А.В.О.С.Ь.
Как говорили китайские мудрецы...

Олег Соколовский дает объяснения на все вопросы своеобразно и как-то по-восточному. Его проект А.В.О.С.Ь. с самого момента появления получил одобрение в среде музыкальных критиков, журналистов, музыкантов и людей, далеких от музыкальной индустрии. Но в силу необычного его рождения, и абсолютной самодостаточности автора проекта и музыкантов-участников, он по-прежнему остается студийным. В такой ситуации не совсем понятно, как же поступать с промоцией как таковой. Однако один видеоклип, который все же был снят на песню "Синие облака", так же необычен, как и все в этой виртуальной группе. В прошлом году Олег Соколовский выпустил альбом инструментальной музыки (проект S.O.S.) под названием "Изумруды, степь, цветы".
- После выхода альбома "Документальный сон" был обещан новый, в какой стадии он сейчас находится?

- В стадии законченного чернового варианта. Черновик я сам делал, как и в прошлый раз. Теперь думаю опять показать это музыкантам, которые мне близки в этот момент, с которыми я найду общий язык. Они... одухотворятся, и мы запишем альбом. Я нашел нового барабанщика, но пока никак не могу доехать до него, чтобы отрепетировать материал. В общем, вот так, бытовые грузы...

- И главная загвоздка в поиске музыкантов?

- Отчасти, да. Как была проблема, так и осталась, "живого" коллектива не выросло. Андрей Васильев начал работать с РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ и, естественно, он сейчас мне не поможет, потому что все время занят. Раньше он был более активен, сейчас я все сам делаю. Потенциально альбом готов. В принципе, я могу сделать все точно так же и очень быстро. Но я сейчас так не хочу... Потому что хочется сделать лучше, чем это было в прошлый раз. Не только с точки зрения музыкальной (тут и так видимо лучше будет), а с точки зрения промоции, в плане распространения, в плане продвижения. Потому что пока это очень пассивно происходит, неудовлетворительно.

- А сам музыкальный материал будет сильно отличаться?

- ...Голос будет тот же... Но он сильно и не может отличаться, потому что это тот же человек. Альбом будет более лиричный, более мелодичный, это точно. Песни в целом будут более мягкими и более глубокими по содержанию. Он будет немножечко не таким - блюзово-рок-н-рольным, если говорить про аранжировки, по партитуре они будут более насыщенными. Более активны клавиши, нежели гитары. С точки зрения музыкальной, он будет побогаче, более полным будет. "Документальный сон" был специально нарочито выхолощенным, чисто гитарным. Сейчас я хочу немножко по-другому поступить с инструментами. Если не получится с музыкантами, я запишу его "вживую" сам, приглашу еще пару человек. Сделаю фонограмму, а голос и гитары пропишу "вживую". Потому что он и так уже неплохо сделал сейчас.

- Такие опыты уже были...

- В общем, да. Я предыдущий собирался так же записывать. Просто Худой (Васильев) двинул эту тему, сказал, такие песни нельзя просто так записывать. Я был готов записать его один, с привлечением нескольких людей, которые на гитарах лучше играют, чем я.

- Такой альбом может быть очень качественно записан, но может оказаться, что там чего-то и не хватает?..

- Но зато он будет очень цельный. Ведь наряду с плюсами приглашенных лиц есть и минусы. У них нет времени понять, что это такое. Единственный человек, который что-то там начал понимать, это Андрей. Может быть, еще Вадик (Курылев), потому что он очень хорошо чувствует мелодику. Вадик готов поучаствовать и сейчас, и если он не будет занят, я так предполагаю, что он поучаствует. Но для этого нужно репетировать, чего я не люблю: два раза на одном и том же месте буксовать. У меня сейчас нет такого внутреннего порыва, динамики, как в прошлый раз. Чувствую, что уже необходимо это сделать, но, с другой стороны, понимаю, что торопиться тоже нельзя.

- То есть оптимизма меньше?

- Нет, не меньше. Просто тогда был какой-то дикий порыв, абсолютно безотчетный, но явный и ощутимый. Я тогда вообще больше ни о чем не думал. Сейчас я уже думаю, что можно было сделать лучше. Но это не повод для того, чтобы сокрушаться, а повод для того, чтобы подумать над тем, как сейчас сделать лучше. Оптимизма у меня не меньше, а больше. Я уже материал проверил, знаю, где были ошибки. Ошибки были не у музыкантов, а в другом совершенно месте. Потому что никто ничего не делал. Продали и продали. У нас как - ты должен сам шевелиться, что-то делать. Этот момент я не учел, пустил на самотек.

- Был снят клип на песню "Синие облака"...

- Эго снял Валерий Хатин, он снимал еще ПИЛОТУ, Гребенщикову когда-то снимал что-то. Клип простой получился, но, в принципе, неплохой. Трудно требовать чего-то большего. Наворотов разных там нет. Но нужны ли они там были?..

- Сами песни не требуют каких-то супернаворотов...

- Нет, не требуют. Они требуют передачи состояния, а это там получилось. Можно было бы конечно еще завертеть, я представляю, что бы там еще можно было сделать. Либо нужно было выезжать на натуру, либо платить за достаточно сложную компьютерную графику.

- Тебя сейчас очень интересует коммерческая часть проекта...

- Она меня интересует ровно настолько, чтобы можно было обеспечивать следующую работу. По крайней мере, это должно окупаться. Я не думаю о том, чтобы с помощью всех этих вещей зарабатывать на квартиры и на машины, но хотелось, чтобы этот проект давал жизнь следующему. Это нормально, я думаю.

- А.В.О.С.Ь так и остается студийным проектом...

- Да. Для того, чтобы он был не студийным, нужна в первую очередь "точка", в нее все упирается. Появляется точка, сразу же появляются музыканты. Все остальное вроде бы есть. Песни есть.
Я сделал то (записал первый альбом), что должен был сделать. Это мое внутреннее убеждение. Иначе, как говорят китайские мудрецы, это подобно тому колодцу, из которого никто не пьет. Смысла в этом колодце нет. Я потому это сделал, что... все выходило за грани. И сейчас еще раз также назревает: вот-вот, и меня это переполняет, разрывает. Это близкое к истерике состояние, такое же, как было тогда. В прошлый раз после выхода альбома я заболел на месяц. Любое слово, которое не было созвучно моему настроению, выводило моментально меня из состояния равновесия. Произошло нервное истощение. Но это, наверное, показатель того, что я все делал на полную катушку... Ведь против себя не попрешь.
Я уже полгода слушаю новый диск, который еще не вышел, то в машине, то в плэйере на Юге, то в поезде. Казалось бы, он за это время уже должен был надоесть, а мне нравится все больше и больше. Эти песни связаны с какими-то моментами в жизни, романтическими, про любовь в основном. Если в первом все ближе к философскому, жизненному направлению, то здесь в основном все такие. Социальщины никакой нет, я ее не трогаю, не понимаю этого. Какая муза может прийти на эту тему???

- Сейчас время уже не то...

- Сейчас это уже фальшиво. По-моему, это и всегда не очень естественно для человека. Потому что главное, это какие-то тонкие вещи внутри тебя. Я это вижу как заказ. Сейчас - тем более фальшиво, когда видишь, как люди, которые поют про Россию, на, так называемые, злободневные темы, живут очень не плохо. Улыбаются с жирными мордами, говорят, мы боремся... Захочешь поверить - не поверишь. И идея эта выросла не у нас. Уровень протеста там был значительно выше, люди действительно чего-то хотели.

- "Изумруды, степь, цветы" - это ностальгия?

- Это зашифрованное-зашифрованное. Изумруды - это мои любимые камни, в них сосредотачивается мудрость и сила. Степь - это место, где я родился. Это олицетворения такого бескрайнего светлого и просторного места, где гуляют люди. Там живут аскетичные и добродушные люди. А цветы - это плоды всего того, что вырастает, когда ты что-то видишь и слышишь.

- Каково было участие Андрея Васильева в альбоме, он был записан у него на студии?

- Этот материал был записан раньше, нужно было его только систематизировать и отмастерить, сделать обработку эффектов, пересчитать, у меня дома не было таких возможностей. У него дома это называлось на тот момент - "Студия Виртуальной Реанимации".

Альбом достаточно длинный. Особого принципа его построения нет. Я взял композиции, которые, как я посчитал на тот момент, достойны туда войти. Это песни разных лет, есть совершенно новые, есть написанные десять лет назад. Знаменательная композиция "Волшебная шкатулка", она была написана еще в девятом классе, мы ее на танцах играли. Самая моя любимая - "Мышонок в стране грез", жене своей посвятил. Жене обычно редко что посвящаешь...

Стилем здесь никаким не ограничено. Я бы даже не обозвал это никак. У нас музыки в таком ключе никто не выпускает. А по настроению мне близки такие люди как Майк Олдфилд. Конечно, сравнивать по качеству звука здесь не имеет никакого смысла, потому что Олдфилд имеет другие совершенно возможности. По настроению - такая водяная музыка, рыбья. Немножко нервная, мелодичная, для сердца, не для ума.

...Я ездил в этом году в Казахстан. Фотографии в оформлении альбома сделаны там, когда мы с лучшим другом ехали на машине по этой бесконечной степи. Это меня подпитывает, про это забыть невозможно. Это та территория, с которой большая часть моего внутреннего мира связана. Я степь больше люблю, чем море. Некоторые композиции оттуда пришли. Например, "Шаги" пришла ко мне там. Это было лет десять назад, я шел в гастроном. Мы играли с ребятами... играли... и нам не хватило... Была осень, очень красиво. Я шел, листья под ногами, и эта мелодия родилась, очень красивая.

- Она... восточная такая...

- Специально она так не сделана. Может быть, настроения такие есть внутренние, мотивы, несколько медитативные. Но по форме они достаточно простые и законченные. Есть песни на одном аккорде построенные.

- Название проекта А.В.О.С.Ь. сохранится в новом альбоме?

- Я думал над этим. Скорее всего, да. Может быть, я что-нибудь с ним сделаю... S.O.S. будет идти параллельно. Он самообеспеченный, я дома сам все делаю (гитарный альбом требует дополнительных вложений, за студию приходится платить). Для того чтобы лишний раз не устраивать переименования, проще сохранить это название. А дальше будет видно - не будет ли народ разочарован тем, что осталось от А.В.О.С.Ь.? Дух там останется. Люди, такие как Вадик и Андрей, очень привязанные к гитаре, возможно будут разочарованы, потому что их может там и не быть.

- Многие музыканты видят в работе радиостанций, в непробиваемом "FM-формате" зло... Твое мнение на этот счет...

- Сами по себе радиостанции здесь не при чем. Люди, которые там работают, повально хотят быть одинаковыми, иметь атрибуты благополучия. Поскольку они этого хотят, они это получают. Они все одинаковые, вот в чем проблема. Ведь гармония в разнообразии. Если бы они были разными, никто бы ничего не говорил. И все эти хит-парады очевидно, что это заказ, что бы они не говорили. Эта жажда к обогащению затмевает все. Я не хочу это обсуждать, потому что сейчас это характерная черта времени. Это их проблемы, они за это и получат. Я бы при возможности хотел бы засылать свои песни туда. У меня в этом есть свой интерес. Кто-то хочет с помощью этого денег заработать, продать больше пластинок. Я хочу просто чтобы люди послушали другую музыку. Она изнутри другая. Я хочу, чтобы ее послушали, и в этом мой интерес. Я не очень активен в этом отношении. Хочу измениться. Но, с другой стороны, у меня тогда меньше времени на музыку останется. В этом маленькая засада.

- Интересно, к чему это приведет?

- Я сдаваться не хочу, я не сдамся. Это все будет продолжаться. Но в плане реализации нужны помощники. Как говорили опять же китайские мудрецы, одному не сделать ничего. Нужен хотя бы один помощник, если два, это уже полная формула. У меня нет такого человека, который был бы энергичен и активен, и одновременно был бы единомышленником, чтобы делать так, как это нужно делать.

...Если ты служишь денежному мешку или божеству, которое связано с деньгами, нельзя одновременно служить Музе. Ничего не получится, Муза этого не любит. Достаточно посмотреть на Игоря Крутого, который пытается из себя музыканта изобразить. Это я к тому, что он сейчас хочет инструментальную музыку продвигать. Он бизнесом занимается. Музыка спит. Ему предлагают то, что можно продать. С одной стороны, такие как Крутой, за музыку радеют - нужно развивать ее. С другой стороны - им это совершенно не выгодно. Потому что если человек услышал что-то лучшее, он уже не хочет к старому возвращаться, он помнит о лучшем, таков принцип - вкусив чего-то лучшего... А если его постоянно подпитывать одним и тем же, он будет доволен. Такой механизм он обоснован. Лао Дзы говорил, что мудрый правитель -это тот правитель, который не развивает свой народ. Потому что если постоянно дотягивать его до своего уровня, тебе придется еще вырасти на несколько голов, чтобы он тебя чтил. Если проследить это на музыке, то для того, чтобы люди слушали то, что ты играешь, нужно постоянно ниже и ниже ее опускать... А информацию, которая идет от туда, ее перекрывать надо или давать такого же сорта материал. То, что на MTV сейчас происходит - идет материал в основном низкопробный. Понятно, если в мире выпускают сотни тысяч альбомов, а тут крутят десяток исполнителей, то что люди могут знать о музыке? Ничего о ней люди знать не могут. А лучшие образцы музыки вообще не показываются и не фиксируются, только если какие-то моменты отдельные можно поймать и тому радоваться. В результате массовое сознание таково, что люди от хорошей музыки скучают... Если народ начнет массово заниматься образованием, он просто перестанет покупать навязываемую ему сейчас продукцию.

- Тебе никогда не приходилось идти наперекор своим принципам?

- В мелочах, да, конечно. Я думаю, что человек должен быть гибким. Хотя я не очень гибкий человек, но... достаточно гибкий. Это один из принципов и главных моментов, который определяет человека как развитого. Потому что костный человек не может быть развит. На чем все стоит, земля держится? Нельзя нарушать основные принципы, которые у тебя есть, иначе ты становишься конформистом, в самом полном значении этого слова. Тогда у тебя нет личности духовной, того, что ты из себя представляешь. Снаружи ты можешь меняться (в любом случае ты изменишься с возрастом), но как бы ты ни старался, глупо мыслить себя семнадцатилетним все время. Не страшно меняться, если это какие-то разумные моменты, которые вынуждают тебя что-то делать, подстраиваться, так как вокруг что-то происходит. Это нормальная способность организма - подстраиваться: зимой одежду одевать, а летом раздеваться; ночью спать, а утром вставать. Это разные вещи, но ты же вынужден это делать. Но если говорить о том, что где-то глубоко в тебе находится, и ты этим живешь, я этим не поступаюсь. Несмотря на то, что иногда кажется можно все отодвинуть и получить сногсшибательный результат. Но для меня этот результат не сногсшибательный. Я посмотрел недавно сказку по телевизору, про огонь воду и медные трубы. Я обратил внимание в очередной раз, что испытание медными трубами, славой, то бишь, устраивается темными силами. Но несмотря на это человек стремится ко всему этому, хотя на самом деле это засада. Скажи любому дураку, хочет ли он в засаду? Нет. А славу все хотят. Чего ее хотеть-то? Заслуженная слава долговечна. Но она не теми способами совершенно достигается. Путем внутренних ломок и предательства?? Это не слава. В конце концов, это бесчестие и бесславие. Это изнанка. Одобрение людей получить в контексте того, что сейчас происходит в мире? А ты ушел из жизни - и уже никакой! Другое дело, люди, которые действительно этого заслужили - гении. Пускай, при жизни о ком-то знали, о ком-то не знали. Но эти имена не могут быть осквернены. И если ты вообще желаешь славы как таковой, то вообще не думай о ней. Просто делай что-то хорошо. Это простой принцип. Я не желаю этого бренного... Это называется тщеславие - тщетная слава. У меня этого нет. Меня это не подкупает и с детства никогда не подкупало, когда люди начинали льстить, говорить - это здорово. Если бы это сказал кто-то великий, естественно, это могло бы польстить. Но поскольку таких людей очень мало на планете, то чего тут обольщаться. Заслужить одобрение у людей, которые ничего не понимают, по простодушию, может быть, тебя хвалят - для этого не много надо за душой иметь. Я к этому отношусь как... к шуму ветра. Иначе, если бы я на это все внимание обращал, я бы никогда не захотел ничего делать. Отобрал бы себе кучку поклонников, и терся бы там. Но это прямой путь к деградации. Как вчера я шел по улице Пушкинской, там играл на гитаре очень пьяный парень, совсем молодой еще, может быть лет двадцати, а уже такой - непонятного цвета лицо. И в такой эйфории он находился от выпитого... парень и девушка в таком же состоянии его слушали. Он поет самозабвенно, да, но понятно, что угар просто у человека. И тут он - "спасибо, спасибо". То есть у него вероятно иллюзия, что он на стадионе, овации. Его друзья тут же - "братан, давай еще". Это весело в определенном состоянии. Но это смех сквозь слезы. Если кто-то хочет дойти до такого уровня - живи так, поступай так. Счастье многих звезд в том, что им не хватает времени, чтобы увидеть всю плачевность их пути. Многие звезды туда двигают... туда. Многие уже поняли это. Кто посмелее, завязал просто со всем. На самом деле, главное, чтобы тебе было хорошо. Пока тебе хорошо, людям, которые будут слушать этот материал, тоже будет хорошо. А остальное все - фальшь...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета