статья


Звуковые Миры
Цифровые студии (продолжение)

(продолжение)

Продолжим разговор об устройствах, при помощи которых создается профессиональный саунд. Без них ваша композиция может остаться неполноценной.

Студийные процессоры и эффекты, при правильном их использовании, могут значительно улучшить запись. Стоит отметить, что большинство аппаратных студийных устройств имеют неплохую программную альтернативу (последние версии программ, как правило, не уступают, а в некоторых случаях превосходят или, вообще, не имеют аналогов среди студийного "железа").
Процессоры и эффекты разделяют следующим образом: к первой категории относят модули, которые обрабатывают целый сигнал, ко второй — которые добавляют часть обработанного сигнала к необработанному, чтобы получить желаемый эффект.
К процессорам относят: гейты, экспандеры, компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, энхансеры, устройства дисторшн. К эффектам относят: ревербераторы, цифровые линии задержки, хорусы, флэнджеры, искусственную двойную дорожку, pitch shifters (устройство сдвига высоты тона).

Прежде, чем сигнал подвергнется обработке процессором или эффектом, он должен пройти через устройство, называемое эквалайзером (в первую очередь, это касается сигналов, записанных при помощи микрофонов и звукоснимателей). Изначально словом "эквалайзер" называли прибор, который использовался для частотной компенсации некачественных микрофонов. Проще говоря, он позволяет исправлять некачественное звучание и создавать совершенно новый звук в допустимых пределах. Эквалайзер усиливает или ослабляет отдельные частоты. Это используют, например, для того, чтобы придать наиболее интересное звучание инструменту или "подправить" голос вокалисту. Существует несколько типов эквалайзеров: полосовые фильтры, графические эквалайзеры, параметрические эквалайзеры, фильтры присутствия, кроссоверы. Полосовые фильтры работают только в определенной полосе частот. Частоты, лежащие выше или ниже избранной полосы, остаются незатронутыми. В графическом эквалайзере каждый из фильтров настроен на определенную частоту, он позволяет управлять всем частотным диапазоном путем применения нескольких полосовых фильтров, конструктивно собранных в одном модуле. Для этого фильтры соединены параллельно. На вход всех фильтров подается один и тот же сигнал, и каждый фильтр усиливает или ослабляет конкретный участок спектра, отведенный только для него. Усиление или ослабление производится при помощи регулятора коэффициента усиления, называемого слайдером. Существуют однооктавные, полуоктавные и третьоктавные графические эквалайзеры. Наиболее точными являются третьоктавные эквалайзеры. Параметрический эквалайзер, кроме управления коэффициентом усиления фильтра, позволяет регулировать центральную частоту и ширину полосы пропускания. Такие эквалайзеры наиболее гибкие.

Фильтр присутствия позволяет добиться ощущения, что звучащий инструмент или голос певца находится в одной комнате со слушателем. Кроссовер позволяет разделить входной сигнал на несколько выходных. Каждый выходной сигнал содержит колебания только определенного диапазона частот. Простейший вариант применения кроссовера используется во многополосных акустических системах. В студийных устройствах кроссовер используют в управляющих цепях.
Эквалайзеры — одна из важнейших частей студии. Стоит помнить, что невозможно из плохо записанного сигнала "вытянуть" достойное звучание даже самым современным эквалайзером. Поэтому лучше произвести максимально качественную запись (насколько это возможно), чтобы с помощью эквалайзера устранить некоторые недочеты.
Далее. Эксайтеры и энхансеры — процессоры, которые используются для изменения тонального качества звука. Под эксайтером и энхансером понимают одно и то же устройство, оно применяется для придания сигналу яркости, громкости, чистоты. Любопытно, что не все инструменты в миксе обрабатываются этим процессором, иначе звук стал бы слишком ярким, навязчивым. В основном, эксайтер применим к ударным, вокалу, гитарам, некоторым синтезаторам.

Следующие устройства, с которыми мы познакомимся, отвечают за "выравнивание" звука и предотвращение перегрузок при записи, а также при "живых" выступлениях и др. Это компрессоры и лимитеры. Современная музыка записывается со строгим контролем над динамикой (разницей в громкости самого тихого и самого громкого сигналов в композиции) инструментов и вокала. Давайте представим такую картину: современная группа и молодая вокалистка с небольшим опытом записывают первый совместный сингл. Допустим, вокалистка спела партию неплохо — попала в тональность, не сбилась ритмически, правильно расставила интонацию и т.д. Но вот от волнения громкость голоса менялась настолько явно, что музыканты стали беспокоиться о зря потраченных деньгах. Можно сказать, они зря волновались. Такая проблема возникает у большинства вокалистов и многих музыкантов (ведь сложно, например, все время ударять по малому барабану с одинаковым усилием, или сыграть без малейшего провала в громкости на бас-гитаре или клавишных). Для борьбы с этим уже давно применяют компрессоры, они постоянно отслеживают сигнал и практически мгновенно реагируют на его громкость, корректируя последнюю. Лимитеры же используют в цифровых системах (для защиты тракта записи от искажений), на концертных площадках (для защиты акустических систем от перегрузок), на радиостанциях (для защиты радиопередатчиков — сверхбольшие модуляции вызывают необратимые последствия).

Продолжение следует

PSYCHODELIA ALPHA

© 2005 музыкальная газета