статья


Видеоклипы
ВИРТУОЗНО И ВИРТУАЛЬНО



Не ждали? Я тоже.
К чему мне возвращаться в "Виртуозно и виртуально" (напомню: это рубрика, посвященная электронным видеоклипам)? Тут бы красиво смотрелось что-нибудь вроде "в ваших многочисленных письмах не раз проскальзывали намеки и даже просьбы возродить эту славную, почти легендарную страничку…". На самом деле такая просьба была одна, но она действительно послужила катализатором перехода от намерения (а оно у меня было) к действию.


Итак, на вопрос "быть или не быть?" ответили. Теперь возникает другая задача, — как? Делать ли обзор а-ля "здесь был Вася" (в оценочном стиле "прикольно — неприкольно") или бомбардировать сознание читателя сложными эпитетами и редкими терминами? Не знаю, но во всяком случае, начинать (или продолжать, если угодно) надо с имен известных. В кого, как не в них верить в наше изменчивое время? Шоу-бизнес схватил электронную музыку своей цепкой лапой, — в том числе с помощью видеоклипов, которые, как известно, стоят денег. Порой очень больших. И грустно, очень грустно бывает осознавать, что не идеи стоят за музыкой и картинкой, а деньги. Зато тем приятнее иногда осознавать обратное. И определять для себя приоритеты среди авторитетов.
В общем, зададимся вопросом, — что сотворили за последние полгода (или больше) наши кумиры, то есть музыканты известные, не в первый раз представляющие свои творения на суд международной публики посредством грамотного worldwide-promotion? И не стоит отмахиваться от монстров. Они — это наше все. Об одном из них — немного ниже.
"Хватит болтологии, — вскрикнет нетерпеливый читатель. — Что там происходит в мире пластмассовых звуков и движущихся картинок? Каковы тенденции, если по существу?"

Что ж, по существу. Некоторые известные музыканты ужесточили (или просто не смягчили) свой саунд и сделали довольно мрачные видеоклипы: "Hands Around My Throat" DEATH IN VEGAS, "Baby's Got A Temper" THE PRODIGY и "Miss Lucifer" PRIMAL SCREAM. Другие герои прошедших времен проявляют социальную активность и едко стебутся с тотальной утилизации, коммерциализации и стандартизации. Возродившиеся из пепла 80-х годов SOFT CELL не новы в своем представлении мира как большого "МакДональдса" в клипе "Monoculture" (альбом носит название "Cruelty Without Beauty"). Peter Gabriel вообще все утопил в крови в клипе "The Barry William's Show" (альбом "Up"). Строго говоря, Peter Gabriel имеет отношение к электронной музыке не большее, чем группа HIM — к металической. Но у него феноменальный нюх на всевозможные модные компьютерные примочки, он электронные фишки, можно сказать, рубит. В эту же когорту можно отнести и экс-"сексуальных провокаторов" ADD N TO (X), выпустивших видео с красноречивым названием "Take Me To Your Leader". Эта же, по сути, ирония, но в более индивидуальном, даже интимном плане, сквозит в "What Does It Feel Like?" и "Madam Hollywood" FELIX DA HOUSE CAT, а также в остроумном клипе на техно-синти-поп "Stars And Heroes" (Luke Slater).

Понимая, что музыкальный процесс идет постоянно, все движется и меняется, музыканты стараются поддержать тлеющий огонек внимания слушателей и зрителей и привлечь внимание к своей персоне. В то же время они заметают следы, напоминающие о былой стилистике. THE CHEMICAL BROTHERS, будучи не в силах дать аудитории интересный от начала до конца альбом, поражают ее воображение видеоклипами "Star Guitar" и "The Test". Один из родоначальников стиля jump-up, APHRODITE, вернулся с альбомом "Aftershock" и довольно сильными композициями "All Over Me" и "See Thru It" (на них, естественно, сняты клипы). Другой культовый персонаж, но в сфере интеллектуального инструментального хип-хопа, DJ Shadow (или, точнее, режиссер клипа "Six Days"), попробовал, и небезуспешно, визуально поэкспериментировать с восточной тематикой. И, наконец, целая когорта первого поколения проповедников французского диско-хауса словно стремится выиграть гонку на приз зрительских симпатий. Я имею в виду CASSIUS ("I'm A Woman" и особенно впечатляющий клип "Sound Of Violence" с нового альбома "Au Reve"), ALEX GOPHER ("Use Me"), SPILLER ("Cry Baby"), SNOOZE ("Did I Give You Much"), THE MAXWELL IMPLOSION ("L'Homme Peluche") и других, менее заметных, но не менее настырных.

Но если брать во внимание только борьбу в лиге чемпионов, то главным, по-моему, событием стал выход альбома "A Hundred Days Off" UNDERWORLD. Никто не будет спорить, что они входят в десятку самых известных современных электронных групп? Видеоклип к первому синглу "Two Months Off" — это как бы концентрация альбомной версии трека (аперитив, разогревающий аппетит на весь альбом). Но о клипе и альбоме чуть позже. К слову, особенно заметной промо-кампании "A Hundred Days Off" не было, информации было немного, и вообще, в последнее время на удивление жизнеспособным оказывается принцип "не верь глазам своим". В качестве примера привожу информацию, которая появилась в масс-медиа летом.
"Легенды электронной музыки UNDERWORLD большую часть своей карьеры провели как трио. Некоторое время назад из проекта ушел ди-джей Даррен Эмерсон. Теперь же один из двух оставшихся музыкантов рассказал, что им больше нечего предложить поклонникам в визуальном плане. Певец Карл Хайд заявил, что UNDERWORLD практически покончил с "живыми" шоу после того, как вышел их DVD "Everything, Everything". Он посчитал, что на этом славная концертная история UNDERWORLD может и закончиться. DVD с "живым" видео проекта Карл оценил как "прекрасную хронику" жизни группы: "Не думаю, что после этого могу предложить фэнам UNDERWORLD еще что-то. На сцене мы свое отыграли".
Музыкант заявил, что будет счастлив просто записываться в студии и больше никогда не ездить по миру с концертами. Также Хайд пообещал, что "новый альбом группы "A Hundred Days Off" докажет, что Эмерсон не был главной музыкальной силой проекта". Конец цитаты.

Вот странно. Наверное, Хайд чего-то напутал. Как можно, покончив с "живыми" шоу, принять участие в немецком музыкальном фестивале "SonneMondSterne"? К счастью, программа "Electronic Beats" (канал "Viva") достаточно полно осветила это мероприятие, в нескольких выпусках предложив вниманию зрителей фрагменты выступлений и интервью с NORTHERN LITE, Aril Brikha, THE ADVENT, STEREO MC'S, Sven Vath, FUNK D'VOID, GREEN VELVET, MAD PROFESSOR, MAMBOTUR, Vladislav Delay, Hakan Lidbo, EGOEXPRESS, CAPTAIN COMATOSE, Marcus Intalex, DJ Patife/Stamina MC и, конечно, UNDERWORLD.
"В чем наш секрет? Мы не изображаем вуду на сцене, не занимаемся модными танцами; мы просто пользуемся шансом выступить на сцене перед большой аудиторией, почувствовать ее. Мы хотим на десять минут расслабить ее и расслабиться самим", — сказал Рик Смит в интервью программе "Electronic Beats".
Но вернемся к видеоклипу "Two Months Off". Насыщенный трансово-хаус-техно-саунд добавляет внимания к простому, фактически бессюжетному, но поэтичному и символичному клипу. Вокалист стоит на поляне посреди деревьев и, улыбаясь, напевает шаманский текст, танцуя в такт. Передышка посреди мелодической линии, состоящей из повторяющегося синтезаторного риффа, — и вошедший в транс Карл Хайд как бы передергивается в экстазе несколько раз и медленно отрывается от земли. Правда, экстаза (и гипноза) на весь альбом не хватает. Уход Эмерсона сказался на содержании "A Hundred Days Off" если не фатальным, то концептуальным (хм...) образом. Какая-то необычайная легкость в звуке — и в голове после прослушивания. Что не есть хорошо, наверное.

Но вот какая штука. Для знатоков творчества UNDERWORLD по меньшей мере странно видеть однозначно негативные рецензии на новый альбом группы. Хотя они часто пишутся в стиле "нравится — не нравится", все же надо думать и анализировать. Для начала посмотрим, что говорили об альбоме музыканты перед его релизом. "Рассказывая о том, каким получился альбом, UNDERWORLD от оценок воздержались. Вокалист Карл Хайд рассказал, что один из треков является музыкой из его сна. В свою очередь, Рик Смит разоткровенничался, что сингл "Two Months Off", который они теперь запускают в качестве визитной карточки альбома, мог вообще не быть записан. Музыкант признался, что довольно долго трек у него не получался: "Я прокорпел над ним более шести недель, но потом мне помог Карл, — его вокал оказался тем самым недостающим звеном".
Участники UNDERWORLD предприняли, безусловно, беспроигрышный тактический ход: симпатичный эмбрион "Two Months Off (video edit)" превратили в большого махаона "Two Months Off (album version)". Аэродромом для разгона этого могучего создания служит приятный техно-трек "Mo Move", одновременно мягкий и прохладный, напоминающий одновременно начала всех трех предыдущих альбомов. Вслед за "Two Months Off" в воздух взлетает jazzy-"Twist" и dubby-"Sola Sistim". Оставшиеся треки — это психодел-техно "Little Speaker", блюзовый замес "Trim", гитарная интерлюдия "Ess Gee", задорная киберковбойская песня "Dinosaur Adventure 3D" (нет, не новая "Cowgirl", а очень живая... прямо "Песнь о Гайавате" какая-то), лирическая "Ballet Lane" и финальный цветочек "Luetin". Абстрактность осталась, жесткости стало меньше.

Да, свежая работа UNDERWORLD не может затмить "Second Toughest In The Infants", но на фоне откровенно слабых, или нет, скажем иначе, непривычно других по звуку новых альбомов таких грандов как THE CHEMICAL BROTHERS и FUTURE SOUND OF LONDON, смотрится достойно. Вспомним, что еще в 1999 году битву титанов ORBITAL, THE CHEMICAL BROTHERS и UNDERWORLD объективно выиграли именно последние: их "Beaucoup Fish" все же более интересен, чем "Surrender" THE CHEMICAL BROTHERS и особенно "Middle Of Nowhere" ORBITAL. Конечно, после драки кулаками не машут, — понятие "историческая справедливость" еще никто не отменял. Так что признаем очевидное: UNDERWORLD записали предсказуемый, но крепкий электронно-мэйнстримный альбом. Точка. Бай.

Доктор Морозов

© 2005 музыкальная газета