статья


Звуковые Миры
Цифровые студии (начало)

В прошлой статье рассказывалось о типах коммерческих студий. Напомним, что существует два типа таких студий: аналоговые и цифровые. В силу разных причин в последнее время большинство звукоинженеров и музыкантов предпочитают цифровые студии (в основном это связано с удобством в обращении и очень высокими техническими характеристиками при относительно недорогой цене).

Сегодня начнем рассматривать некоторые важнейшие компоненты звукового тракта цифровой студии.
На входе тракта производится запись акустического сигнала ("живые" музыкальные инструменты и реальные звуки) в цифровое устройство. Этот процесс называется оцифровкой или сэмплированием. Чтобы оцифровать сигнал, используются аналогово-цифровые преобразователи (АЦП). На вход АЦП подается электрический сигнал, снимаемый с выхода микрофона, который, в свою очередь, преобразует акустический сигнал в электрический. После АЦП записанный звук становится сэмплом (от английского слова "sample" — образец) и хранится в цифровом формате на каком-либо носителе (например, флэш-память электронных устройств, цифровая мастер-лента, жесткий диск студийного PC, компакт-диск и др.). Сэмплом может стать любой звук, например, ваш голос. Но как правило, просто записи голоса недостаточно. В процессе сэмплирования могут возникнуть нежелательные искажения, обусловленные некачественным микрофоном, плохой звукоизоляцией помещения, посторонними звуками и т.д. Поэтому в студии применяются различные специальные средства для устранения этих недостатков, повышения качества и обработки звука.

Кроме "живых" инструментов существует большое количество электронных музыкальных модулей, предназначенных для синтеза звука "с нуля", называемых "синтезаторы". Синтезаторы способны взаимодействовать между собой и другими цифровыми устройствами посредством специально разработанного для этих целей протокола MIDI. Помимо синтезаторов используются другие музыкальные устройства, среди которых так называемые сэмплеры. Они позволяют производить различные операции над сэмплами, управляемыми по MIDI (в зависимости от модели).

Наряду с синтезаторами, сэмплерами, микрофонами в цифровой студии применяется ряд других сложных устройств. К ним относятся цифровые магнитофоны, микшерные пульты, включающие секцию эквалайзера, шины дополнительных эффектов (AUX), консоли типа "in-line"; энхансеры и эксайтеры, компрессоры, лимиттеры, гейты, экспандеры, динамические шумоподавители, устройства панорамирования, цифровые эффекты и т.д.

(Продолжение следует)

PSYCHODELIA ALPHA

© 2005 музыкальная газета