обзор


DJ Shadow
The Private Press


(c) 2002 Universal Island Records Ltd.
(p) 2002 A&M Records Ltd.
14tks/57mins

“Записывая этот альбом, я чувствовал благодарность за то, насколько велико, огромно понятие музыки. Возможности действительно бесконечны. Музыка — это также хороший целитель. Я надеюсь, что вы, слушатель, найдете на альбоме что-нибудь, что заставит вас улыбнуться”, — говорит DJ Shadow. В другом интервью (которое он дал недавно программе “Electronic Beats”), он говорит: “Я рассматриваю свою музыку как коллаж. Когда картина состоит из тысячи маленьких кусочков журналов, из мозаики, это для меня интересно. Это что-то новое, сделанное из того, что есть”.

Начинается и заканчивается “The Private Press” интерлюдиями под одинаковым названием “(Letter From Home)”, представляющими собой кусочки каких-то древних аудио- или кинопостановок. Это самая неприятная для слушателя часть нового альбома признанного саунд-кудесника и миксмастера. В остальном — масса хороших впечатлений, хотя в целом альбом кажется спокойным и даже грустным. Мне эти интерлюдии, некоторые элементы визуального и звукового оформления альбома навязчиво напоминают некоторые традиции английской реалистически-гротескной прозы вроде Чарльза Диккенса. Не знаю, но тут точно что-то есть...

На некоторых треках акустическая гитара красиво сплетается с электроникой, создавая немного тревожное настроение (“Fixed Income”, “Giving Up The Ghost”). Неплоха сингловая песенка “Six Days”. Как и прежде у DJ Shadow, иногда слышно поскрипывание виниловых пластинок и характерный звук обычных засэмплированных им аудиокассет, целый склад которых изображен на буклете диска. Довольно постмодернистски выглядят две почти идентичные на первый взгляд композиции, опять-таки с одним названием (“Mongrel Meets His Maker”), расположенные рядом, друг за другом. “Right Thing/GDMFSOB” — очаровательное old school electro, перерастающее в энергичное перкуссионное действо. “Walkie Talkie” — вот где DJ Shadow в ударе, где он демонстрирует высочайшее мастерство сэмплирования и скрэтчинга. Жаль, что этот феерический трек длится всего две с половиной минуты. Но не стоит сожалеть: дальше на альбоме есть бриллиант под названием “Monosylabik”. Слишком впечатлительным натурам от него надо держаться подальше. Это кошмарный сон APHEX TWIN, гигантское облако мощных IDM-частиц, абсолютно упорядоченное контрольно-пропускным отделом творческой лаборатории DJ Shadow. Оно бомбардирует музыкальными электронами невнимательного слушателя, подготовленного же стимулирует, как контрастный душ. Что-то подобное я слышал только у DOWNLOAD, INVOLUTION и, пожалуй, SQUAREPUSHER. Далее. Слушая “Mashin’ On The Motorway”, так и представляешь себя в разгоняющемся автомобиле рядом с водителем-профи, говорящим с вами намеренно хладнокровно и невозмутимо встречающим ругань тех, кто ошарашен его беспардонностью на дороге. Хорошим видеорядом для трека “Mashin’ On The Motorway” может быть клип к свежей песне RED HOT CHILI PEPPERS “By The Way” с безумным таксистом, похитившим участника группы. Но долго такая гонка продолжаться не может! Когда адреналин начинает зашкаливать — “crash! boom! bang!”. И начинается медленная красивая заупокойная “Blood On The Motorway”, в начале которой голос говорит: “А теперь — вечность!”. Это не последний номер нашей программы, — на десерт припасено самое “любимое, известное, и только для вас!”. Не проходит и десяти скорбных минут “Blood On The Motorway”, как начинается “You Can’t Go Home Again”, хорошо известная благодаря своему видеоклипу, который на музыкальных каналах крутят уже не только глубокой ночью.

“The Private Press” — хороший альбом, полный очень романтичных, немного тревожных мелодий, которые отражают философский подход DJ Shadow к искусству и к жизни. Хотя превзойти “Endtroducing…” DJ Shadow не удалось, “The Private Press” однозначно рекомендуется всем, кто любит неторопливый hip-hop/downtempo.

Доктор Морозов

© 2005 музыкальная газета