обзор


V/A
Delicatessen 4


(p) & (c) 2002 Cooking Vinyl
2 CD: CD 1 — 19tks/66mins; CD 2 — 15tks/54mins

Первым на этом двойнике значится Грант Ли Филлипс, что-то очень гитарное, в духе успокоившего наконец своих демонов Фрэнка Блэка. Акустический рок с клавишами, романтика, интересно поставленный вокал, длинные и переплетающиеся между собой мелодии. Шелли Де Вото идет далее, непонятный, электронный, с эстетикой 80-х, всяческие DEPECHE MODE вспоминаются, то бишь профессиональный минимализм. То ручеек одного эмбиента, то срыв во что-то более определенное и социально вредное. BILLY BRAGG & THE BLOKES — это что, и есть английский шансон?! А, не все ли равно... ведь талантливо, чертовски гладко сыграно и по-небесному воздушно. CRACKER с "Forever", странная группа, играющая в английский традициях — холодно и сдержанно, скрывая эмоции и стараясь поразить слушателя не громкостью драйва, а проникновенностью гармоний и партий соло-гитары. Мэри Лорсон и SAINT LOW, традиции AOR'а плюс изыски и причуды женской фантазии. Мягкий, какой может быть только у красивых женщин, вокал, музыка на острие бритвы, на самом деле немного напряженная, хотя и кажется спокойной на первый взгляд. А вот и THE CHURCH показались, и сразу наступила тьма. Тьма шелковой подкладки дорогой шкатулки. "Numbers", мягкий, а-ля HIM, рок, но без вычурности и фейшн-предвзятости последних. Кр-р-р-расивейший припев, печальный, наполненный непонятной грусти, много-много сладких, как жженый сахар звуков... великолепно. AC ACOUSTICS, хоть они и "акустика", но такая, что хочется залезть под диван от страха и дрожать там дрожью листа осинового. Как мне показалось, логическое продолжение CHURCH, точнее, даже логическое продолжение "Numbers" оных. Атональная сольная гитара, вокал на грани, но... вопли, как и у CRACKER, заменены странными звуками, похожими на царапанье ногтями по стеклу. А вот и наши герои, в смысле, ветераны разгильдяйства, как музыкального, так и вообще, ECHO & THE BUNNYMEN, т.е. Люблю эту группу не столько за ее музыку (а она, в принципе, "ничаво"), а за то, что они с годами становятся только хулиганистее. "The Cutter", концертная версия, очень даже хорошо зашла. THE APPLES IN STEREO, глумление над всем что можно. FOOL'S GARDEN определенно их любят, или наоборот, черт его знает. OBI, электронная ритмическая подковырка плюс тихий вокал, и еще раз плюс акустическая гитара. Баллада на балладе и балладой погоняет. Просто очень спокойная музыка, больше ничего и добавить нельзя. "Before We Ever Met" от Рона Сэксмита продолжает меланхоличность предыдущей композиции, т.к. очень много общего. CLEM SNIDE, снова баллада, как и у эпохальных COWBOY JUNKIES; короче, в середине компиляции сразу четыре мало разнящихся друг от дружки трека, это сделано, наверное, для того, чтобы желающие потанцевать с противоположным полом смогли бы натанцеваться всласть. Но вот старина Фрэнк Блэк появился... господи... сколько лет, а голос почти не изменился. Фрэнсис стал старше... мудрый такой стал Блэк, "загадасливый". Это уже не PIXIES, это что-то с северных гор, дышит холодным ветром, Кордильеры, салуны, одинокие маленькие домики в каком-то провинциальном городке... Тоже, в принципе, баллада, однако с некоторым кантри (да-да!) уклоном. Великолепно. И, наконец, только Пол Келли с "Somewhere In The City" несколько разбавляет предыдущие творения именитых авторов. Рок-н-ролльчик, бодрый, разухабистый, но тоже в "струю". Понравилась скрежущая, "противная" такая электрогитара, которая мигом убрала неприятный налет попсовости у композиции. Раян Адамс, паренек с задатками Боба (ну, или Джейкоба) Дилана, кантри с роком, трек сделан так, как будто его записывали не недавно, а как минимум лет сорок назад, то бишь во времена расцвета стиля. THE LILAC TIME на рифф легендарной "Wild Thing" нанизали рокабилли первого развеса. Вся песня держится на неприхотливом соло и очень легоньком припеве, песня вообще романтиков или студентов, любящих в перерывах между экзаменами музыкально оттягиваться на природе. А вот что-то посерьезнее, Jackie Leven, не песня, а целый эпос, настоящий навороченный рок-н-ролл, композиция из отряда тех, которые начинаются с одним настроением, а заканчиваются совсем другим. Такое не услышишь на MTV, определенно... И напоследок Брюс Кокбурн, "My Beat", логическая точка в конце первой части сборки. К сожалению, из-за обилия на "Delicatessen 4" треков такого формата, песня немного теряется, повторюсь. И тем более что "My Spanish Dad" от Jackie Leven сыграна настолько новаторски, что эта баллада, увы, кажется невыразительной.
Если про первую часть двойника рассказано было достаточно подробно (все-таки диск широко демонстрирует спектр групп, интересных Cooking Vinyl в Европе и США), то со второй компиляцией дело обстоит сложнее. Хотя бы потому, что представленные исполнители играют по большому счету world music и артисты "набраны" из таких мест Европы и даже мира, что... рецензировать подобное очень трудно. Хотя чисто в познавательных интересах, конкретно в плане музыкального самообразования сборник просто уникален и неповторим. Как вам ритмы Африки? А французский классический аккордеон? Или традиционная испанская гитара? Или китайские мелодии? Или может вас интересует, чем сейчас богат в музыкальном плане Тринидад? Греция? Английский фолк? Кельты? Латвия, Италия? Все это есть на прилавке. Приходите, слушайте, и не говорите потом, что современная музыка богата одним Фредом Дерстом и Джонатаном Дэвисом. Музыкальный мир живет и процветает, на самом деле. Собраны самые лучшие музыкальные переливы различных стран, самые узнаваемые и поэтому максимально приближенные к спокойному, без насилия над собой, восприятию (еще бы, ведь кто не знает мелодию из "Крестного отца"?!).
При всей красивости сборника, все-таки, на мой взгляд, есть один маленький минус, про который выше написано: композиции представлены все-таки слишком известные, наверное, было бы немного интереснее поглубже ознакомиться с музыкой этих стран. Хотя, возможно, Cooking Vinyl уже это делали и "Delicatessen 4" есть дополнение к предыдущим сборникам подобного содержания. Тем не менее, компиляция выглядит "белой вороной" на фоне "грейтестов" от кора, брит-попа и тому подобного.

О. Соловей

© 2005 музыкальная газета