обзор


U2
The Best & The B-Sides Of 1990-2000


(p) & (c) 2002 Universal Music
2 CD: СD 1 — 16tks/72mins; CD 2 — 14tks/71mins

Ну, а теперь давайте все дружно начнем говорить про U2, развозить сладкую тавтологию и радостно вымазываться в сахарной вате. Это раньше U2 были суровой мини-толпой революционно настроенных ирландцев. Сейчас они уже не ирландцы, а Мировое Достояние. Честно говоря, даже немного страшно, когда кумиры твоего детства из обычных людей вдруг превращаются в иконы, символы, обелиски и прочие чудеса света. Эксклюзивность пропадает, да. Честно говоря, уже кажется, что U2 — явление не менее эпохальное, чем BEATLES. Мне уже по фигу, что они там на самом деле из себя представляют. И если еще честнее, то за всеми этими песнями-гимнами, политическими кампаниями, встречами с Папой Римским, жутко помпезными концертами и какими-то нереальными цифрами истинный образ Боно потерялся совершенно. Вместо него — человек-имидж и человек-легенда. Как он себя чувствует, общемировой легендой будучи? Этого мы теперь тоже не узнаем, потому как уровень доступа сейчас на уровне нимб-контроля. Но что самое умопомрачительное — U2, пожалуй, единственная группа, которую пафосность не портит. Они умеют быть великими, что ли. И вроде бы простые парни, и вроде бы знаковые фигуры (мероприятие, отмеченное явлением Боно, — мероприятие мирового значения, бесспорно правильное и благотворительное) одновременно. А когда великая группа выпускает что-то новое, пусть это и сборник лучших вещей последнего десятилетия, да еще сборник би-сайдов в подарок противникам сингл-индустрии — все это анализировать и критиковать совершенно не хочется. Можно транспарантиком помахать, на флажочке написать красиво: "Ура! Боно со товарищи новый сборник выпустили, там две новые песни!", — шарики воздушные надуть — только все равно опоздаете, кто-нибудь до вас это непременно сделает. Посему мой вам совет — не делайте из сборника народное достояние. Слушайте его в полном одиночестве. Сорвет крышу, это точно. Такой глубинный экскурс в дремучие леса воспоминаний и ассоциаций — непременно будут слезы, суицидальные стихи, ритуальное сожжение старых дневников, поиски полузабытых телефонных номеров и распитие спиртных напитков в неподобающих местах. Начинайте с "беста". Там будут "Mysterious Ways", "Miss Sarajevo", "One", "The First Time", в общем, это можно долго перечислять. И две практически новые песни — "Electrical Storm" (это на самом деле малоизвестный свеженький би-сайд, но тут его новая отвратительная обработка Уильяма Орбита, сожравшего все гитары), атмосферная донельзя (такая бы бонусом в саундтрек к "Отелю "Миллион долларов"" покатила) и очень правильная, а еще "The Hands That Built America", явно посвященная доблестным американским пожарным. Жутко красивая, слезоточивая и прозрачная, как облако. Слушаешь ее и реветь в подушку хочется, словно у тебя кто любимый и родной 11 сентября погиб, — ну, Боно умеет так мозги пудрить, когда всякий раз себя героем его песен ощущаешь, и все вроде как по настоящему, и тоска вселенская накатывает. Даже если песня не в тему, все равно она про тебя, и уже ледяной ветер по хребту, и полеты во сне, и с разбегу с крыши — стандартный набор чувств, порождаемой музыкой любой Великой группы.
А после сеанса ностальгии можете слушать диск с би-сайдами, где половина песен — просто чудо как хороши ("Lady With The Spinning Head" — сумасшедше-циничные U2 периода "Zooropa", шаманящие и танцующие... "Summer Rain", солнце и дождь, и вводящая в транс "North And South Of The River", и "Your Blue Room", и неиспорченный еще Орбитом "Электрический шторм" с гитарами и тягучим нервом); а вот вторая половина — всяческие замороченные на что попало ремиксы и, в особенности, на битловскую "Счастье — это теплый пистолет". В общем-то, чертовски приятно, что Боно для битловского кавера выбрал именно эту песню — на самом деле она у очень и очень немногих людей любимая (ну, еще у Тори Амос, правда), но вот у меня на каком-то бутлеге есть более ранний вариант этого ремикса, гораздо более интенсивный и глубокий. Хотя ремиксы U2'шные — это тоже отдельная Вселенная, искривленная горящей лентой Мебиуса. И, в общем-то, весь этот сборник — счастье и радость, только вот песни про "Землю под ее ногами" из Вендерсовского "Million Dollar Hotel" там нет. Вообще нет. Такое впечатление, словно Боно делает вид, что вовсе и не он эту песню сочинил, или что она на самом деле дурацкая, — сначала вот на альбом ее не поместил, потом в "бест" не включил, хотя всякому древу, птице и рыбе понятно, что она — одна из величайших песен U2. Странно получается.
В конце августа 2002 года мне отчего-то приснилось интервью с Боно. Ну, настоящий такой Боно снился, сидящий на кожаном диване и пристально на вопросы отвечающий. Самое обидное, что вопросы и ответы я запомнила, только ведь интервью, во сне взятые, нормальные газеты не публикуют. Но я только выдержку из него помещу тут — когда я спросила у подсознательного Боно, почему он партизански избегает песни "Земля под ее ногами" и не включил ее в альбом, подсознательный Боно ответил: "О, понимаешь, это ведь слишком сакральная песня, слишком разрушительная. Ты клип видела вообще? Там чувак типа с крыши прыгает. Вот я подумал — народу будет башку сносить этой песней, они как повадятся с крыши прыгать, а потом скажут: у, это Боно виноват! А еще — она типа на стихи Салмана Рушди написана, а за ним исламские террористы охотятся. И если я эту песню издам где-нибудь, террористы меня взорвут, такие дела. А если они меня взорвут, я новый альбом не запишу. Так что выбирай, новый альбом или эта дурацкая песня про землю"... Да, и еще он так и не снял черные очки — вообще, были ли у него глаза? Короче говоря, если после прослушивания этого диска к вам во сне явится Боно, сдерните с него эти очки, хорошо? И еще раз спросите про "Землю…" — чего-то он там недоговаривает.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета