Крама
Хавайся ў бульбу

(c) КРАМА
9tks/40mins
Что можно сказать про белорусский "Альбом года"? Год был ерундовый, честное слово. Зато альбом — замечательный! Если следующий год будет таким, как этот альбом — жить нам долго, счастливо и насыщенно. КРАМА долго собиралась с силами, но разразилась таким дождем, что можно выкидывать ненужные зонтики. "Хавацца у бульбу" тоже смысла нет — уж лучше наглотаться текилы вперемешку с пивом и забыть обо всем нехорошем. Звук плотный, упитанный, слушаешь и радуешься — надоело все полумертвое, слабохарактерное, ползучее и неконкретное — вот вам настоящий белорусский блюз, партизанский, подрывной, кусачий. Можно было и депрессняка нагнать, как это полагается — но зачем? Очень приятно слушать музыку светлую, энергетически позитивную — чего стоила музыкантам эта позитивность, трудно догадаться. Тем более спасибо им за это. А что девять песен — это неважно, потому что все очень насыщенно.
"Сябра мой Вярэнiч Ленiк" с игривой, нежной такой гитарой Веренича и соло на губной гармошке, затыкающим Мика Джаггера за пояс Сантане и отправляющим эту диковатую конструкцию в неведомую нам пустоту — что нам до ихних музыкантов? Соло, впрочем, на Джаггеровское из "Like A Rolling Stone" похоже, но поскольку сыграно круче, то и трогать не будем.
"Хавайся у бульбу" — это хит, веселюще-пивной и хитрый, с польской фразеологией ("Бяру до дупы, а не до гловы"), мировой классикой (композиция "Текила", выплывающая неведомо откуда, как будто своя, родная) и партизанско-безбашенной эстетикой.
"Дай мне шанец", знакомая по БМА\\\\\'шным сборкам. Хуже не стала. Еще один кирпич в стене звука. Четкая ритм-секция, бьющая по зубам, и плавающие всплески гитары.
"Падае дождж" явно сочинялся как хитище, но звучит очень небанально. То, что могло стать мармеладной рок-балладой, стало очень эстетской, светлой и ностальгичной вещью, мудрой и бархатной. Звучание очень необычное — гитара затемненная, но на первом плане, вокал потусторонний, аккордеон солнечный, дождь почти не виртуальный.
"Свабоды мне дай" — это какое-то новое переосмысление "Будзь разам з намi" (особенно в текстовом плане, хотя и в музыкальном тоже близко). Точно так же "цепляет" своей глобальностью и простотой. Правда, кажется, что припев тут как-то не к месту (или так и надо?), но песня все равно потрясающая.
"Той час" — добротный хард-рок, не законсервированно-лубочный, а свежий, чистый, почти панковский. Почему-то вспоминаются старые альбомы ULIS.
"Ведай гэта наш блюз". Циничный блюз получается, с рэгги-ритмикой и психоделическими наворотами. Слушаешь не текст, а музыку. Потом переключаешься на текст, и музыка завораживает и застилает глаза. Все это ужасно красиво, и поэтому неудобно даже. Не может же все быть так безупречно. Впрочем, можно наехать по поводу малочисленности песен, а последние две композиции — это вообще перезаписанные "Стары Сабака" и "Гэй там налiвай", но от этого еще светлее становится. Надо было, наверное, еще "Польскi бiзнэс" включить, полноты эффекта ради. Да, и еще — песни, в лучших "крамовских" традициях, такие, что им нужно подпевать. Концертные и "цепляющие". Значит, все хорошо. КРАМУ остается только поздравить искренне и пожелать, чтобы жизнь у них была такая же, как собственная музыка.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета