Mad Heads
Передовой украинский фронт рок-н-ролла

Вот он — передовой украинский фронт рок-н-ролла, группа, гордо несущая знамя непопсовой, но ужасно заводной музыки в народные массы. Массы, как известно, бывают разные, но те, кто хоть раз видел выступление группы или слышал их музыку, уже никогда не забудут той дикой и ненасытной экспрессии, фонтанирующей из музыкантов. Собранные вместе в незапамятном 1991 году (елки-палки — одиннадцать лет на сцене!) и ведомые неизменным харизматичным Вадимом Краснооким, лидером группы, "сумасшедшие головы" вскоре заполучили неофициальный титул лучшего украинского рокабилли-ансамбля, непрерывно гастролируя везде, где только представлялась возможность выступить. Путь, пройденный от ультраандерграундных подвальных "панковых" концертов до европейских турне с легендарными THE METEORS, нельзя назвать легким. Во-первых, такая музыка, что бы там ни говорили, не совсем коммерческая, а во-вторых, поиск нужных музыкантов, способных проникнуться сутью рокабилльного "психоза", — дело очень сложное. С честью выбравшись из многих "засад", киевляне пожинают заслуженные плоды славы и… с энтузиазмом смотрят в будущее! Long live rock-n-roll!!!!!

— Here we are! Что у вас новенького, парни? Главное — не впадать в летаргию на четыре года, как было с 1998 по 2002, хехе…
— А никакой летаргии и не было. Просто мы не издавали ничего, зато очень много выступали. Когда приезжаешь в какой-нибудь новый город, новую страну — люди не ждут от тебя новых альбомов, потому что они и старых не слышали. Они ждут хорошего концерта. Вот этим мы и занимались. Но теперь ситуация изменилась, и хотя "Naked Flame" только вышел (в начале этого года), мы уже работаем над новым альбомом. Не исключено, что он выйдет до конца 2002-го, но даже если нет, то некоторые песни из него появятся на радио очень скоро. А на ТВ появится новый клип.
— Никогда не возникало мысли типа: "Ох фак, как это все меня задра-а-ало! Вся эта музыка, шоу-бизнес, постоянные "репы" и т.д., и т.п.!!!" Ни разу не хотелось на все "забить" и куда-то уехать или, наоборот, найти работу по специальности (кстати?..) и спокойно себе поживать, особо не высовываясь?..
— Ты знаешь, я и высовываясь поживаю вполне спокойно, делаю то, что мне нравится. Не думаю, что я чувствовал бы себя лучше в образе инженера-механика (говоря о специальности). Шоу-бизнес — это работа, значит, надо работать. Музыка — это творчество, я не могу этого не делать, хотя усилия здесь тоже требуются. Думаю, когда-нибудь может настать время для того, чтобы "забить и уехать". Если я перестану верить в то, что делаю, — именно так и поступлю.
— Насколько я понял, ваш любимый киевский клуб — "Бадди Гай", так? Или же есть и другие точки для активного отдыха и "оттяга"?
— В общем, "Бадди Гай" — это просто клуб, где нам чаще всего приходилось выступать. Выбор, конечно, неслучайный — там хороший "живой" звук и классная атмосфера. Мне там нравится. Однако я так часто бываю в разных клубах "по делам", что отдыхать стараюсь в совсем другой обстановке. Самый тусовочный у нас в коллективе — Богдан, а Макс предпочитает компьютерные клубы.
— Недавно вот весь мир ожидал "воскрешения" Элвиса... К сожалению(?), ничего не произошло; только хитроумные янки снова "срубили капусты" на шумихе, поднятой вокруг этого события, хех... Хотелось бы узнать твое мнение по поводу данной истории с бессмертным Элвисом...
— Не знаю, какую из многочисленных версий по этому поводу ты имеешь в виду. Мне больше всего нравится та, что Элвис инсценировал свою смерть и живет где-то под другим именем, возможно даже с измененной внешностью. Только в этом случае он вряд ли когда-нибудь еще проявится.
— "Rock-n-Roll Jamboree"... Впечатления от фестиваля, думаю, остались нехилые. Расскажешь что-то об этой вашей очередной поездке в Суоми? Пьяные финны подпевали, хехе? Кстати, знакомы ли вам их местные культовые рок-н-ролльные пунки VALSE TRISTE?
— Это очень хороший фестиваль, один из наиболее нами любимых. Атмосфера там очень рок-н-рольная и одновременно очень позитивная. Несколько тысяч народу, все так или иначе выглядят стильно. Многие на старых американских машинах (глядя на эти тачки, понимаешь, что машина все-таки ни фига не средство передвижения, а где-то даже предмет культа). Куча машин и палаток, покрывающих огромную территорию. Везде тусуются люди навеселе, отовсюду гремит музыка (от классики рок-н-ролла до самого злого сайкобилли). Мы брали бутылку перцовой водки и ходили шататься и общаться. По дороге всех угощали — и конечно, все угощали нас. Можешь себе представить!.. И кстати, нас там уже настолько хорошо знают, что угощали бы и без перцовки. На концерте возросшая популярность тоже была заметна — мы играли на самой большой из трех сцен, и народу собралось не меньше, чем на самых крутых хэдлайнеров фестиваля.
— По Украине много гастролируете? Или как получится (пригласят/не пригласят организаторы)? Не думаю, что в нынешние времена люди толпами бегают на рокабилльные концерты...
— На рокабилльные концерты ходят рокабиллы, которых в Украине действительно немного. Но мы-то в своей музыке далеки от стилевого пуританства, поэтому у нас на концертах всегда много самого разнообразного народу. Кроме, собственно, рокабиллов — панки, металисты, рокеры и неформалы всех мастей, — вообще, все, кто любит энергичную "живую" музыку и отрывные вечеринки. Люди ходят на группу, а не на стиль. Мы всегда именно к этому и стремились.
— Когда-то вы имели привычку акустично "лабствовать" на Андреевском спуске. Почему сейчас такого не происходит? Весьма прикольно было наблюдать за выступлением, хмм...
— Когда-то мы все читали букварь, а теперь в него почему-то не заглядываем. Наверное, читаем книжки поинтереснее?
— Если не коммерческая тайна, поведай, плиз, во сколько вам "влетел" видеоклип на "По барабану"? Были ли смешные истории во время съемок (других клипов тоже)? Кстати, тот моц, что был в "Полетаем", — собственность кого-то из группы?
— Цифры я никакие называть не буду, поскольку не уверен, что все заинтересованные лица согласны на их обнародование. Что касается смешных историй, съемка — это вообще одна сплошная смешная история, если относиться ко всему с достаточной долей юмора. Например, в "Полетаем" героиня клипа в действительности не умела ездить на мотоцикле, и научить ее прямо на съемочной площадке так и не смогли. Поэтому ее вкатывали в кадр и выкатывали — и так много раз подряд, пока режиссер Витя Придувалов не увидел, что нужный дубль снят. А еще во время одного из дублей с инструментами я упал с крыла самолета вместе с гитарой. При этом погнул какой-то стержень, торчащий из крыла. Стал разгибать, он и вовсе сломался. Ну все, думаю, бюджет клипа увеличился на стоимость самолета. К счастью, все обошлось. Деталь оказалась не такой уж ответственной, да и местный механик тут же сделал новую. Когда снимали "По барабану", чувствовали себя, как в старом кино. Такое яркое ощущение, как из детства. Придувалов даже во время съемок не рассказывал нам сценарий, оставалось только пялиться на всех этих актеров и думать, — что же из этого выйдет. А самое смешное, что я вспоминаю, — это сюжет об этих съемках в каких-то теленовостях, когда я с умным видом чего-то рассказываю корреспонденту, а на заднем плане Богдан с Максом изучают реквизит — у Богдана на голове птичья клетка, и он дует в горн, который издает абсолютно идиотские звуки.
— Я тут прослышал, что последний альбом был выпущен также и на виниле. Вот это да! Честно говоря, не ожидал, что кто-то в современной Украине, кроме андерграундных металистов, заинтересован в реализации своей музыки в таком "древнем" формате... И где же можно поиметь 10'? Что-то в Киеве я не видел... Да, каково твое личное мнение об аудионосителях вообще? Не считаешь ли, что, например, mp3 "убивают" музыку?
— Во-первых, не 10', а 12', — и то все песни не влезли. Во-вторых, винил выходил, конечно же, не на Украине, а в Германии. Наш немецкий лейбл, издавая наиболее успешные из групп, выпускает альбомы в двух форматах — на компакт-дисках и на виниловых пластинках. И дело тут не в древности, а в элитарности — настоящие меломаны на Западе предпочитают винил, поскольку при наличии хорошего проигрывателя и дорогой акустической системы винил звучит ощутимо лучше любых цифровых носителей. Что же касается mp3 — они сейчас действительно разоряют западных звукозаписывающих гигантов и суперзвезд шоу-бизнеса. Для молодых же исполнителей это большой плюс — возможность донести свое творчество до огромной аудитории через Интернет, минуя коммерческое радио и телевидение. В любом случае, собственно музыке никакой угрозы нет. Во всяком случае, "живой" музыке. Никакой аудио- и даже видеоформат никогда не заменит атмосферы и звучания "живого" концерта.
— "Naked Flame" теперь могут приобрести даже западные меломаны, а не только доморощенные рокабиллы. Как вам удалось заинтересовать иностранный лейбл? Хорошо ли расходится там альбом?
— Странно поставленный вопрос. Первое появление MAD HEADS на аудионосителях состоялось в Великобритании в 93-м году, а на Украине — только в 95-м. И произошло это не потому, что западные лейблы легче заинтересовать, а потому что на Украине некого было заинтересовывать. Наша западная ориентация, английский язык в песнях, кроме всего прочего, имели и такую причину — мы хотели играть то, что нам нравится, а отечественный (и даже российский) шоу-бизнес не был готов работать с группой такого формата. Поэтому все наши альбомы издавались прежде всего в Европе, а заодно уже и дома, и в России. Сейчас, как я уже говорил, ситуация изменилась, и мы впервые готовим альбом специально для Украины и стран СНГ. По поводу продаж — да, безусловно, наш немецкий лейбл доволен их объемами. Иначе он остановился бы на первом альбоме и не стал бы выпускать второй и третий (последний еще и на виниле).
— В прошлом году MAD HEADS отпраздновали десятилетний юбилей. Надеюсь, все обошлось без грандиозных пьянок и мордобоя? Рокабиллы — головы горячие...
— Мы вообще не устраивали никаких празднеств. Я один остался в группе из самого первого состава. Поэтому у парней к этой дате чувства противоречивые. Они предпочитают вспоминать те времена, когда уже сами присоединились к группе.
— Как относишься к рон-н-роллу и всем его ответвлениям с русскими (или еще брутальнее — украинскими) текстами? Не кажется ли, что рок-музыка звучит как "true" только в англоязычном варианте?
— Скажем так, хорошо звучащий английский текст для рок-песни написать намного легче. Буквально любой английский текст звучит. С другими же языками сделать хороший рок намного сложнее. Удачных примеров очень мало. Поэтому мы долгое время пели только по-английски. Теперь же у нас появилась творческая амбиция стать одним из этих редких удачных примеров. И кстати, украинский язык в этом плане мне даже симпатичнее. Впрочем, это вовсе не означает, что по-английски мы больше петь не будем. Хотя бы потому, что у нас есть аудитория на Западе.
— Как вполне устоявшаяся банда, вы объездили много стран... Скажи, где понравилось больше всего, где публика была наиболее "своя"? Вы вот даже в Испании умудрились побывать. Никогда бы не подумал, что баски слушают рокабилли, хех. Были какие-то стебные моменты, связанные с национальной экзотикой или обычаями?
— Баски бы, наверное, очень обиделись на тебя за знак равенства между ними и испанцами. А мы были в Каталонии, и народ там тоже настроен достаточно сепаратистски. Но это как раз скорее стремно, чем стебно. Особенно когда в 2001 году баскские экстремисты порекомендовали иностранцам не посещать Испанию, дабы не стать случайными жертвами терактов. А нам как раз надо было ехать на фестиваль. К счастью, все обошлось. Стебных же моментов тоже было немало. Например, когда в Польше мы упустили свой поезд из-за того, что там номеруют не пути, а перроны. Или в Германии, где нам вернули (!!!) крупную сумму денег, забытую в поезде. Или в Англии, где мы заблудились в городе Лейсестер за полчаса до отъезда в Лондон из-за того, что ориентировались по шпилям на зданиях, а там этих шпилей оказалось… очень много. Или в Голландии… короче, всего и не расскажешь. А публика везде "своя", просто по-разному чувства выражает. Нам, конечно, славянский менталитет ближе. Но выступать везде интересно.
— Слушай, Вадим, каким таким образом вам удалось "раскрутить" Укупника на две композиции? К слову, "Полетаем" в вашем исполнении — rrrulezzz!
— Спасибо за оценку. Как удалось — фиг знает, сами не ожидали. Надо всегда стараться максимально открываться внешним событиям. Если бы я, когда впервые зашла речь об Укупнике, высказал вслух то, что подумал, — все бы закончилось, не начавшись. К счастью, хватило смелости на такой эксперимент.
— Вот, вычитал в биографии группы такую фразочку: "В течение последних лет мы имели удовольствие записывать музыку, которая нам по-настоящему нравится..." Получается, до этого времени, в течение предыдущих лет вы занимались не тем, чего на самом деле хотели или как?
— Ты, конечно, придираешься к словам. Но в какой-то степени так и есть. Когда в КПИ на защите диплома я краснел перед преподами, тупо втыкая в "свой" чертеж, я пообещал себе впредь заниматься только тем, в чем разбираюсь и чего действительно хочу. Кроме того, надо понимать, что начинающая группа MAD HEADS не могла играть ту музыку, которую хотела — на первых порах просто не получалось. Только со временем мы научились тому, чем занимаемся "в течение последних лет" шести.
— Это чего вдруг вам Киев показался "Stinky Town"? Что, действительно все так плохо? Или это имелся в виду некий "эфемерный" город, а?
— Имелся в виду любой огромный город, в нашем случае, конечно, Киев. И в песне вовсе не говорится, что все плохо. Она о том, что жители больших городов — странные ребята, и им нравятся странные вещи. Stinky town — what a lovely place… Понимаешь?
— So kill me kill me kill me
Take your gun and shoot me
Take the knife and stab me
Take the axe and chop my head off
Take the poison put it into my drink.
Все-таки как ни крути, немного брутальные стишки, не находишь? Выскажешь свое отношение к тем "защитникам общественной морали", которые утверждают, что музыканты должны нести ответственность как за содержание своих текстов, так и за дурноватых поклонников, которые, находясь под впечатлением от музыки группы, могут натворить множество различных глупостей, вплоть до (само)убийства?

— Мы, конечно, несем ответственность за свои тексты. А за придурков не несем. Еще чего!
— Кое-кто после выхода "Открытого огня" начал упрекать вас во все большей коммерциализации, в том, что вы уж больно "вдарились" в харду вместо рокабилли... Комментарии?
— Мы НИКОГДА не играли рокабилли в чистом виде и всегда это подчеркивали. И если звучание "Огня" еще меньше отвечает "чистоте стиля", то таково наше видение. Это современная музыка. Скажу больше — это НОВАЯ музыка, хотя и не без традиций. 10 лет назад так никто и нигде не играл. Мы находимся в мировом авангарде определенного музыкального течения и изобретаем собственный стиль, смешивая уже существующие, включая рокабилли, сайкобилли, панк, хард, серф, свинг, ска и хрен… (знает что еще). Подождите, вот выйдет новый альбом… — там рокабилли будет просто цементом, незаметно связывающим кирпичи различных идей.
— Что, Вадим, в состоянии разрушить твой душевный баланс и ввергнуть в глубины депрессии — рутина, неудачи на личном фронте, недомогание или что-то другое? И что же служит наилучшим лекарством от таких состояний?
— Давненько я уже не погружался ни в какие депрессии. А лучшее лекарство… у царя Соломона был перстень с надписью "и это пройдет", а один пасечник утверждал, что "все фигня, кроме пчел". Это великая мудрость, которую стоит вспоминать в моменты неприятностей, обломов и трагедий. И еще: как бы не было плохо в данном конкретном "сейчас", всегда можно найти и что-то хорошее. Нужно сконцентрироваться на нем, и в следующем "сейчас" хорошего станет больше.
— Последний альбом какой группы снес "крышу" напрочь?
— LIVING END "Roll On" 2000 года — мы его достали в последней поездке в Финляндию.
— Суть rockabilly для MAD HEADS заключается в…
— Рокабилли — это настоящие корни рок-музыки. Скажем так, многие сегодня полагают, что рок начался, к примеру, с LED ZEPPELIN. Они не знают, что Пейдж учился играть по записям Скотти Мура. Они вообще не знают, кто такой Скотти. Многие считают, что ранний рок-н-ролл — это BEATLES и ROLLING STONES. На самом деле, на этих группах ранний рок-н-ролл закончился. Мало кто знает, что Хендрикс сначала играл в банде Литтл Ричарда. Мало кто слышал первые альбомы AC/DC. Мало кто знает, с какой музыки начинал Ричи Блэкмор. Мало кто замечает, что энергия раннего панка шла напрямую из 50-х. Я могу продолжать этот список очень долго вплоть до наших дней…
— Добрались до планов… Так что там у вас припасено на будущее?
— Буду краток. Мы приступили к работе над новым альбомом. Почти все песни уже написаны. Альбом будет полностью на украинском и русском языке, и рокабилли там будет угадываться еще меньше, чем в "Открытом огне". Скоро на экраны выйдет и первый видеоклип.
— Изобрази, плиз, напутственные слова…
— О нет, только не это! Я хорошо знаю своих слушателей. Большинство из них имеют собственное мнение и в напутствиях не нуждаются. Увидимся на концертах!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета