обзор


Nigel Burch And The Flea-Pit Orchestra
Bottle Sucker


(p) 2002 Bad TaStE/ЗАО "Концерн группа Союз"
(c) 2002 Nigel Burch
13tks/40mins

В России очень любят группу TIGER LILLIES. Их садо-мазохистские и сюрреальные фрик-напевы как-то очень близки непонятной русской душе. "Тигровых лилий" приглашают в Питер и Москву каждый год, они ездят во всероссийские турне, их снимает в своих фильмах Бодров-старший. Прямо новые какие-то русские герои — мрачные и декадентские "лилии" с ужасно дурной и пьяной музыкой, этакий "апокалиптический шансон". Почему мы говорим о "лилиях"? Понятия не имею — тут просто на диске рекламно написано, что это — "кусок THE POGUES со вкусом TIGER LILLIES". Вот я и начала, собственно, описывать вкус TIGER LILLIES, чтобы вам было понятно. Хотя, конечно, это дурной вкус. Точно. В этом все и дело — в России появился новый лейбл Дурной вкус (Bad TaStE), который выпускает различную фриканутую и совершенно нешоу-бизнесную музыку. Тех же "тигровых лилий", например.
Если же забыть о славных "лилиях" и обратиться к самому диску, можно только поблагодарить этот замечательный лейбл — они довольно четко почувствовали, чего так не хватает нашему брату в западной музыке! Именно такой вот пьяной задушевности, непосредственности, сумасшествия и отсутствия какой-либо искусственности или, не дай боже, глянца! "Блошиный оркестр" Найджела Берча, "городского трубадура" (так написано в буклете) включает в себя легендарного барабанщика ирландских панков THE POGUES Эндрю Рэнкина, мрачную тетку-виолончелистку, скрипача, басиста (который играет на каком-то жутком двухструнном басу), а еще развеселого гармошечника. А сам Найджел сочиняет трогательные похмельные песни и бренчит на банджо. Альбом — идеальная застольно-пьяная музычка, энергичная и очень-очень лирическая. На "тигровых лилий" похожа только звучанием ("лилии" все-таки — извращенцы жуткие, а Найджел — нормальный мужик, просто жизнь у него трудная). Больше всего это напоминает "некурящий оркестр" Эмира Кустурицы (слушается как продолжение его последнего альбома "Unza Unza Time"), а еще Тома Уэйтса (да, очень-очень сильно напоминает Тома Уэйтса, такого буйного и молодого Тома Уэйтса, который вдруг обнаружил в себе ирландские корни и от этого запил пуще прежнего). Этот диск — музыка для алкогольных слез, выливаемых в жилетку ближнего своего, для разливания виски по грязным граненым стаканам, для ирландских вечеринок и для вечерних посиделок у камина с преферансом. Тематика песен — соответствующая. Любовные письма, которые лирический герой жжет в унитазе, крепкое красное вино, "дорогая, не откуси мне голову", "раньше мне было плохо, а теперь мне, ух, как хорошо", маленькая расчлененная девочка Люси, "он мрачен, как ад, печален, как грех, но зато забавен, как похороны", финальная песня про алкоголика, которому нечего терять, кроме собственной печени, и еще о том, что "труп очень быстро теряет свое тщеславие". Замечательные и очень метафорические тексты-баллады (одни названия чего стоят — "Раненые люди часто делают глупости", "Я и другие овощи", "Отдых от смерти"). Найджел, собака, поет об очень злых вещах, но такая вот правда жизни подкупает. Что-то похожее делает группа ЛЕНИНГРАД (в плане общей соотнесенности текстов и реальности). В общем, замечательная музыка — англичане такого не заслужили, они такого и не поймут. Пусть себе свой брит-поп слушают, а вот "тигровых лилий" и "брошиный оркестр" мы очень правильно заберем себе, потому как нам оно все родное и знакомое. Может, потом Найджел соберется и русскоязычный альбом запишет. Чтобы уже совсем все честно было. Хотя, вот непонятно тоже — а почему в Россию в таком случае не приглашают Тома Уэйтса, почему не наливают ему виски в граненые стаканы, почему не устраивают ему гастролей масштабных, почему Бодров его в фильмах не снимает? Загадка какая-то, честное слово.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета