обзор


Stoloff & Hopkinson
Documents Enclosed


(c) 2001 Essenhaith
(p) 2001 ООО "Чебурек"
14tks/41mins

В 90-е годы так называемый бристольский саунд стал всемирно известен благодаря популярности таких групп, как MASSIVE ATTACK, PORTISHEAD и Tricky. Теперь на смену им приходит новое поколение музыкантов, чей звук поддерживает репутацию города в новом веке. В их числе и STOLOFF & HOPKINSON. Их дебютный альбом называется "Documents Enclosed" и включает 14 композиций, которые звучат ровно 40 минут 40 секунд. Барабаны для альбома программировал Дэвид Хопкинсон, мелодии сочинял и записывал на своем любимом "Korg MS 2000" Алекс Столофф (обязанный своей русской фамилией родителям — выходцам из Украины), он же ответственен за рэп на французском, или, как он это называет, verbal outpour. Потом вместе, споря и пытаясь перещеголять друг друга, добавляли/разбавляли/украшали/захламляли то, что получилось, сэмплами стерео-тестов, старых радиопередач и прочих диковинных записей 50-х и
60-х годов.
"Мы считаем, что сэмплировать кого-то — значит высказывать свое к нему уважение", — заявляют STOLOFF & HOPKINSON. Слушая их музыку, в которой достаточно оригинальных идей, понимаешь, что в данном случае это не такое уж преувеличение. "Мы будем рады, если и нас кто-то засэмплирует — значит есть что", — добавляют музыканты. Как подчеркивают STOLOFF & HOPKINSON, в процессе сэмплирования обязательно должен присутствовать здоровый цинизм, поэтому сэмплированию подвергаются не только обрывки старых записей, кстати, искаженные до полной неузнаваемости, но и концепции, структуры.
Однако несомненно, что главной жемчужиной коллекции STOLOFF & HOPKINSON является огромное количество старого винила с совершенно дикими записями никому не известных ныне групп 50-х, 60-х, 70-х годов, который из года в год покупается на распродажах. Именно звучание этих записей, соединенное с современным технологичным программированием барабанов, квазиклассическими экзерсисами Алекса на клавишных, его же неторопливым рэпом, исполняемым низким баритоном, разбавленное звуковым мусором наполняющихся бокалов, захлопывающихся дверей и комических диалогов, и рождает в итоге тот уникальный звук, который могут оценить слушатели альбома "Documents Enclosed".
Трек STOLOFF & HOPKINSON "Roll", который открывает их альбом, вошел также в сборник "Выход в город. Два". Он задает настроение всему альбому: мрачная сэмплоделика, трип-хоп плюс хип-хоп плюс дарк-хоп. Ну и еще мутная, туманная французская лирика. Следом идет "Dval", который благодаря достаточно изощренной работе со звуком передает слушателю ощущение полета во сне. Призрачная мозаика реальности, складывающаяся из разрозненных обрывков впечатлений. В общем, это то, что называется glitch-hop. "Spanner" — первый из серии "приятных инструменталок" альбома (также безудержный и невероятный звуковой эксперимент "720"; еще одна красивая мелодия "Idead", растворяющаяся в густом мареве звуковых эффектов и отстраненных англо-французских скороговорок; наконец, финальный саунд-"Армагеддон", "Nubo"). Конечно, это не Кенни Джи, уж скорее Джей Джей Кейл (в ремиксе от BEEFCAKE, или, что более вероятно, FUNKSTORUNG). В одной звуковой куче роится целая стая мотивчиков, один из которых выступает в роли ведущего, а остальные — "подпевал" и "вторых скрипок". На протяжении "Documents Enclosed", в коротеньких интерлюдиях, музыканты учтиво подкалывают друг друга и разыгрывают забавные мини-спектакли. Музыка STOLOFF & HOPKINSON передает атмосферу эпохи свинга (хотя тут достаточно и cool jazz'a): в питейных заведениях дым коромыслом, и джентльмены в сюртуках скрывают под внешней холодностью горячее сердце и страсть. Это очень "специальная" музыка, на любителя. Но она должна привлечь внимание, с одной стороны, всех любителей сложной электроники, с другой — "продвинутых" рэпперов, а с третьей — знатоков электроакустики и академической музыки XX века.

Доктор Морозов

© 2005 музыкальная газета