обзор


V/A
Калашников. Электро


(c) & (p) 2002 Снегири
14tks/68mins

На компиляции "Калашников. Электро" представлен своеобразный срез того, чем дышит электронная ижевская сцена. Хотя помимо треков ведущих музыкантов, активных сегодня, в него вошли композиции коллективов, которые уже не существуют, но стали знаковыми и прочно вошли в культурную историю Ижевска. Стилистически музыка, представленная на сборнике, крайне разнообразна и объединяется на одной большой платформе электронной и околоэлектронной музыки. Однако здесь представлены и эксперименты со звуком, и танцевальные ритмы, и easy listening, построковое и постиндустриальное звучание.
Сборник открывает и закрывает Андрей Корепанов со своими проектами KLAX и COCOA TUNEZ. Этот музыкант является идейным последователем становящегося популярным АН-2, питает слабость к музыке английского лейбла Pork Recordings, все более внимает хорошему джазу и, по большому счету, не замыкает себя ни в какие рамки. COCOA TUNEZ представляет вполне компетентные композиторски и выверенные драматически произведения в популярном жанре midtempo groove. KLAX же — аналоговый электро-поп, который на Западе называют попросту casio core.
Также в нескольких вариантах на компиляции представлена музыка Романа С. и Константина Б.. Их совместный проект носит название LOGGERHEAD (трек называется "Марсиане в джунглях"). Роман С. выступает под псевдонимом 0,28 и является одним из наиболее известных имен ижевской электронной сцены. Он играл на гитаре в группе ВТОРАЯ АФРИКАНСКАЯ ОХОТА, сотрудничал с Найком Борзовым и разогревал его концерты в Горбушке. Трек "Чепуха" взят из последнего альбома 0,28 "Дежавю". А Константин Б. — отец-вдохновитель ансамбля GATTACA, в свободное от музицирования время слушающий MOGWAI, LA BUENA VIDA, BELLE & SEBASTIAN, STEREOLAB, BLACK BOX RECORDER. Изящное сочетание электро-попа и построка демонстрирует на сборнике композиция GATTACA "Цу-цу-цу".
Не менее интересны и другие исполнители, вошедшие в "Калашников. Электро". Например, это дуэтообразный коллектив ЮДОВИЧ И СТАРУХА, который на самом деле состоит из одного человека. Евгений Юдович раньше входил в состав большого художественного сообщества под названием "Археоптерикс". Его участники пытались снимать кино, делали большие арт-проекты. Таинственная "Старуха" — вовсе не женщина, а человек по имени Адель. В настоящий момент он участвует в других проектах, но название осталось, и именно под этим брэндом Юдович представлен на "Калашникове". Звезды ижевского IDM, проект АМАЛЬТЕЯ, — одна из наиболее успешно продаваемых групп обоймы лейбла Кама Records. Несмотря на достаточно затейливые мелодии, АМАЛЬТЕЯ привлекает своим теплым и искренним звучанием. Мастера космических пространств BIRDWOOD сочетают гитарные узоры и ледяную хрупкость запрограммированных ритмов. Их можно назвать ижевскими DURUTTI COLUMN. Патриархи VIRGO INTACTA представляют эру докомпьютерных технологий, когда музыку в Ижевске создавали не только посредством харда и софта, но также с помощью нагромождения приборов фирмы "Alesis", которое всегда было у VIRGO INTACTA. Также представленные здесь трип-хопперы ЮКА издали альбом на московском лейбле Цитадель. Их работы — квинтэссенция популярного сейчас коллажирования с текстурами старой эстрады и easy listening. Плюс еще TFOM'S PROJECT, D-PULS PROJECT, АТОМНАЯ РЕАКЦИЯ, MANHATTEN HANDS.
Лучшими на сборнике я считаю треки от проектов KLAX, ЮДОВИЧ И СТАРУХА, АМАЛЬТЕЯ и D-PULS PROJECT. Отдельно стоит отметить "Туман" от ЮКИ (звучит как восстановленная запись с какой-то репетиции середины 90-х: тут есть и Ryuichi Sakamoto, и CURE, и "Тайна третьей планеты") и "Елка и огниво" от MANHATTAN HANDS. Последний — проект мультиинструменталиста Влада Цыганова, который играет на шестиструнном безладовом басу и добавляет компьютер. Получается странное звучание, отдающее одновременно началом 80-х (прозрачное звучание гитар напоминает COCTEAU TWINS) и четко оформившейся школой построка (MANHATTAN HANDS пришлись бы ко двору и на Thrill Jockey, и на Too Pure, и на Rocket Girl).

Dr. Morozov

© 2005 музыкальная газета