Фестиваль "Окна Открой!"
Откройте окна! Пошире-е-е-е-е-е!!!

23 июня на питерском стадионе имени С. М. Кирова, на Крестовском острове, пройдет Второй фестиваль молодых исполнителей "Окна открой!". Сегодня свое мнение о нем в "Музыкальной газете" высказывают его организаторы и участники.

Евгений Мочулов (организатор фестиваля, член жюри)
Петербург без всяких прикрас, так уж исторически сложилось, действительно столица рок-н-ролла. Если в области балета, театра Москва и Питер еще могут спорить, то в отношении рок-н-ролла вопросов не возникает. Поскольку мы все выросли в этом, облучены все этой волной — 60-70-е — я имею в виду тех членов оргкомитета, которых я пригласил (Гаркуша, конечно, помладше — я помню прекрасно его первое выступление, тоже в нашем формате). Идея фестиваля — находить талантливые группы не только в Питере, но и по всей стране, а один раз в год в несколько этапов показывать их на стадионе. Чтобы не только были суперхиты супергрупп, как многие фестивали делают, но чтобы человек шел и знал, что там будет много неизвестных групп, но они все, безусловно, сильные и достойные. Сейчас пока у нас нет материальных возможностей собрать много ярких групп, но, тем не менее, фестиваль набирает силу, много звонят, присылают материалы. Если в прошлом году у нас была прямая трансляция на Питер, то в этом году уже возможна 6-часовая трансляция на 300 городов России.
Часто задают вопрос, может ли помочь им наш фестиваль? Думаю, что может помочь в том случае, если он будет регулярным, тогда у молодых групп, которые репетируют во дворе, в провинциальном городке, будет ориентир: мы еще три годика порепетируем, потом соберемся, вдарим и станем знаменитыми. Второе, те группы, которые уже выступили на таких представительных мероприятиях, уже сами начинают играть сильнее, ответственнее. Как ТОРБА-НА-КРУЧЕ в прошлом году, ANIMAL JAZZ, ВРАГИ, все эти группы сразу вперед пошли. Когда команда берет такую планку, она обретает уверенность, какую-то крепкость, ребята начинают активнее репетировать, в их будущем обозначаются реальные перспективные моменты.
Фестиваль рассчитан на широкую, не только рок-н-ролльную публику, чтобы один раз в год пришла молодежь на этот прекрасный остров, в этот парк, и посмотрела, что же вообще есть в рок-н-ролле сегодня. Для сильных клубных групп выступление на фестивале — это своего рода проверка, а поскольку на стадионе собираются не сплошь их фанаты, то если группа сможет зацепить чем-то публику, то это отчасти может говорить о ее перспективности. Акция будет проходить в очень красивом живописном месте (на Крестовском острове), во время "белых ночей", на протяжении целого дня, сам парк располагает к комфортному время провождению. Наряду с рок-звездами там будут присутствовать клубные группы хорошего уровня (МАРКШЕЙДЕР КУНСТ, ВРАГИ, ПСИХЕЯ). Почти каждый отборочный день я видел группы, которые с удовольствием бы стали популярными, продались бы любой попсе, но в попсу они не попадают, так как им не хватает мелодии, настоящей красивой мелодии, вот они и болтаются в рок-н-ролле, заведомо нацеленные на коммерческую основу, на раскрутку собственного проекта. Я бы не стал говорить категорично, что у нас антиМТВишный формат, но то, что было до существования, во время и после Ленинградского рок-клуба, и то, что я вижу сейчас, — это явно отличается от формата МТВ.

Андрей Бурлака (член жюри, главный редактор информационно-музыкального издания www.rock-n-roll.ru)
Так уж получилось, что с организацией фестивалей я связан без малого двадцать лет — начиная с середины 1984-го, когда меня пригласили работать в Ленинградский рок-клуб, что, в сущности, радикально изменило мою жизнь, сделав ее такой, какая она есть сегодня. Впрочем, ни о чем не жалею. Опять же, за столько лет я прослушал столько групп — хороших, плохих или никаких, — что выработалось своего рода чутье, которое позволяет сходу понять, есть в этой группе что-то или нет. Музыканты могут не уметь играть, еще только искать свою тропку в рок-н-ролле, но если есть в них живой нерв, это слышно с первой ноты. Можно по-разному относиться к рок-фестивалям (в том числе и к нашему), но саму необходимость их проведения не сможет отрицать никто. Так или иначе, для любого направления в искусстве необходимо периодически суммировать то, что произошло внутри него за определенный срок, иногда акцентировать внимание на позитивном опыте, иногда — освобождаться от негативного с тем, чтобы двигаться дальше. Естественно, что фестиваль — если он не жанровый — всегда эклектичен, но в этом есть своя прелесть: каждый, кто на него заглянет, имеет шанс найти что-то свое. Другая очевидная опасность — это субъективизм: как говорится, в каждой избушке свои погремушки. Чтобы этого хотя бы частично избежать, мы с Женей Мочуловым в прошлом году собрали оргкомитет, каждый из участников которого имеет свой опыт в музыке, причем, не просто опыт слушания, а практическое понимание того, как работает шоу-бизнес в нашей стране (а кое-кто и за рубежом). Удалось ли нам найти верный подход, адекватно оценить, что именно является позитивным на рок-н-ролльной сцене — скажут зрители. В конце концов, как бы трепетно я не относился к друзьям-музыкантам, фестиваль делается не для них. Фестивали делаются для публики.

Олег Грабко (директор музыкальной компании "Бомба-Питер", член жюри)
В любом крупном фестивале есть свои положительные и отрицательные стороны. Прежде всего, фестивали позволяют объединить на одной площадке огромное количество участников из разных городов России и зарубежья. У музыкантов, помимо того, что они, может быть, впервые в жизни выступают на большой площадке, появляется уникальная возможность живого общения. Иногда это все напоминает большую кастрюлю, в которую накидали все, что имелось под рукой. В таком случае просто необходим грамотный кулинар, который сделает вкусный и красивый продукт. Один из великих фестивалей, на котором мне довелось побывать, это фестиваль Ленинградского рок-клуба 1983 года. Другой — организованный "Театром ДДТ" в 1996 году "Наполни небо добротой" — был этаким русским Вудстоком. Фестиваль "Окна открой!", организованный впервые в прошлом году Евгением Мочуловым, привлек к себе не меньше внимания, как зрителей, так и самих музыкантов. "Пять поваров" (Андрей Тропилло, Андрей Бурлака, Евгений Мочулов, Олег Гаркуша и Олег Грабко), люди имеющие разный жизненный опыт и различные жизненные позиции, в основном работают, что называется, за идею — открыть широким массам новые талантливые имена. Важно не пересолить. Чтобы не было перетягивания старых участников из одного фестиваля в другой. Сегодня у людей нет недостатка в информации, они скорее даже пресыщены, но при этом за бортом остается очень много хорошей музыки. Для этого и нужен фестиваль, чтобы человек пришел туда за новыми именами, насладиться живым общением и "живой" музыкой.

Олег Гаркуша (член жюри)
Все мероприятия такого большого объема, если можно так выразиться, дают возможность вот этим молодым группам себя показать большому количеству людей. Помимо этого через фестиваль проходит масса различной информации: демо-записи, пресс-релизы, даже какие-то творческие работы, не имеющие прямого отношения к фестивалю (рисунки, например). Но не все журналисты подходят к этому правильно. Человек пришел на фестиваль, ему понравилась группа "Икс" или группа "Игрек", можно ведь об этом написать. Вместо этого просто пишут: "Прошел фестиваль "Окна открой!". В том же "Фуззе" в прошлом году была вот такая ма-а-а-ленькая заметочка "Прошел фестиваль". Фестиваль, на котором выступало около 30 групп, 10 из них известные, остальные нет. На прошлом фестивале группы ТОРБА-НА-КРУЧЕ и БАБСЛЭЙ засветились достаточно сильно. Это дает шанс молодым группам показать себя. Здесь нет категории "плохой"-"неплохой", Шевчук устраивал точно такой же фестиваль, один в один, там было какое-то количество групп, которые известны, и какое-то количество групп, которые совсем никому не известны. И с того фестиваля больше групп засветилось, те же СПЛИН, КОРОЛЬ И ШУТ, ПИЛОТ, но их немного. Но не может быть, чтобы все 20 были вот такого уровня. Это на удачу опять же. Фестивали делаются для того, чтобы эти молодые ребята могли выступить и показать, что они делают. В отборочных турах этого фестиваля участвует огромное количество групп, более 300 или даже 500. Если каждый день играют по 13-15 групп, то вы представляете, какое это количество!.. И это делается не ради каких-то там денег. Я этого делаю только потому, что я хочу помогать людям. Фестивали типа "Нашествия", "Максидрома" и "Старого мельника" — это не фестивали. Это тусовка, возможность в стотысячный раз показать свое лицо. Какие там молодые таланты? Да никаких, они всем давно уже известны. У молодых сейчас нет возможности себя показать. Все приносят демо, в лучшем случае которую послушают, в худшем — не послушают. И все. А группы, которые себя зарекомендовали, отвечают, что они не будут без денег играть. Да они сами были такими же буквально несколько лет назад. Так просто не бывает, чтобы вот так вот раз — и с неба упала Земфира. А групп талантливых безумное количество, и мы им даем возможность…

Анатолий Гуницкий (музыкальный критик)
Фестиваль — это дело объективно хорошее. Я помню те времена, когда первые питерские фестивали проводил наш Ленинградский рок-клуб, ныне фактически покойный (хотя он и остался юридически живым). Питерские фестивали всегда были интересными, в этом плане есть какая-то преемственность. Тема объединения музыкантов через фестиваль сейчас сошла и, похоже, надолго. Об объединении, в прежнем смысле, слова говорить не приходится, потому что музыканты друг друга фактически не слушают, будь то старые группы или новые. Нужно, конечно, давать людям возможность прорываться к вершинам рок-н-ролльного Олимпа. Фестиваль — один из этапов развития, движения группы. Сейчас я не имею отношения к отборочным турам, но в свое время на "Рок-фесте" мы много отслушивали, отбирали, тоже, наверное, ошибались. Но было это редко. Как теперь отбор идет, не знаю, но в комиссию входят достаточно компетентные персонажи. Я не питаю иллюзий по поводу того, что этот фестиваль станет событием. Конкуренции нам пока с "Максимумом" и "Нашим Радио" выдержать не удастся, и "первая программа" в этом году нас показывать не будет. Это ведь тоже фактор. Фестивали эти нужны, пускай они будут как можно чаще, по крайней мере, регулярно в нашем городе, и, надеюсь, что кто-то из молодых команд, которые попадут в финал, смогут использовать это во благо.

ФЕО, лидер группы ПСИХЕЯ (участники фестиваля 2001 года)
— Что вы испытываете при выходе на сцену фестиваля "Окна открой!"?

— Ничего особого не испытываем. Обычное волнение, как и перед любым другим выступлением.
— Какую роль сыграло выступление на фестивале "Окна открой!" в вашей жизни?
— Кроме того, что это один из первых open-air'ов, в котором мы принимали участие, я ничего более сказать не могу. Но есть, правда, некоторое чувство ответственности за то музыкальное направление, которое мы, якобы, представляем на такого рода мероприятиях. Они, как правило, очень узконаправлены в музыкальном плане, скажем прямо — говно-рокерском, но это не вина организатора, а просто в стране такой общий музыкальный тренд. А нам как-то везет в плане участия в таких фестах, ну и поэтому мы должны доказывать, что такая музыка (какую мы играем) и такие группы, как ПСИХЕЯ, не только имеют место, а еще и пользуются огромным спросом, они профессиональны, интересны и прогрессивны. Ну, а судя по проблемам, возникшим после нашего прошлогоднего выступлением с милицией и организаторами, мы свою миссию выполняем. И честь свою пока не уронили. А если нас снова зовут, значит, хотят опять...

Максим Иванов (вокалист группы ТОРБА-НА-КРУЧЕ, участники прошлого и нынешнего фестиваля)
Фестиваль, безусловно, хороший. Он позволяет молодым клубным командам выступить на большой сцене, сыграть на хорошем аппарате. У группы появляется возможность оценить свои силы, у зрителей — возможность понять, какая группа клубного уровня, а у какой есть шансы выйти на широкую публику…
На самом деле, такие фестивали — это суета сует. На прошлом нам флейту воткнули в гитарный комбик, а звукорежиссеры не могли ее найти. В итоге флейта зазвучала только в конце нашего выступления. Для нас прошлый фестиваль был примечателен не только тем, что нам подарили телевизор, но и реальными изменениями в нашей жизни. Сразу же после нашего выступления к нам подошел Михаил Козырев, последствия вы знаете (прим. — Ротация на "Нашем Радио" и участие в фестивалях "Нашествие-2001, 2002", "Наши в городе").

Евгений Тибилов (лидер группы O.S.A., участники прошлого фестиваля)
Мы не жаждали попасть на этот фестиваль, нас пригласили. Нам гораздо больше понравилось на фестивале, который организовывали "Радио Шансон", там было больше красивых женщин. А "Окна открой!" получился каким-то бедным и некрасивым.

Наталья Кордюкова (вокалистка группы БАБСЛЭЙ, участницы фестиваля прошлого года)
Сама идея такого фестиваля — отличная. Но на деле получился такой винегрет, что человеку с определенным музыкальным вкусом было очень сложно разобраться во всем происходящем. Больше всего нам не понравилась атмосфера. Мы клубная группа, нам было сложно выступать на такой большой площадке, поскольку пришли туда не наши поклонники, а подростки, большинство из которых были пьяными. Хочется, чтобы в результате таких фестивалей рождались новые группы, которые несут со сцены позитивную энергию и любовь, чтобы менять сознание подростков в лучшую сторону.

Эдик Бесаев (ГЕККЕЛЬБЕРРИ ФИНН, участники отборочных туров)
— Почему вы так хотите попасть на фестиваль "Окна открой!"? Зачем вообще вам это надо?

— Себя показать, на других посмотреть, поиграть на хорошем аппарате, на большой сцене. Таких фестивалей мало. Собирается масса людей, музыкантов, все общаются друг с другом, даже из-за этого стоит проводить. Ну, конечно, у многих свои меркантильные интересы какие-то (быть замеченным кем-то, попасть куда-то, заработать немного денег на том, что тебе нравится, а не на каких-то левых делах). И просто, чтобы люди оценили, потому что, когда ты играешь для себя, когда 40 человек в зале — это одно, а когда есть возможность донести это до публики — это совсем другое. Конечно, изменяется и самооценка. Потому что так ты варишься в собственном бульоне, а когда посторонние люди оценивают нас и нашу музыку, это влияет на самооценку, и ты понимаешь, что надо доделать, над чем надо поработать.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета