видео и книги


V/A
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия



(c) 1997, 2002 "Кирилл и Мефодий"
7 CD-ROM



Новая версия "Энциклопедии" имеет подзаголовок "Все о джазе, роке и поп-музыке". Подзаголовок, кроме несколько самонадеянного "Все", по сути верен, но его еще надо найти на обратной стороне обложки, а так поклонник Апиной или НА-НА может "клюнуть" сразу, а вот фэн всяких там Армстронгов-Эллингтонов или даже Кобэйнов-Эминемов может и мимо пройти. Тем не менее, повторюсь, все они смогут найти массу любопытного среди 2800 статей, подкрепленных 46 видеоклипами, 5000 фрагментами песен, музыкальной викториной, словарем терминов, текстами песен (с аккордами) и проч.
Более того, именно рок и джаз представлены в энциклопедии с особенным почтением. Здесь есть иллюстрированные истории отечественного и западного рока (по отдельности) и история джаза (совмещенная, в результате чего соседство мировых событий и событий "у нас" выглядит особенно контрастно, а потому то ли комично, то ли трагично). Эти материалы поданы в весьма смелом временном диапазоне: рок — с 1920 г. (?) по 2001 г., а джаз — с
1640 г. (!?) по 2001 г. Такая точность в определении точек отсчета, объясняется составителями тем, что к 1920 г. они относят начало широкой популярности джаза, как предшественника рока (а в России — изобретение инструмента терменвокс), а именно к 1640 г., не раньше и не позже, — начало христианизации черных рабов в Америке, знакомство их с протестантскими хоралами и зарождение спиричуэллс. Что и говорить, внутренняя логика в таком подходе есть, но с такой революционной датировкой раньше как-то встречаться не приходилось...
Зато практически нет логики, когда первое упоминание о Бобе Дилане в "Истории западного рока" отнесено аж к
1976 г. и совсем уж странно, что статью о BEATLES составители не смогли проиллюстрировать даже фотографией с полным составом квартета, не в пример богатому мультимедийному сопровождению материала все о той же Алене Апиной (ну что делать, люблю я эту певицу, люблю!).
Но прекратим брызгать ядовитой слюной. Несмотря на отдельные "ляпы", в целом издание действительно очень полезное, и его стоит иметь под рукой и тем, кто слушает рок, и тем, кто слушает джаз, и поклонникам шансона, и даже тем, кто еще помнит Клавдию Шульженко.

Л. Аускерн

© 2005 музыкальная газета