обзор


V/A
Возвращение к любви. V фестиваль живого звука. Памяти музыканта Александра Чурикова


(c) 1998 "МРАК"
(p) 1998 "ЛеГран"
18tks/75mins


Узнать о том, что происходит на московской и питерской сценах, не составляет особого труда — даже в Internet не обязательно лезть. Куда сложнее обстоит дело с российской периферией: пресса не доходит, записи — тем паче. Разве что какой-нибудь фанат задастся целью во что бы то ни стало раздобыть ту или иную информацию...
Так или примерно так произошло и с этой кассетой. Летом 98-го года группа САДЪ съездила в Кунгур на фестиваль "Rock Line", организованный пермским музыкантом и журналистом Олегом Новоселовым. По возвращении в Брест лидер С. Володя Серафимов вручил мне кассету. Я по своей дотошности долго пытался выяснить у знакомых российских собратьев по перу что-нибудь об Александре Чурикове. Но те лишь пожимали плечами. Я отложил кассету на полку, а, три года спустя, обнаружил ее, прослушал и решил писать рецензию, полагаясь на скудную информацию, содержащуюся на вкладыше, а также на собственную интуицию.
Александр Чуриков — челябинский музыкант и поэт, погибший от рук хулиганов. Очевидно, его имя было хорошо известно в родном городе и окрестностях, о чем свидетельствует проведение фестиваля в его честь.
Данная кассета представляет собой сборник записей с V фестиваля "живого" звука, который проводился 28 апреля 1998 года в театре Челябинского тракторного завода. В программе фестиваля приняли участие земляки Александра и приглашенные гости. На лицевой стороне вкладыша читаем: "Музыка всех стилей, музыканты всех направлений".
Открывает сборник студийная запись песни Александра Чурикова "Белый снег" в авторском исполнении. Судя по ней, Александр был жизнелюбивым, романтичным человеком. Далее следуют "живые" фонограммы. С. Солопов, "Памяти Александра Чурикова", великолепная баллада, исполненная под акустическую гитару. Трио А. Гримберг, А. Петров, О. Цой, "Серый корабль", романтическая волна. ПЯТАЯ ВЛАСТЬ, "Весна". ОБ'РЯД, "Пить чай". Ну очень напоминают Чижа периода "Эрогенной зоны" и "Полонеза"! IN CASH, "Песенка мыльного пузыря", композиция с явным оттенком социальности в духе раннего "перест-рока". Гарри Ананасов & ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, "Видеофильм" (посвящение Квентину Тарантино), дабы не углубляться в терминологические дебри, обозначу стиль композиции как мэйнстрим. А. Горький, "Отче", характеристика этой композиции укладывается в два слова — "надрыв" и "шаманизм". Без влияния Игоря Федоровича не обошлось. А. Кацев & ЛЕЛИК И АНАБОЛИКИ, "Птицы", отвратительная пародия на КИНО. ГРАДСКИЙ ПРИИСК, "Быть в пути", явный закос под МАШИНУ ВРЕМЕНИ раннего образца. ДОЗО, "Песнь акына (Как мне х...во)", панк с ориентальными интонациями. Потрясающе! ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, "Река Миасс", жесткая гитарная волна. Полковник Алексей Хрынов (Нижний Новгород) исполнил под акустическую гитару три хорошо известные песни — "Опять", "Душегуб" и "Солдат на привале", две первые предварив эпиграфами собственного сочинения. На записи хорошо слышна реакция публики, с детским восторгом воспринимающей произнесение матерных выражений. ПОЛТЕРГЕЙСТ (Новоуральск), "Восточный ветер", хард — романтичный, но унылый и скучный. Пупкин Падлюка Подлейший & IN CASH, "Мотылек", какой-то вялый, безвкусный рок-н-ролл. МАЖОРНАЯ НОСТАЛЬГИЯ, "Если...", ну, прямо целый эстрадный оркестр с преобладанием духовых, высокая плотность звучания... И философский текст с ноткой назидательности.
Общо я бы охарактеризовал содержимое сборника тремя словами: повторение вчерашнего дня. Пожалуй, единственное достоинство этой кассеты заключается в том, что она позволяет составить мало-мальское представление о сцене Челябинска и его окрестностей. В общем и целом кассета на любителя.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета