статья


Фестиваль "Ноц Блюзова"
Двенадцатая “Ночь блюзова”

Второй год подряд белорусские музыканты выезжают в небольшой польский городок Рава Мазовецка для участия в концертах традиционного фестиваля "Ноц блюзова". Но если в прошлом году они участвовали только в конкурсе (группа SPOONFULL), то на этот раз белорусы отметились как в конкурсе (группа ЭГОИСТ), так и в гостевой программе. В этом качестве на фестиваль прибыла КРАМА.

Конкурсная часть фестиваля примечательна тем, что позволяет услышать не только интересные группы из Польши и близлежащих стран, но и сравнить их исполнительский уровень с тем, что есть в Беларуси. Следует признать: средний, иначе говоря — крепкий любительский уровень исполнения в принципе совершенно одинаков у всех. Другое дело — опыт выступлений. Практически все участники конкурса этого года не раз и не два выступали на многих фестивалях. Для ЭГОИСТА же это был первый серьезный выезд. Впрочем, судя по всему, поездка принесла музыкантам группы несомненную пользу с точки зрения именно приобретения опыта.
По условиям конкурса, в нем могут принимать участие коллективы и солисты, которые не имеют изданных записей и не связаны контрактами ни с одной из издательских фирм. То есть, бороться за Гран-при (а он в этом году превышал 1200 долларов) получают право те, кто со всем на то основанием может называть себя исполнителем-любителем. Это несмотря на то, что, скажем, группа GOOD MORNING BLUES из Зеленой Гуры существует уже семь лет и порядком поездила по Европе. Но в контексте данного фестиваля музыканты рассматривались как любители. Правда, достаточно продвинутые.
Что касается ЭГОИСТА, то эта группа, которая блюз в общем-то и не исполняет, была выбрана для конкурса прежде всего с прицелом на будущее: у коллектива явно есть как и приличный задел, так и поле для роста. Для исполнения на конкурсе ребята подготовили три песни из наследия отцов хард-рока, в том числе "Immigrant Song" LED ZEPPELIN и "Child In Time" DEEP PURPLE. Конечно, как для блюзового конкурса, данный репертуар, даже подготовленный с учетом специфики фестиваля, выглядел не слишком подходящим, но при этом полностью давал возможность оценить потенциал коллектива. А тут еще жеребьевка подбросила сюрприз в виде первого из девяти участников номера. Парни и девочка погоревали-погоревали, но зато и оценили преимущества: выставить звук они имели куда больше времени, чем все остальные.
В конкурсе приняли участие восемь команд и один солист из Польши, Беларуси, Германии, Чехии и Словакии. Запомнился немецкий дуэт BOOGIE BLUES AND BLATTSALAT: фортепиано и ударные, легко переходившие от классического буги к напевным блюзовым балладам в духе, как ни странно, Элтона Джона. Очень молодые, буквально еще школьники из чешской группы BUDDY WONDER играли непосредственно, может, не столь ярко, но свежо.
Поляки из квартета KLUSEM Z BLUESEM полностью оправдали название группы ("клус" по-польски — это что-то вроде галопа), играли серьезно, достаточно тяжело и с прекрасным блюзовым драйвом. Шестыми по счету выступили словаки из группы с оригинальным названием ZVA 12-28 BAND (понятно: регистрационный номер автомобиля), и после их выступления в жюри поняли: вот, судя по всему, и Гран-при. Так оно и случилось: голосование по словакам прошло единогласно. Групповые премии получили чехи и "галоперы" из Жешува, индивидуальные награды достались Мареку Войтовичу и солистке BUDDY WONDERS Ханке Рыховой.
Про ЭГОИСТ также зашел разговор на совещании участников жюри. Группу оценили высоко, вот только сказали, что не на свой фестиваль приехали музыканты. Кто-то предложил поощрить премией вокалиста Петра Елфимова, на что прозвучала задумчивая реплика: знаем мы белорусов, они, мол, на следующий конкурс Паваротти привезут, и тогда что делать?
Так что вечером ведущие концертов — ди-джей и продюсер Войцех Оссовский и лидер знаменитой польской группы NOCNA ZMIANA BLUESA Славек Вешхольский — белорусских музыкантов на сцену не вызывали. Но в любом случае олимпийский принцип о пользе участия для ребят (и девочки) сработал: было много общения с коллегами, представилась возможность послушать выступления гостей фестиваля, да и пиво польское — это, знаете, не "Балтика" с консервантами.
Вот только директору фестиваля обаятельному и радушному Рышарду Красноденбскому, конечно, следует подумать, в какое время проводить конкурс. Он начался в 15.00 при практически полном отсутствии публики. А играть с видом на пустое поле не очень приятно.
Кстати, название группы для словаков сыграло с их машиной коварную шутку: первой же фестивальной ночью на стоянке у гостиницы некий злодей сорвал номера с машины словаков и трех немецких. Было это сделано с единственной, как пояснили люди знающие, целью: заправиться на халяву. Они ведь там в Польше вот до чего уже дожились: подъезжаешь к шлангу, вставляешь его в бак, а видеокамера считывает регистрационный номер авто, после чего стоимость топлива автоматически снимается со счета того, на кого зарегистрирована машина. Так что это был даже не бандитизм, а нечто вроде бизнеса. На номера белорусских машин никто, понятное дело, не покусился.
Гости. КРАМА, следует сказать, попала в солидную компанию и выступала в первый же вечер.
Начали словаки из группы BLUESWEISSER. Команда очень интересная и солидная во всем, хотя и несколько такая вещь в себе. Блюз в их исполнении — музыка больше размышляющая, чем заводная, но сыграно все было четко и вкусно. КРАМА работала второй, когда уже стемнело и к сцене подтянулось достаточно много самой разной публики — от байкеров начиная (мотоциклы, надо признать, мелковатые!) и кончая солидными дядьками, которые и завелись первыми от музыки КРАМЫ. Группа играла почти полтора часа, начав со стандартов, перейдя потом на собственные песни, затем исполнили еще пару стандартов, а уж на "бис" Игорь Ворошкевич, который, как Петя Елфимов, общался с публикой по-польски, предложил спеть вместе "Бяжы, бяжы, хлопец!". И публика с удовольствием пела не только "о-о-оо", но и слова припева по-белорусски. Звук, свет, дымы — все было профессионально и четко. Изредка проходили полицейские, но со стороны развеселой от пива публики не исходило даже намека на столь знакомую нам здесь агрессивность.
Далее работала легенда польского блюза — группа ДЖЭМ. Только авторские, если не ошибаюсь, песни — тяжело звучащие, мощные, развернутые композиции в исполнении очень похожих на дедов из ZZ TOP дядек извергались на поляну, на которой ближе к полуночи собралось тысячи три народа. Во всем, что делали музыканты, присутствовала потрясающая основательность, никаких тебе дешевых эффектов и спешки. После концерта поговорил с менеджером группы. Приехать к нам на концерт для музыкантов — не проблема. Да и стоят они вполне нормально.
Во второй вечер гостевые концерты продолжились. Польскую группу SEXY MAMA пришлось пропустить: заседало жюри. Ребят из ЭГОИСТА этот коллектив вроде не вдохновил. Но вот полуторачасовый сет сборной команды Дэвида Мерфи, составленной из чехов и американцев, произвел впечатление. Группа была усилена тремя дудками и вокалисткой, которая иногда и солировала. Сам Дэвид Мерфи уже десять лет живет в Чехии, белый гитарист и вокалист, исполняющий блюз с явным привкусом фанка. Напор, энергия — все в порядке! Уже ночью, во время джэма в одном из гостиничных номеров с участием всех звезд фестиваля и "эгоистов", белорусы переговорили с Дэвидом, который сообщил, что у него вроде бы запланирован концерт в Минске. Кстати, во время этого джэма "эгоисты" показались настолько неожиданно хорошо, что присутствующие участники жюри удивленно спросили: а чего это вы, мол, на конкурсе так не играли? Ведь могут же!
Заканчивал фестиваль Ян "Кикс" Скшек, брат известного у нас по группе SBB Йозефа Скшека. Очень специфическая музыка, как кто-то пояснил мне — региональный, типично шленский вариант блюза. Не зашло как-то...
В следующем году, как сказал мне Рышард Красноденбский, он попробует еще больше расширить представительство за счет литовских музыкантов. А уже в июле он проводит второй свой фестиваль — фольклорной музыки, на котором в качестве гостей выступит группа ПАЛАЦ. Так что отношение к белорусским музыкантам в Польше — очень хорошее и уважительное.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

© 2005 музыкальная газета