обзор


Ghymes
Smaragdvaros/Emerald City


EMI
11tks/56mins


EMI делают хорошее дело. Почти такое же хорошее, как Питер Гэбриел. Они выпускают всяческую world music, расползшуюся по Европе, и славянскую, и не очень. GHYMES — они совершенно не славянские. Они вообще непонятно какие, потому что венгры. Вообще венгры — это очень странная нация. Язык у них похож по наполнению на финский, а по звучанию — на турецкий, выражения лиц у них суровые и цыганские, имена непроизносимые, но при этом очень нешуточные, и улицы в их городках названы в честь какого-то универсального чувака с разными именами, но одинаковой фамилией. В общем-то, странностей у этих чудесных людей навалом, и все это отражает этот самый альбом, который на самом деле вовсе не этника, и даже не world music (уж поверьте вы мне), а так, просто неслабый венгерский глюк. Туманное и мрачноватое средневековье, костры инквизиции, детские сказки и восточные мотивы. Слушается как радиопостановка на какую-то очень недетскую тему, например, мне показалось, что это история какого-то культового венгерского князя, которого злобные турки превратили в соляной столб, ну или что-то вроде того, потому что очень грустно, но эмоционально звучит.
Сама группа, учинившая этот беспредел, работает с 84-го года и считается фолк-бандой. Играли они венгерскую аутентику, при этом действительно слегка заморачиваясь на музыке ренессанса и всяких средневековых ужасов, ей предшествующих. Итогом явилась эпически-мудрая музыка, слегка сумасшедшая, из которой не вычленяется ни одна пристойная тенденция — после какой-нибудь рыцарской баллады музыканты подрываются исполнять буйный цыганский танец, переходящий в нечто сумбурно-балканское. Причем играется это все на чем попало — скрипки и прочие симфонические инструменты, турецкие штуки с жуткими названиями, а также что-то совсем венгерское, именуемое "калабаш" и "зитр". Не названия, а просто музыка какая-то! Неудивительно, что группа так популярна в неевропейских странах вроде Японии и Ирака (в Штатах и Канаде их тоже очень даже бурно приветствовали) — больно уж нетрадиционно звучит. Например, венгерский танец "Little Jesus's Boots" запросто переходит в мудрую чукотскую песню "A Hundred Farthings". Может быть и не чукотскую, но поются там чукотские мантры, и еще на варгане играется душевно, и барабаны глубокие шаманят, и вообще это, простите, жутко похоже на песню группы НОГУ СВЕЛО! про влюбленных оленеводов — так же псевдо-этнично, бредово и завораживающе. "Undressing Song" — песня для Эмира Кустурицы. Чтобы не зазнавался. А если зазнается, то по нему дополнительно вдарят песенкой "На берегах Дуная", которая на диске предпоследняя, а после нее какая-то тетка поет очень красиво, похоже на группу RENAISSANCE. Замечательно! К диску явно должна прилагаться добротная бутыль красного вина. В общем, если вам интересно, что могут утворить венгры с концепцией world music — этот диск просто must have. Потому что такого вы больше нигде не услышите. И очень зря, если не услышите. А что все оно на венгерском поется — забейте вы на это, жутко ведь красивый язык — ведь слушали же старые меломаны запоем венгерскую группу OMEGA, которая принципиально на родном языке пела. И все их прекрасно понимали.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета