Malmsteen, Yngwie
Играйте пальцами, а не ушами!

Человек, который будет сегодня на интервью-прицеле вашего покорного слуги, настолько велик и легендарен, что мне даже неудобно предварять нашу с ним беседу какими-то заумными и рекламирующими словами. Я скажу просто и доходчиво: это — Ингви Мальмстин. Для людей, почему-то отсутствовавших на Земле последние двадцать лет, сообщаю: дядя Ингви (полное имя — Ларс Йоханн Ингви Ланнербек; Мальмстин — девичья фамилия его матери) является одним из известнейших гитарных виртуозов всех времен и народов. Этот швед способен совмещать кристально чистую точность игры, поразительную скорость и неоклассику в одно целое, при этом вот уже сколько лет оставаясь "элитным" и высокооплачиваемым артистом. "Неоклассика + метал" — это его рук дело. Именно он почти двадцать лет назад своим первым альбомом «Rising Force» "изобрел" этот уникальный стиль музыки, породив бесчисленные легионы подражателей, тщетно пытающихся копировать его гармонически-минорную манеру игры… Поводом для сегодняшнего разговора стал новейший альбом Маэстро — «Attack!!». И пускай кто-то из прочитавших это интервью посмеет не послушать новый шедевр (я уже успел "подсесть")! Смотрите, как бы потом не было обидно за напрасно прожитые годы…

— Привет, я тут из Швеции звоню…
— Это что, действительно Мальмстин?.. Ингви???
— Ага-ааа (протяжный такой ответ)… Он самый.
(Судорожно сглатываю и… и несколько секунд от волнения не могу ничего сказать, только чего-то мычу и экаю в трубку.)
— Эй, что с тобой такое, парень?..
— А, да так, разволновался почему-то вдруг. Но уже все о’кей. (Пытаясь собраться с мыслями, задаю первое, что пришло в голову.) Как там Швеция?
— Хехе, я не знаю — сижу тут в комнате без окон, так что мне ничего не видно…
— И то правда — каков вопрос, таков и ответ. Чем занимаетесь в последнее время, дядя Ингви (черта с два я посмел бы обращаться с ним на "ты". — От авт.)?
— Э-ээ… ну это… делаю кучу интервью! По десять-двенадцать штук каждый божий день.
— Ох, ничего ж себе! Вас, наверное, от журналистских расспросов уже мутит.
— (Усталым голосом) Йеа… очень сложно постоянно отвечать по-новому на одни и те же вопросы. "Расскажите о новом альбоме, пожалуйста!"… У-у-у… как нудно…
— Не бойтесь, уж я постараюсь выкинуть из своего стандартного репертуара такие журналистские ходы… Хотя, знаете, собирался задать именно этот вопрос!
— Да?.. Ну ничего, опустим вопрос. Музыку надо слушать, а не пытаться передать ее словами.
— Да, это точно. Работа рецензентов — неблагодарное дело. Хотя, честно говоря, в этот раз я ожидал от Мальмстина менее "живой" и искрометной работы. Мои поздравления…
— Спасибо. Приятно такое слышать.
— Меньше чем через год вы переступите рубеж в сорок лет… Есть ли какие-то задумки о проведении юбилейного концерта с друзьями-гитаристами?
— Э-эээ… В общем-то, пока я даже не задумывался об этом. Сорок лет — ну и что? Это всего лишь цифра (ухмыляется).
— Но, тем не менее, многие мужчины в таком возрасте впадают в депрессию, мол, все самое лучшее — позади, и все такое. А у вас как?..
— Хаха, никаких оглядок назад — только вперед! Я себя чувствую превосходнейшим образом! А ты?
— Ну, мне пока рано о таком задумываться, я ж чуть ли не вдвое младше вас…
— Ясно. А я вот чувствую себя двадцатипятилетним молодцом!
— Рад это слышать, Ингви. Давайте быстренько пройдемся по истории, а? Почему в 1983 году вы уехали их Стокгольма искать счастья в Штатах? Насколько я знаю, Скандинавия — рай для музыкантов… Откуда возникла такая необходимость покинуть Родину?
— Нет, нет-нет-нет-нет-нет! Все не так было! До того, как я уехал, Швеция была "мертвой" страной для всех музыкантов, кто не играл поп-музыку. Не было абсолютно никакой поддержки, ни нормальных концертов, ни инфраструктуры, направленной на "выращивание" собственных талантов. Ни-че-го! Это теперь, в наши дни, Швеция является чуть ли не самой "тяжелой" в музыкальном плане страной (Ингви имел ввиду то обстоятельство, что сейчас в Скандинавии наблюдается тотальный бум металической музыки — от слащавого power metal до яростного black-метала… — От авт.). Раньше все было по-другому. Когда я рос там, моя Родина была музыкальной пустыней!
— Действительно?..
— Оу-у-у йес… (Менторским тоном.) В то время только я и еще несколько групп пытались хоть что-то сделать, чтобы разбить безразличие людей. Мы играли такую музыку, которую до нас там не делал никто. Когда я приехал в Америку и стал ужасно популярным, музыкальные функционеры в Швеции все как один начали говорить: "О… о, дерьмо, как мы могли такого музыканта проворонить! Швеция скучает по тебе, Ингви!" И то же самое случалось с каждой шведской группой, добившейся признания за пределами (и без помощи) родины… Печально, но факт.
— Да-а, думаю, так не только в Швеции, а везде. Своих талантов почему-то не хотят замечать. Но, думаю, Америка стала для вас чем-то вроде музыкальной родины, да?
— Все правильно. Мне нравится там… И хотя Америка стала раем для очень многих псевдо-музыкантов с их бессмысленной музыкой, структуры шоу-бизнеса у нее развиты очень сильно. Они знают, как продавать ту или иную музыку.
— Сестра и брат интересовались музыкой наравне с вами до отъезда в США?
— О, да. Лоло играла еще даже до того, как я впервые взял гитару в руки. Она и сейчас играет в симфоническом оркестре, но, к сожалению, не очень успешно. Я просто был самым младшим в семье, поэтому к музыке пришел самым последним… Никто в семье не мог и предположить, в какие музыкальные дали меня занесет! Я начал играть такую музыку, какой мои родные никогда не слушали и не интересовались…
— А брат Бйорн?..
— Кхм… мой брат давно умер. (Черт… какой же я идиот, что нигде не смог найти ни одного упоминания о смерти брата Ингви… вот это сказанул…)
— Ох, дядя Ингви, извините меня, неумного, за такую оплошность… Я действительно ничего не знал…
— Да ничего… С кем не бывает.
— Спасибо. Говорят, в семидесятых подросток Ингви (вообще-то правильное произношение звучит как "Инг-вэй", но будем пользоваться общепринятым… — От авт.) был сущим хулиганом, а потом, недоучившись, вовсе "забил" на школу. Было такое?..
— Да уж, зачем отнекиваться. Меня боялись, как огня: и одноклассники, и учителя. (Вместе смеемся.).
— Музыкальная карьера Ингви Мальмстина серьезно началась только в лос-анджелесской группе STEELER (по крайней мере, популярная часть карьеры). Как мне кажется, первый и последний альбом этого коллектива совершенно не показывает настоящую мощь вашего таланта. Этот альбом какой-то… смешной, что ли. Сделанный только из-за "бабок"…
— На самом деле все было вот как. Я отослал пару демок «Rising Force» Майклу Уорни, моему продюсеру, и после того, как моя игра на гитаре ужасно впечатлила его, он сказал, что есть возможность уехать в Штаты и записать соло-альбом. На что я ответил: "Нет, приятель, я этого не хочу. Я хочу быть в группе, а не один! Я хочу ездить по странам с гастролирующей группой, потому что мне надоело безвылазно и напрасно торчать в этой поганой Швеции. Здесь я ничего не смогу сделать, как не смог ничего сделать за несколько лет!" Я угробил слишком много времени, играя заурядные концерты с заурядными группами. Ничего свежего! Однако эта муть продолжалась всего несколько месяцев. Потом для меня стали происходить неожиданные события: на мои концерты приходил смотреть сам Ронни Джеймс Дио, я был приглашен в кучу легендарных коллективов, включая Ozzy, KISS, U.F.O., но все-таки отдал предпочтение ALCATRAZZ. Многие думают, что я всего лишь влился в состав этой группы, но на самом деле ALCATRAZZ был начат мною…
— Как вы могли отказаться от KISS — ужасно популярного на то время коллектива??
— А! Все равно ничего бы не вышло, так как в то время я продолжал жить в Швеции. (Смеется.) А насчет других… Знаешь, я всегда был до сумасшествия "завернут" на музыке. Только на ней. У меня в голове роились миллиарды прогрессивных идей, и погубить их только из-за того, что мне придется играть в той стилистике, которую охватывали "юфоисты" или Оззи, мне совершенно не хотелось. С Грэхемом и остальными ребятами из ALCATRAZZ мы делали все, что хотели. Никто никому fucking не указывал, как правильно сыграть этот рифф, то соло, в какой тональности, понимаешь?.. Мы были самостоятельными исследователями в музыке. Известным коллективам наша музыка была просто непонятна, вот и все. Чем дольше я играл в ALCATRAZZ, тем больше музыки мне хотелось писать самому. Я уже просто мечтал о тех временах, когда буду записывать соло-альбомы, а на гастроли приглашать сессионных музыкантов. Хехе, все это я имею сейчас, но мне плевать на популярность и прочие fucking шоу-бизнес-штучки! Я только счастлив, что живу в своем музыкальном мире, где единственным законом является мое желание сделать то или иное…
— Рад за вас. Но тогда почему в проекте YNGWIE MALMSTEEN так часто происходят смены состава? Когда-то вы хотели быть именно в сплоченной группе...
— Ну… Это смотря с какой стороны взглянуть… Когда речь идет о написании музыки, текстов, обложечной концепции, то все это я делаю сам. Но когда YNGWIE MALMSTEEN отправляются в турне, мы становимся самой настоящей и полноценной группой, состоящей из друзей-артистов. Но, как я уже сказал, продюсирование, вся работа по выпуску альбомов — только моя, и ничья больше, забота, хехе.
— Вы в курсе, что примерно в то же самое время, когда вы играли в STEELER, немецкая сцена также имела своего "доморощенного" STEELER, первую группу известного гитариста Экселя Руди Пелла?
— Кого?
— Axel Rudi Pell…
— Нет, не знаю такого. И никогда о STEELER из Германии не слышал…
— Действительно??? Хотя да, я забываюсь… Пора бы уже запомнить, что Ингви абсолютно не интересуют современные коллективы и исполнители. А хотя бы DREAM THEATER или PAIN OF SALVATION слушали?
— Понятия не имею о том, что это за группы, извини…
— Но хоть о группе Дуги Вайта (вокалист YNGWIE MALMSTEEN. — От авт.) — CORNERSTONE — вы хоть что-то должны были слышать! После их поразительного «Arrival» я навеки стал фанатом этого коллектива…
— Ага, CORNERSTONE я слышал, но только несколько композиций. Должен признать, что они мне очень понравились!
— А проект Джо Линн Тернера — НТР? Джо когда-то очень удачно сосуществовал с вами в одной команде…
— Еще не слышал альбома… Это ж там и Гленн Хьюз, да? Джо — очень классный парень. Очень, очень классный! Да благословит его Господь! Я желаю ему только всего наилучшего во всех начинаниях…
— Но почему ж тогда вы не даете шанса другим молодым группам? У них можно услышать много чего интересного. Или вы боитесь потерять оригинальность своей музыки, случайно "подхватив" пару удачных риффов у других?
— Хаха, нет, конечно же! Я вообще ничего не боюсь. (Смеется.) Все очень просто — мне на самом деле неинтересно. Когда я не занимаюсь своей музыкой, у меня есть более захватывающие занятия: я играю со своим сыном, провожу время с семьей, ковыряюсь в своих автомобилях и т.д… Еще я обожаю теннис, читаю книжки и… И вообще, делаю кучу самых обыкновенных дел.
— Я не знал, что Мальмстин — фанат по теннису…
— Fuck yeah!
— Скажите, вам нравится так горячо любимая на Западе Анна Курникова?
— Кто? Курникова? Мне вообще не нравится женский теннис. Мне он кажется смешным.
— Уфф… Хорошо. Не будем больше об этом. Скажите, в вашем творчестве есть место для обыкновенного расчета (например: эту композицию я не буду записывать — слушатели ее не оценят, или вон то соло слишком длинное — публика заснет…)?
— Нет. Это — заявляю — Искусство. Упаси меня боже относиться к сочинению музыки, как к работе! Для меня это вызов, любимая "работа", то есть я получаю ни с чем не сравнимое удовольствие, когда пишу новые соло, создаю мелодии. И это просто фантастика, что такое занятие приносит деньги! Каждому бы пожелал оказаться на моем месте… Я до конца вкладываю всю свою душу, свои кровь, слезы и пот в то, что делаю… Все!! И уж тем более, я не какой-то там fucking рок-стар, жадно прикидывающий в уме доходы от продажи будущего альбома! Я настоящий, и этим все сказано. Я — настоящий.
— Безоговорочно верю…
— …И когда ты покупаешь мои релизы, то ты стопроцентно уверен, что это — не подделка вроде shitty «МакДональдса», ведь так (Да-да-да! — От авт.)?..
— А есть ли какие-то сочиненные вами суперсложные соло, которые трудно играть даже такому мастеру?..
— (Пауза.) Н-нет, не думаю… Наверное, все-таки нет таких соло. Правда, когда мне неудобно играть какое-то "завернутое" соло или что-то мешает, то я просто импровизирую, то есть играю "от фонаря". Я очень рад, что пока могу сыграть все свои гитарные извращения, хехе.
— А что бы (какую вещь) вы посоветовали юным дарованиям, которые желают разучить самое "навороченное" соло Мальмстина?..
— Э-э-э… даже не знаю. Да и зачем им учить мои вещи? Пускай лучше свои пишут…
— Когда-то вы написали песню специально для японского рестлерского чемпионата. А хотелось бы сочинить гимн для, например, Чемпионата мира по футболу?..
— Да конечно, хотелось бы! Только вот почему-то никто не предлагал этим заняться…
— Ясно. Скажите, а когда вам приходилось, помимо игры на гитаре, еще и петь, это не "напрягало"?
— Ох, нет. Все было под контролем и довольно забавно. Мне нравится петь (гмм… умолчим о певческих талантах Маэстро, хех… — От авт.).
— Что ж, пускай будет так. О, интересный момент вспомнил: где-то я прочитал, что Ингви Мальмстин просто презирает Тони МакАлпайна (другой очень известный гитареро. — От авт.). За что??
— Гмм… Знаешь, когда я услышал парочку его песен, я не мог понять — откуда у человека столько наглости, чтобы "мастурбировать" мои собственные соло?! Мне стало тогда очень смешно, честно. Я сначала не понял и некоторое время спрашивал себя: "Когда ж я так погано наиграл это соло?.. Ничего не понимаю…"
— Ага, так вот в чем было дело… Тони, получается, обыкновенный копировальщик, а не творец. Надо запомнить до интервью с ним, хехе. Слушайте, так некоторые ж музыканты, что были с вами в YNGWIE MALMSTEEN, и с ним тоже играли…
— Что ж, бог им в помощь! У них своя голова на плечах…
— О’кей, оставим неприятную тему. Когда я услышал «Attack!!», то был поражен той дикостью и огненной энергетикой, что заложена в нем… Прямо как на ранних альбомах! После нескольких спокойных и, гмм… монотонных релизов, этот — просто эталон музыкальной ярости. Откуда она взялась?..
— О, на меня нашло какое-то вдохновение, явно связанное с чувством легкости и свободы после того, как я избавился от прошлого дебильного менеджмента, таких же fucking глупых участников группы — от всего этого дерьма! У меня было такое агрессивно-прекрасное расположение духа после разборок со всем этим, что-то вроде "Fuck you all!", понимаешь?
— Ха, ясное дело! Так и надо действовать…
— Вот-вот, именно с таким отношением ко всему я и записал «Attack!!». (Злорадно хохочет.)
— Класс! Когда вы записываете диск, то сосредотачиваетесь исключительно на всяких трезвучиях, гаммообразных пассажах и прочих мелодичных секвенциях или же уделяете внимание всей композиции, а не ее структурным составляющим?
— Очень хорошо поставленный вопрос! Могу только сказать, что отдельные компоненты композицию не делают. Я всегда пишу, исходя из понимания о целостности песни. Это абсолютно точно. Да это и так понятно, потому что все вокальные партии написаны мною, вся лирика, клавишные пассажи, партии барабанщика — тоже. Каждая fucking мелочь — моя… Я понимаю, что мои слова звучат, возможно, немного "зазнаисто" и странно, но это — сущая правда. Таким образом, я думаю обо всем, что касается моей музыки, комплексно… интегрально, скажем так.
— Вот уже сколько лет Мальмстин не вылезает из первых мест в японских чартах, не сходит со страниц тамошних музыкальных журналов… Как вы считаете, почему именно в Японии у вас такая бешенная популярность?
— Я считаю, что "виной" всему лояльность японских поклонников моей игры. Они верны мне, а я в свою очередь — им. Япония первая признала мои таланты, когда мне было всего девятнадцать… С тех пор японцы для меня — эталон идеальных фэнов. Я даю им то, что они по-настоящему любят. А мне офигенно льстит их поддержка. Вот и все! Хаха, если я начну играть какой-то грандж или fucking рэп, то ясно, что они придут и скажут: "Ох, fuck you, мистер Мальмстин!" (Хохочет.) До тех пор, пока я остаюсь честным и верным самому себе и делаю, как я считаю, хорошую музыку, они от меня не отвернутся. Я не следую новомодным трендам, мне наплевать, что думают или делают другие люди (они могут творить, что захотят — это нормально, но я за ними не последую!). Я буду делать то, что делаю уже почти тридцать лет, и что-то менять в этом механизме совершенно не собираюсь. Здесь и положен конец истории… Все сводится к одному: или тебе нравится, или иди гуляй, но не мешай.
— Прямо как "love us or hate us" от KREATOR!
— Хаха! Точно! (Довольный от осознания того, что его правильно поняли, Ингви заразительно смеется.)
— Недавно вы в роли гостя "отметились" на новом альбоме абсолютно неизвестной в наших краях шведской фолк-группы ASA JINDER. Проясните, пожалуйста, ситуацию…
— Да тут все просто: мне позвонили и спросили, не хотел бы я поучаствовать в этом проекте. Я ответил: "Да не вопрос! Почему бы и нет?.." Мы оба живем в Швеции, так что мне не пришлось лететь на другой конец света, хехе. К тому же мне всегда интересно принимать участие в нестандартных проектах. Это очень захватывающий опыт для меня! Так что если кто-то играет аутентичную музыку — пускай только позвонит мне, а дальше мы все решим (надо ZDOB SI ZDUB или ЛЕНИНГРАДУ дать телефончик Ингви; представьте — на песенке "Цыган и Норманн" или "Я и.о. И.М." неоклассические соляки Маэстро! — От авт.). Ноу проблем!
— Все, теперь вас завалят просьбами! (Вместе хихикаем.) Не помню точно, но по-моему где-то в начале 90-х Ингви был арестован и чуть ли не посажен за решетку. Как гром среди ясного неба… Объясните же наконец, что там случилось?..
— (Долго смеется.) То была история, связанная с одной из моих экс-жен. Ее мать очень сильно меня невзлюбила. До такой степени, что однажды она вызвала полицию, заявив им, что я выкрал ее дочь путем так называемого "киднеппинга"! Самое прикольное было то, что когда копы вломились ко мне в дом, я крепко спал. Я просыпаюсь и говорю: "Хелло! Что-то случилось?.." А они тычут мне в заспанное лицо свои пушки и кричат: "Валите его на пол, этого негодяя!"… Короче, вскоре все прояснилось, и меня отпустили. Вот такая вот забавная история.
— Ха, действительно занятно! Когда-то вы очень интересовались оккультизмом, разными философскими и космогенными вопросами, не так ли?.. А как с этим сейчас?
— Хм. Я… я знаю, что в мире существует Бог. Нет, я не являюсь сторонником ни одной религии — меня это просто не интересует. Но Бог есть. Я в этом стопроцентно уверен. Одна из причин такой уверенности — мой сын. Когда я на него смотрю, я думаю: "Как люди могут говорить, что никакого Бога нет, что это выдумка, когда у меня есть мой сын — моя плоть и кровь??" Это же просто чудо. Самое настоящее чудо! Конечно, я ничем не могу подтвердить существование высшего существа, но я и не собираюсь этого делать! Я всегда стараюсь не касаться вопросов, на которые нет ответа, или я их точно не знаю; "умняка давить", рассуждая на непознанные темы, мне не нравится. Я не знаю, что случится после смерти, не в курсе также, почему что-то должно случиться… Я просто стараюсь получить как можно больше от того, что у меня есть в настоящий момент! Любой, кто бросается в бесполезные поиски смысла жизни, должно быть, является сумасшедшим. Fuck that shit.
— Поддерживаю… Сын уже выражает какие-то музыкальные предпочтения, а?
— Э-э… Пока не очень. Ему ж всего четыре с половиной годика и он ведет себя так, как и все дети в его возрасте: играет на «PlayStation», ходит в школу для одаренных детей (это что-то вроде наших дошкольных групп в детских садах. — От авт.) и так далее. Пускай у него сначала будет полноценное детство, а потом уже будем развивать в нем хороший музыкальный вкус…
— Вы вот заговорили о Боге и прочих мистических делах… Скажите, а когда в 1987 году после страшной автомобильной аварии вы пробыли в коматозном состоянии несколько дней, что-то этакое являлось вам?.. Ну, Высшее Существо или свет в конце тоннеля…
— О да… Мне явилось оч-ч-чень странно выглядящее существо… ну просто ужас какое странное!
— ???
— Хахаха! Шучу, конечно. Выдумки все это. Ни черта я не видел, и ничего не помню. После такой-то аварии…
— …Вот засада — мы уже на пятнадцать минут подводим вашего следующего интервьюера… А я даже не спросил вас о впечатлениях, полученных во время концертов в СССР декаду лет назад…
— Ох, это такая длинная история! Вообще-то мой отец очень хорошо знает Россию и прекрасно разговаривает на русском. Он много раз был у вас, и после смерти моей мамы женился на русской женщине. Я, в принципе, не очень интересовался всем, что у вас происходило за последние лет десять… Самое главное, что я помню из моего турне по СССР, — это дикий холод, хехе. А еще ваши безбашенные фэны! Мне очень понравилась советская публика…
— Еще бы… Тогда к нам если кто и приезжал, то только "скорпы" и "назаретяне"…
— Гмм… Я обязательно вернусь к вам с концертами! Проблема в том, что договариваюсь об их проведении вовсе не я… Это все по части менеджмента. На этот раз я твердо сказал своим парням, что я очень хочу снова выступить в экс-СССР, и что они должны сделать все возможное, чтобы это произошло в ближайшие месяцы. Думаю, у нас все пойдет, как по маслу, потому что у моего папашки в России есть кучи полезных связей… Уж поможет как-нибудь.
— Всем своим поклонникам в наших странах, которые жадно сейчас сидят и ловят каждое ваше слово, скажите: "Я клянусь, что YNGWIE MALMSTEEN вскоре обязательно выступит на ваших землях, ребята!"…
— Я клянусь, что YNGWIE MALMSTEEN вскоре обязательно выступит на ваших землях, ребята! Даю слово.
— Все, теперь вас можно и отпустить, хехе. Надеюсь, скоро увидимся у нас!
— Я тоже надеюсь! Спасибо за релаксирующее (это как? — От авт.) интервью, кстати… Ох, черт, мне сегодня еще шестерым звонить надо, точнее, пятерым — мы у одного все время выболтали. (Вместе хохочем.) Я буду терзать своих менеджеров насчет скорейшего приезда, а вы… Вы просто постарайтесь оценить мою новую работу. Должно понравиться! Ну все, spasiba и бай-бай!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета