статья


Фонотека Рок-Музыканта
Вадим Курылев

Yma Sumac, "Shou Condor", 1999
Это записи 50-х годов. Перуанская этно-дива Има Сумак была тогда известна на весь мир. Индейские корни придавали ее пению отзвук многовековых мистических традиций Южной Америки, а европейская классическая постановка голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными данными. Почти четырехоктавный диапазон певицы сводил с ума меломанов разных стран. Колдовские индейские песнопения перемежаются на диске с заводными карнавальными румбами и ча-ча-ча, которые в исполнении Сумак звучат, почти как реквием по погибшей цивилизации древних инков. Голос ее, необычайно подвижный, не знающий, кажется, никаких физических границ, то взлетает под облака, подобно кондору, то падает на дно глубоких андских ущелий. Здесь собраны практически все хиты певицы, включая "Гимн Солнцу" и "Хиваро", прославившие ее на весь мир. Пели ли так древние инки? Скорее, так пели их боги…

Lou Reed, "Set The Twilight Reeling", 1996
К середине 90-х годов авторитет Рида, выросший из глубин интеллектуального андерграунда, достиг таких высот, что многие старые поклонники уже просто отвернулись от старины Лу, поскольку он-де стал уж слишком всеми признанным. Самого Рида, однако, общественное признание нисколько не встревожило, а наоборот — дало даже новый толчок к творчеству и дальнейшему прогрессу. Этот альбом, записанный, кстати, на очень недорогой цифровой студии, явил миру после пятилетней паузы Лу Рида в блестящей творческой форме. Фуззовый бард наш после литературных заумствований конца 80-х — начала 90-х выдал на этот раз превосходный рок-н-ролльный альбом с немного плоским звуком, но очень выпуклым альтернативным духом. Перепробовав за свою жизнь все возможные амплуа — от накрашенной звезды глэм-рока до антибуржуазного авангардиста, плюющего в лицо магнатам шоу-бизнеса, — Лу в свои 50 лет пришел к совершенному воплощению интеллектуального рока. Тексты Лу Рида многомерны и серьезно тянут на настоящую поэзию, а потому прямому переводу не подлежат и сжатому изложению смысла тоже. В одном техническом звукоинженерном журнале я наткнулся на огромное интервью с Лу Ридом о технической стороне записи этого альбома. Шокирующе остроумный поэт-психоделик, лауреат парижской Литературной премии подробно с любовью рассказывал о марках микрофонов, усилителей и даже типах кабелей и коммутационных студийных директ-боксов, которые использовались на этой записи. В сущности, такую элементарную аксиому можно было прочитать между строк интервью: рок-н-ролла не бывает без ЗВУКА. А со ЗВУКОМ у Лу все в порядке. Как, впрочем, и с рок-н-роллом!

© 2005 музыкальная газета