видео и книги


Turner, Steve
Лестница в небо. История религии и рок-музыки


(c) 1995 by Steve Turner & 2001 Триада
Москва, Триада, 2001, 288 стр., тир. 7000 экз., с илл.

О связи религии и рок-н-ролла говорят многие — это все очевидно, и ничего удивительного в этом нет. Все мы знаем про странные увлечения Джимми Пейджа, про то, как мучили бедного Леннона за крамольные слова о недостаточной популярности Иисуса, сметенного лавиной битломании, и про Чарли Мэнсона мы тоже читали всякие умные книжки. Еще был Марк Чепмен, который слышал голоса — ну в точности, как Жанна Д'Арк. Ну, еще Джа Растафари и солнечные пальмы. Ничего нового.
Так оно все и есть, но вот систематизировать все это великолепие еще никто не взялся. Были всякие пакостные книжонки христианской направленности, очень пристально уничтожающие рок-музыку божественным словом. Но это совсем не то. Вот умный британский журналюга Стив Тернер решил написать серьезное исследование о взаимосвязи рок-музыки и религии, и, надо сказать, со своим делом на удивление хорошо справился. Правда, его работа чересчур строга (явно он ее как научную диссертацию защищал, или что…) и довольно энциклопедична, но она действительно очень классно систематизирует всю информацию, религиозности музыки касающуюся. Все разложено по полочкам. Поскольку тема эта как раз актуальна донельзя, я думаю, что у себя на родине этот Тернер изрядно прославился. Нам такие исследования не в новинку, но все равно книжка очень полезная. Во-первых, там рассказывается про соул-музыку и про то, что было до BEATLES. Во-вторых, Тернер раскопал какие-то очень хитрые сведения о религиозных воззрениях самих музыкантов. В-третьих, он проинтервьюировал очень много народу, что добавляет эксклюзивности. Читаешь и удивляешься: оказывается, Джерри Ли Льюис в своих выступлениях имитировал все, что видел в пятидесятнической церкви, а вот Джон Леннон посвятил песню "Come Together" не своей любимой Йоко, а Тимоти Лири и его учению. Там есть и о 60-х, и о Махариши, и о восточных религиях, с хиппизмом смешанных, а еще очень много жутких вещей про Алистера Кроули и Мика Джаггера. Ну и вообще про сатанизм, обуявший в свое время много хороших групп. Написано даже про то, как Джимми Пейдж с Плантом напару умерщвляли махоньких ягнят и что-то с их кровищей вытворяли нехорошее. В общем, информативность книги — на все сто! Вы поймете и для чего глотали ЛСД, и почему растаман курит ганджа (в книге есть отдельная глава про растафарианство). Что самое удивительное, этот чудо-журналист ничего не пропустил. Он даже про панков написал и про клубную "экстази"-культуру (ну Англия все-таки). По сути, книга эта является довольно хитро структурированной историей рок-музыки, вписанной в социальный и религиозный контекст. Причем дело не только в религии — на самом деле Стив просто хотел объяснить специфику творчества некоторых музыкантов путем анализа их личностей, всяких там предпочтений и верований (вот про Патти Смит он написал просто, что очень талантливая тетка, и что очень любит Артюра Рембо — и никаких религий!). И еще он фанат U2 — он им тоже главу посвятил — духовный рост Боно исследовал. Это вам не шуточки.
Недостатки, конечно, у книги есть, но несущественные. Кто-то возмутится, что так мало места отвели Кену Кизи и "Проказникам". Кто-то обидится на то, что так мало информации про их любимую группу. Лично меня раздосадовало отсутствие одной важной линии: исследуя связь музыки и религии, Тернер совершенно упустил тот фактор, что музыка как определенный тип религиозного мировоззрения тоже рождает свои правила и особые библейские почти коллизии. Музыкант как Божество, например. Или уникальное совпадение некоторых "музыкальных" мифов с мифами транс-культурными и общемировыми (например, знаменитый миф о смерти Пола МакКартни один в один являет собой одновременно миф об Озирисе и легенду о Короле-Рыбаке... да и много еще всего было). И религиозный фанатизм в отношении к некоторым персоналиям. В общем, про это в книжке нет — там только взаимоотношения. Там музыка И религия. Так что если хотите написать книжку "Музыка КАК религия" — пожалуйста, место свободно, всегда рады. Только вначале прочитайте вот эту, иначе запутаетесь.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета