горбушке не приходилось встречать пиратские копии альбома? Какой-нибудь там "BIGOUDI — Hit Сollection"?
— Чтобы пираты нами заинтересовались, я думаю, нам надо быть звездами покруче.
— Экзотика сама выбирала для вас студию? Почему не в Москве?
— Они еще не такой крутой лейбл, чтобы оплачивать студию. Хватает и того, что они жилье музыкантам снимают. Чтобы полностью потянуть проект, надо делать большие вложения. А этого никто не будет делать, потому что не окупится. Наш народ не будет миллионами покупать пластинки электронного проекта из Калининграда. В принципе, выбор студии еще обусловлен тем фактором, что наша музыка на 90% электронная. Она не требует каких-то больших студийных затрат.
— Вы сами-то остались довольны записью?
— В общем-то да. Тем более Экзотика в Москве сделала неплохой мастеринг записи.
— После выхода альбома не возникало желания кое-какие места переписать, что-то добавить?
— Мне кажется, у всех музыкантов такое происходит. Над любым материалом можно работать бесконечно. Всегда ограничиваешься только сроком.
— А были какие-то продюсерские предложения по записи со стороны Экзотики?
— Да. Мы их постарались все учесть. У нас, например, был запланирован другой порядок треков. И были еще треки, которые Экзотика не захотела ставить в альбом. Мы их потом, когда будем собирать "Олимпийский", как би-сайды на радость фэнам выпустим. Ведь сами треки неплохие. Некоторые, на мой взгляд, будут даже посильнее отдельных композиций, что вошли в альбом.
— Тебе не кажется странным, что калининградская сцена представлена в Москве исключительно электронными проектами: BIGOUDI, LOS CHIKATILOS? Как ты думаешь, почему калининградские так называемые рок-звезды до сих пор не могут добиться успехов за пределами области? Некоторые из них уже играют по десять лет, но по-прежнему неизвестны за пределами Кенига…
— Странно, конечно. Я удивляюсь этому. Мне мало приходится встречаться с "гитарными людьми", но со стороны видно, что у них другой менталитет. Они совершенно не интересуются процессом, который происходит во всем музыкальном мире. Причина успешного продвижения электронной музыки из Калининграда одна — хороший промоушн. Что LOS CHIKATILOS, что мы всегда для этого что-то делали. Пусть и не в том объеме и не на том уровне. Мы всегда думаем о продюсировании. Наши же рок-звезды, как ты их назвал, не следят за теми движениями, что происходят в шоу-бизнесе. Может, им это неинтересно?!
На самом деле, большую роль еще играет наличие своего вкуса. Играть какие-то виртуозные партии на гитаре — это одно, а вот оформить красиво песню — это другое. И этот вкус надо постоянно формировать, совершенствовать и обязательно "показывать" людям. Помимо этого, надо чуть ли не ежедневно отслеживать процесс развития мировых тенденций в музыке, чтобы иметь хоть какое-то представление о том, как это все делается внутри шоу-бизнеса. Это касается как электронной, так и рок-музыки. Сейчас у нас в стране, как и на Западе, появляется масса независимых лейблов. Наподобие Экзотики. Что мешает записать демо и разослать его на лейблы, в журналы, радиостанции? А наши рок-н-ролльщики все ждут, когда к ним приедет большой продюсер из Москвы, возьмет их за ручку, и у них сразу появятся лимузины, виллы. Это их и губит. Я уверен, почти каждая группа из Калининграда может достичь того, что и мы, и даже больше. Главное — промоушн. Если замыкаться только на Калининграде — ничего не будет. Так можно и сто лет играть для своих друзей.
— Как человек с большим опытом скажи, может музыкант, живя в Калининграде, зарабатывать себе на кусок хлеба с салом исключительно своей музыкой?
— Не знаю как рокеры, но вот, например, наши известные ди-джеи из "Discovery" живут за счет своих вечеринок. Люди сами занимаются своим промоушном. Чем лучше они его проведут, тем больше они получат и у них будет стимул дальше делать еще лучшие вечеринки. Да ты, наверное, и сам заметил, что чуть ли не каждую неделю афиши по городу висят. Они постоянно привозят резидентов известных московских и питерских клубов. Сложнее, конечно, может быть музыкантам, играющим "живую" музыку, потому что каждую неделю играть одно и то же в маленьком городе — невыгодное дело. Быстро всем надоешь (если только не выезжать с концертами в Москву, как мы). Но над этим надо работать. Жить в Калининграде, а работать в Москве. Месяц концертов — месяц валяться на диване.
А можно, как ГИТАРЫSTEREO — все бросить и уехать в Москву. Правда, про них сейчас ничего не слышно. Они вроде как занялись другой деятельностью. Басист играет у Найка Борзова. Сам Глеб Ильюща работает арт-директором в журнале "Play". Между прочим, несмотря на свой статус, сразу видно, что Глеб не пользуется служебным положением. Как на наш альбом, так и на альбом LOS CHIKATILOS были слабые рецензии в его издании. "Чикатилосам" вообще двойку поставили.
— А кроме клубов в Москве еще где-то выступаете?
— Да. Этим летом играли в Малом манеже на презентации автомобиля "Mini", принадлежащего концерну "BMW". Экзотика подписалась делать музыкальное оформление этого мероприятия. Помимо нас и LOS CHIKATILOS на двух танцполах выступало много других интересных электронных проектов. Бартенев там еще что-то делал.
— На каких площадках больше всего нравится выступать — на клубных или открытых?
— Однозначно в клубах. А еще лучше, если это будет какие-то неподготовленные для концертов площадки. В каких-нибудь выставочных комплексах, галереях, музеях. Мечта — сыграть на открытии какой-нибудь парикмахерской.
— А какие у вас отношения с лейблом Легкие?
— Дружеские. Мы с ними постоянно поддерживаем связь. На их компиляцию "Легкая весна" попала одна из наших композиций с последнего альбома. Я лично относил демку в их офис. Почему бы и нет?! Люди занимаются практически тем же, что и Экзотика.
— Вы довольны, как продается ваш альбом "Москва поверила слезам"?
— У меня на днях возникла проблема. Мне надо было другу срочно "презентовать" наш диск, т.к. он уезжал. Я обегал весь город, но нигде не нашел. В Москве он тоже, вроде, "по словам" Экзотики, неплохо расходится.
— Выходил ли на дисках записанный вами саундтрек к фильму "Любовь и ее причиндалы" режиссера Евгения Спивакова?
— Как отдельное издание этот саундтрек не выпускали. Некоторые композиции из этого фильма вошли в репертуар БИГУДЕЙ. Остальные на полке лежат в черновом варианте. Есть еще клип на главную композицию из этого фильма. Но он ценности не имеет. Там нарезка кадров из фильма. Технически он слабо оформлен.
— Есть ли у вас мечта, где вам хотелось бы выступить?
— В Сан-Ремо… Такая розовая мечта. Но пока туда почему-то не приглашали. Хотя и песню на альбоме посвятили этому чудному городу. Видать, туда пока не дошел наш диск.
— А что это за проект MINIMOKIK, с которым вы выступали на презентации шестого сборника серии "Расскажи Чайковскому новости"?
— В музыкальном плане MINIMOKIK — это проект, далеко ушедший от звучания БИГУДЕЙ, и в то же время он находится недалеко от MEMBRANOIDS. Мы его охарактеризовали как "фрик-электроник".
— Когда едете выступать в Москву, вы заранее знаете, с кем придется делить сцену?
— Иногда мы даже не знаем точно, какие композиции играть будем, не говоря уж о том, с кем придется выступать. Все подробности узнаем уже по приезде. Можно, конечно, интересоваться заранее, но нам и так много других вопросов приходится решать. Поэтому такие нюансы мы оставляем себе на сюрприз. Так интересней.
— Друзей себе заимели среди музыкантов Москвы?
— Много с кем приходилось общаться. Все-таки на презентациях всегда много народу присутствует. Но особо каких-то крепких дружеских связей пока не заимели. Из последних таких абстрактных знакомств — ребята из МУМИЙ ТРОЛЛЯ. Перекинулись парой словечек, и на этом все. Самое интересное, что в Москве музыканты друг друга не хвалят после выступления. Считается, что можно сглазить.
— Какие российские электронные проекты нравятся группе БИГУДИ?
— Игорь Вдовин. Безупречный и единственный человек, который мне нравится из всей нашей сцены. Он принимал участие на первом альбоме группы ЛЕНИНГРАД. Потом откололся и начал работать сольно. Теперь вот работает с НОЖОМ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. Его альбом еще год назад вышел. Что сейчас он делает, я не знаю.
— Ну и последний вопрос… приходилось ли вам пользоваться бигудями в личных целях!?..
— Приходилось, но немного не по назначению: Вадим при игре на гитаре применяет бигуди, он ими как слайдом играет!..


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета