статья


Dave Clark Five
Ударная работа во славу рока


По известным причинам ударники поп-групп 60-х годов, как правило, не писали песен и лишь изредка выступали как соавторы композиций. В любой группе того периода человек за барабанами был прочно и стабильно "задвинут" на самое последнее место в коллективе. И только Ринго Старр в свою бытность в BEATLES нацарапал пару вещей, но, во-первых, на то он и Ринго, а во-вторых, любим-то мы его совсем за другое, верно?


Поэтому музыкант, о котором пойдет наш сегодняшний разговор, выступает как исключение. Он не только сочинил не одну дюжину песен, но многие из них написал так удачно, что прочно утвердился со своей группой в США наряду с "битлами", STONES, и прочими рокерами с континента. А кроме того — неслыханное дело! — был лидером своего коллектива.
Зовут его Дейв Кларк (Dave Clark). Не слышали? Немудрено. Хотя его группа и входила в десятку самых известных коллективов середины 60-х, но было это все-таки почти четыре десятка лет назад.
Итак, Дейв Кларк организовал свою группу в 1958 году в северном пригороде Лондона, откуда все музыканты и происходили. Первоначально все пятеро были членами фан-клуба лондонской футбольной команды "Tottenham Hotspurs" и пытались с помощью своих выступлений собрать деньги для поездки вместе с футболистами на матч в Голландию.
К началу 60-х квинтет состоял из пианиста, вибрафониста и вокалиста Майка Смита (Mike Smith), гитаристов Ленни Девидсона и Рика Хаксли (Lenny Davidson, Rick Huxley), саксофониста Дениса Пейтона (Denis Payton) и ударника Дейва Кларка, который и стал лидером коллектива, окрестив его DAVE CLARK FIVE. Стучал он не то чтобы очень, но ритм держал — старательно и подчеркнуто громко. Вот это громкое "бум-бум", которое журнал "Тайм" сравнил с шумом пневматического молота, и широкое использование басового барабана стали фирменным знаком DC5. В остальном же это был типичный биг-бит начала 60-х. Позднее, когда квинтет стал раскручиваться за океаном, журнал "Биллборд" описывал его стиль как "мерсийское звучание с ливерпульским битом", отчего Дейв пытался всячески отмежеваться: "Не знаю, что такое мерсийское (Мерси — река в Ливерпуле. — И. М.) звучание, но точно знаю, что мы ничего общего не имеем с BEATLES или GERRY AND THE PACEMAKERS (вторая по популярности ливерпульская группа 60-х гг. — И. М.). Наш аккомпанемент намного гуще, ведь у нас же есть саксофон и орган".
И все же, слушая ранние записи DC5, приходит мысль о ранних демо ливерпульской четверки, причем не самых удачных. Записав пару провальных синглов на фирме Пикадилли, музыканты перешли в 1963 г. к Колумбии и записали кавер популярной годом ранее американской песни "Do You Love Me", известной в исполнении негритянской группы CONTOURS. Хотя он и проиграл другой версии этой же песни (BRIAN POOLE AND THE TREMELOES подняли ее на вершину британского хит-парада, а DC5 заняли только 30 место), начало было положено. Из Дейва Кларка, как из рога изобилия, посыпались собственные композиции, которые он сочинял либо самостоятельно, либо с Майком Смитом или другими участниками группы. Первой из таких была "Glad All Over" — с крикливо шумным вокалом и мощным барабанным боем. Диск немедленно стал подниматься в чартах по обе стороны Атлантики, и в конце 63-го — начале 64-го сместил с вершины хит-парада самих BEATLES с их "I Want To Hold Your Hand"! DC5 получили дополнительную рекламу как группа, пластинка которой сбросила с 1-й позиции сингл самих "битлов". Только в Англии тираж сорокапятки достиг почти миллиона экземпляров, а в США она поднялась до 6 места.
Удачно найденную формулу тандем Кларк — Смит использовал и в следующем сингле "Bits And Pieces", предварительные заявки на который превысили на Британских островах четверть миллиона (2-е место в Англии и 4-е — в США). Квинтет зачастил в Америку, их концерты вызывали почти такую же неистовую реакцию зрителей, что и выступления "битлов". Это дало одному нью-йоркскому обозревателю повод написать: "У них громкость значительно больше, чем у BEATLES — и у их (DC5) фанатов тоже". По итогам продажи своих синглов за океаном в 1964 г. DC5 уступили только ливерпульской четверке, и вплоть до 1967 года американская молодежь покупала их диски почти так же охотно, как и "винил" битлов: 9 синглов группы разошлись там миллионным тиражом. DC5 даже удалось опередить BEATLES по количеству выступлений на телешоу Эдда Салливана — 12 раз!
Но все приедается в этом мире. Так поднадоело и не менявшееся много лет звучание наших героев, хотя они периодически и разбавляли свои танцевальные сочинения балладными композициями, а также немногочисленными каверами. Не было у них мелодичности HOLLIES, вокальных гармоний BEACH BOYS и композиторского мастерства Леннона — МакКартни. Лишь редкие композиции Дейва Кларка удостоились кавер-версий, например, баллада "Because" звучала кода-то в исполнении американского оркестра Рея Конниффа, а "Glad All Over" перепела Suzi Quatro на своем диске "Rock Hard" (1980).
На рубеже 70-80-х гг. пятерка, ни разу не изменив состава, распалась. Дейв Кларк записал несколько незамеченных дисков как DAVE CLARK & FRIENDS, потом на некоторое время исчез из вида. В разгар музыкального видеобума 80-х его компания "Dave Clark International" процветала, купив права на старые видеозаписи музыкальной программы "Ready, Steady, Go!" с участием BEATLES и иже с ними, включая и самих DC5. Этим он занимается и поныне.
В 1986 г. Дейв Кларк выступил как соавтор и постановщик мюзикла "Time" c участием многих звезд типа Leo Sayer, Cliff Richard, Stevie Wonder, Freddie Mercury. С последним Кларка связывала и долгая дружба: достаточно сказать, что Дейв Кларк в последние дни жизни лидеpа QUEEN постоянно находился в его доме.
А что остальные четверо участников легендарной группы? Майк Смит живет в Испании, занимается каким-то музыкальным бизнесом, Рик Хаксли торгует электроникой, время от времени играет, Ленни Девидсон учит играть на гитаре других, сам поигрывает на классической гитаре и скрипке, участвует в дуэте GEMINI, а Денис Пейтон — агент по недвижимости, хотя имеет и свою группу FORMULA 1.

Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета