обзор


Iльiнская, Вiкторыя/Адамовiч, Славамiр
Прыгожае


(р) 2002 БМАgroup
32tks/55mins


Из двух имен, обозначенных на титульной стороне обложки этого издания, по крайней мере одно знает вся Беларусь и не только. Я говорю о поэте Славомире Адамовиче, тонкая лирика которого взволновала еще завсегдатаев раскрепощенных поэтических гайд-парков эпохи перестройки, а потом была пламенная публицистика его книг "Кальварыйскiя клены", "Зямля Ханаан", "Плавiльшчыкi расы", "Турэмны дзеннiк". А ведь родился этот самоотверженный патриот Беларуси в Онежском районе Архангельской области.
Имя Виктории Ильинской даже среди закаленных любителей бардовской песни покажется новым, но скромная пометка в буклете издания "Ales Kamocki presentation" убедительно расставляет все знаки препинания (ведь Камоцкий плохого не предложит). Да к тому же и имя саундпродюсера Вячеслава Кореня (ULIS) основательно свидетельствует о серьезности релиза.
Правда, хотя для преподавательницы Белорусского гуманитарного лицея Виктории Ильинской это действительно первый серьезный студийный релиз, она все же успела создать себе в бардовской среде немалую армию поклонников, выступая то на литературных вечерах, то компанейских междусобойчиках во время фольклорных праздников вроде купалья, каляд и т. д. Это нашло подтверждение и во время удачной презентации первого концептуального релиза Виктории Ильинской, которую в конце марта провела в одном из минских клубов небезызвестная "БМАgroup".
Интересно, что если лирика романсов для многих ограничивается проблематикой обычного любовного треугольника (поблагодарим за это нежное амплуа Ланы Медич, Вольги Акулич и… того же Алеся Камоцкого), но вот Ильинская с первых аккордов вступительной песни "Прыгожая" впечатляет самой широтой осмысления этой красоты (прыгажосцi):
Прыгожае — гэта пальцы
Тонкiя ў срэбных пярстценках,
I пальцы, якiя на пляцы
Фармуюць кулак нашай моцы.

И хоть за саму широту этого осмысления нужно благодарить художественный талант Славомира Адамовича, но ведь нельзя не признать тонкости поэтического вкуса самой бардессы. Альбом, в который вошло более трех десятков песен, получился цельным, сбитым и словно написанным самой исполнительницей или специально для нее. Впрочем, музыка-то вся действительно ее.
Стилистика альбома очень камерная, уютная, домашняя, хоть кроме "пацалункаў i светлых дзiцячых малюнкаў" здесь поднимаются вопросы и чрезвычайно серьезные, порой и весьма болезненные. Слушаешь эти мягкие, душевные и спокойные мелодии с неторопливыми гитарными аккордами и постепенно невольно ловишь себя на мысли, насколько ж непростая штука жизнь, раз там порой и "парламент флiртуе з думай", а то и вообще "рукi назад!" (это эхо тюремной лирики Славомира Адамовича). Но несмотря на это, жизнь-то не проходит, а продолжается, поскольку есть же в ней "томiк Мiцкевiча", и "пекная крывiчанка", и память "пакаленняў, што некалi былi Вялiкаю Лiтвой".
Вот такая она, лирика Славомира Адамовича в волшебной интерпретации Виктории Ильинской. В альбоме нет каких-то особенных хитов да мудреных исполнительских вывертов, но может быть именно это создает необъяснимое ощущение свойскости, интимности этого аудиопродукта в атмосфере мирного отдыха в уютном домашнем кресле. Ты эдак отдыхаешь себе, а душа принимает интенсивную баню. К утру здоровы и ты, и душа.

В. Мартыненко

© 2005 музыкальная газета