обзор


Radiohead
Amnesiac


2001 EMD/Capitol
11tks/43mins


Лучше поздно, чем никогда. Есть музыка, которую первое время страшно рецензировать, страшно слушать, не хочется помнить, не можется пережевывать и не тянется выплевывать. Теперь же отдалились немного, проехав вперед, выкопавшись из сугробов — приходят обычные слова, а не суицидальная лексика. И никто не будет спорить, что "Amnesiac" — гениальный альбом. Возможно, лучшее, что выходило в прошлом году. Все и так понятно — уже тысячу раз пережеванные слова о революции в музыкопроизводстве, о странных звуках, вывернутых наизнанку и кислотой прожигающих мозг, о тоскливой шизофреничности и полумертвой взорванности. Если отстраниться и перестать заинтересованно копаться в трупике рок-н-ролла, можно точно сказать, что, несмотря на нездешность и прорывность данной работы, ничего трудновоспринимаемого в ней нет. Страшно будет только, когда всплывут ассоциации — не виноват же Йорк, в самом деле, что его фантазии ввинчиваются в любое более-менее неприкрытое подсознание. А если взять бинты и к голове стальные щиты примотать, чтобы устойчиво и неподъемно, то понятно, что альбом очень красив сам по себе. Без внутренностей и коммуникации с нервом. Просто красивые мелодии. Наверное, даже более добротные песни, чем в "OK Computer". Если прищурить глаз — не как Йорк, а критично — можно совершено отчетливо сказать, что в альбом напихано хитов, каких мало. И дело только в этом. Революционный звук сейчас разве ленивый не исторгает. Но чтобы соединить эту замороченность с нормальными песнями (слушаешь какой-нибудь последний TRAVIS и понимаешь, что мелодии закончились, потом переходишь на RADIOHEAD и понимаешь, что мелодии закончились только у TRAVIS) — тут еще мозги нужны неукуренные (какая к черту укуренность — посмотрите на Йорка, тут пахнет чем-то химическим, я не удивлюсь, если выяснится, что его шишковидная железа самостоятельно продуцирует хитрые химикалии, выбрасывая их прямо в мозг) и талант неземной. Определенные хиты — "Pyramid Song", "You And Whose Army?", "I Might Be Wrong", "Knives Out" (это не хуже, чем "Paranoid Android", такая нежная сага о человекопоедании), свинговая "Life In A Glasshouse". Травмирующая звуковая вселенная, странные тексты — это все понятно, это может подвигать вас на бесконечные рефлексии и туманные слезы, но альбом хороший только в плане музыки. Остальное — это ваша психика и прочие пирамиды вашего сознания.
...И все же — КАК, как они поют это "вживую"! Это же безумно просто, это просто музыка, это можно просто под пианино — и будет то же самое, вот что непостижимо! Говорят, что они еще один альбом готовят. Не знаю. Успеть бы надышаться этим.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета