статья


Фонотека Рок-Музыканта
Вадим Курылев

FUGAZI, "13 Songs", 1990
Пластинка, ставшая классикой альтернативного рока. На таких, как FUGAZI, видимо, и держится вся независимая музыка Америки. Эта вашингтонская группа словно воплотила в своей музыке родной город. Центр Вашингтона, состоящий из правительственных зданий, университетов и зеленых скверов, окружен плотным кольцом небогатых районов с преимущественно черным населением. Такова же и музыка FUGAZI: интеллектуальное ядро ее обшито броней панковского драйва и антибуржуазной идеологии. Остроумный панккор, с которым по изысканности могут тягаться разве что канадские братья-альтернативщики из NOMEANSNO. Однако в отличие от более брутальных канадцев, у FUGAZI "на лбу 10 классов плюс 5 курсов написаны". Студенческое прошлое, проведенное в одном из самых крупных университетских центров США, никаким панк-роком не прикроешь.
Бунтарский дух студенческих революций живет в них и поныне. Известные сейчас на весь мир, эти панки-интеллектуалы никогда ни в какой шоу-бизнес не лезли, а все свои альбомы до сих пор издают на собственном ими же основанном независимом лейбле Dischord. Такая вот борьба с коммерциализацией музыки. Интеллигентная...

БГ, "Лилит", 1997
После этого альбома я чуть снова не стал поклонником АКВАРИУМА, но все же оказалось, что одно дело — современный АКВАРИУМ, а другое — БГ с американской группой. Общего тут очень мало, и даже такой яркий персонаж как БГ никак не соединяет этот альбом с творчеством АКВАРИУМА 90-х. То ли песни БГ подобрал для этого альбома лучшие за последние 10 лет, то ли такое сопровождение все же наиболее естественно для него, но "Лилит" поражает своей живостью и ясностью выражения мыслей — что в стихах, что в музыке. Никакого занудства ни там, ни там, 90% песен просто отличные, что после 90-го года произошло, может быть, один раз на "Кострома — мон амур". Словно мечту своей юности воплотил наш заслуженный менестрель-подпольщик, записав альбом с группой THE BAND, которая играла с Бобом Диланом лет 25-30 назад. Не зря же всю жизнь писал он песни в стиле Дилана, да и на этом альбоме некоторые песни звучат, как будто это не "Лилит", а "Blonde On Blonde" 67 г. Это своего рода посвящение Дилану и музыке, на которой БГ вырос, благодаря которой он себя нашел в этом мире. Как бы ни тянулся он в своем творчестве к российским корням — уж слишком ветвь его росла высоко над забором, — в западном преломлении БГ становится самим собой. Некоторые песни спеты с такой рок-н-ролльной развязанной хрипотцой, какой никто не слышал от него ни до, ни после этого альбома. Может быть, неожиданно в плюс здесь сыграло и то, что музыканты THE BAND не очень понимали или не хотели понимать, чего хочет от них этот русский, и просто сыграли то, что умеют и любят — благо, материал это позволял. Сам же Боб Борисыч спел так, как умеет и любит он. В результате и то, и другое слилось воедино в прозрачном ключе фолк-рока, на который остроумные русские стихи ложатся не хуже американских. Это один из самых космополитичных альбомов в современной музыке. Говорят, во время записи БГ не просыхал, — врут, наверное...

© 2005 музыкальная газета