статья


Uriah Heep
Все больше Heep

2001 год выдался несказанно удачным для ветеранов британской рок-сцены URIAH HEEP. С группой стали происходить чудеса. Чудеса частично рукотворные - ведь все произошло благодаря великолепной работе самого квинтета. Пожалуй, впервые с 1977 года команда влетела не только в хит-парады, но и попала на страницы массовых газет и журналов. С этого - и в преддверии состоявшегося в Лондоне с 6 по 8 декабря прошлого года мини-HEEP-фестиваля "The Magician's Birthday Party" - я и начал свой очередной разговор с одним из "родителей" ансамбля гитаристом Миком Боксом.

- Мик, на твой взгляд, сейчас группа вернула принадлежащее ей место в центре внимания публики или же можно достичь чего-то еще большего?

- Ну, большего-то можно достичь всегда, однако мне кажется, что нынешний состав группы заслуживает того, чтобы быть в центре внимания. Мне не хочется, чтобы мои слова звучали эгоистично, но я и в самом деле верю в то, что мы - отличная команда.

Стоит заметить, что одним из поводов для столь пристального внимания прессы к "динозаврам" стал аншлаговый прошлогодний мартовский концерт в лондонском зале "Астория", результатировавшийся в диск "Electrically Driven".

- Был ли успех концерта в "Астории" в какой-то мере предсказуемым?

- К этому мы готовились очень тщательно, свидетельство чему - прекрасная рекламная работа, проделанная "Classic Rock Legends". Можно быть лучшей группой в мире, но если о вас никто не слышал, то никто на ваши концерты и не придет, и покупать ваши диски не станет. Кончится все тем, что вы останетесь лучшей тайной мира сего.

"Classic Rock Legends" - это фирма, созданная поклонниками, как и заявлено в названии, классического рока, созданная в первую очередь для поддержки проектов HEEP, но значительно расширившая поле своей деятельности. Я же наконец вспомнил о вопросе, волнующем немалое количество посетителей концертов URIAH HEEP. О странных пассах Майкла то бишь.

- Ты как-то упомянул, что увлекаешься гимнастикой та-ци. Это из нее ты почерпнул свою сценическую жестикуляцию?

- Нет, мои сценические движения родились в прежние времена - тогда мы выступали исключительно в клубах, и, когда я играл тремоло левой рукой, всем было любопытно разглядеть, как и что. Когда мы впервые отправились в США, где выступали на разогреве у THREE DOG NIGHT перед аудиториями в десять-двадцать тысяч зрителей, я принялся размахивать рукой в воздухе, чтобы видно было всем и каждому.

Год назад команда осуществила давнюю мечту своих поклонников и сыграла акустическое представление, названное "Acoustically Driven"...

- Во время вашего великолепного шоу "Acoustically Driven" Берни Шоу казался довольно нервным, а ты наоборот - расслабленным. Отчего такая разница?

- Я пытался сохранять спокойствие и просто отдаться на волю происходящего.

- На этом шоу многие гитарные партии ты мог бы сыграть и сам. Почему ты поручил их приглашенным гитаристам?

- Не было никаких приглашенных гитаристов. Кроме меня там присутствовал только человек, игравший на педальной стальной гитаре, и нам показалось, что все звучит именно так, как мы хотели. Когда ты получишь свой экземпляр "Antholo-gy", то услышишь ответ на свой вопрос: там все партии, о которых ты говоришь, играю как раз таки я.

- Давай еще о гитаре: для меня фанковая составляющая твоего стиля становится все более и более заметной. Откуда все это? В начале семидесятых из всех британских ансамблей в этом направлении двигались только TRAPEZE, но в их музыке этот элемент был определяющим...

- Думается, это - часть меня, когда я копаю глубже. Когда я отдаюсь ритмическому чувству, или, я бы сказал, ритМИКовому чувству.

- Если говорить о классическом материале HEEP, то какие из песен - если не считать первого альбома - были написаны твоей гитарой, тобой, а не другим членом коллектива?

- Если я указан в качестве соавтора, значит, с моего риффа все и началось.

Первый альбом не в счет, так как почти все его песни были сочинены Миком Боксом и вокалистом Дэвидом Байроном, а со второго и до конца семидесятых за дело принялся Кен Хенсли. Но о Хенсли - чуть позже. На сегодняшний же день кроме Бокса и вышеупомянутого вокалиста Берни Шоу в коллективе присутствуют барабанщик Ли Керслейк, клавишник Фил Ланзон и басист Тревор Болдер. Все поют. Точнее, пели.

- Когда я слушаю "Acoustically Driven", то если чего мне не хватает, так это традиционных для HEEP вокальных гармоний, порученных девушкам на подпевках. Опять-таки, что случилось? Что происходит с вашими голосами, если не считать Ли? Ты и Трев сейчас почему-то поете все меньше.

- Мы сочли, что добавить женский вокал, было бы очень даже неплохо, и, на мой взгляд, все сработало отлично. Мы можем и будем петь все партии, но в ту интимную атмосферу девушки, нам так кажется, вписались весьма хорошо. И, кстати, их голоса все же переплетены с нашими.

И на "Acoustically Driven", на "Electrically Driven" звучит волшебная флейта легендарного лидера JETHRO TULL Иэна Андерсона.

- А как на сцене с вами появился Иэн Андерсон? Год назад (имеется в виду 2000-й год), в ноябре, за месяц до "Acoustically", я разговаривал с Иэном и совершенно случайно упомянул о HEEP. Андерсон кивнул, однако ж ни слова не сказал о том, что вы пригласили его выступить с вами.

- Эта идея возникла у Боба Каррутерса из "Classic Rock Le-gends", так что, с моего одобрения, он связался с Иэном, и тот пришел в восторг от подобной просьбы.

- Были ли для "Acousti-cally" отобраны еще какие-нибудь песни, которые в конце концов в шоу так и не попали?

- Нет.

Для акустического концерта URIAH HEEP воскресили песни, ранее со сцены не исполнявшиеся, в том числе вспомнили и о том, что в своем сегодняшнем виде квинтет не сыграл ни одной песни, записанной с 1977 по 1979 год, когда у микрофона команды стоял Джон Лотон.

- "Come Back To Me" - первая песня лотоновского периода, сыгранная нынешним составом (и по ходу дела превращенная в госпел). Возьметесь ли вы еще за что-нибудь?

- На "Magician's Birthday" мы сыграем "Free And Easy" и "Sympathy", в которых Берни и Джон разделят вокальные обязанности.

Начиная с восьмидесятых, HEEP записали парочку песен не собственного, так сказать, производства - все, чтобы расширить свою существенно поредевшую аудиторию.

- За свою карьеру HEEP записали несколько чужих композиций - скажем, "Hold Your Head Up", "Tin Soldier" или "Across The Miles" - по вполне понятным причинам. Но по каким критериям вы отбирали песни?

- "Tin Soldier" мы записали просто удовольствия ради, так как и Джон Синклер, и я - большие поклонники SMALL FACES. Две остальные были попытками попасть в радиоэфир. Думается мне, нам удастся не прибегать к чужому материалу.

Джон Синклер был клавишником группы в 1982-1985 годах, но спорной фигурой - в отличие от иных прошедших через коллектив персонажей - не был. А вот нынешний продюсер HEEP как раз таки вызывает много споров.

- HEEP по-прежнему остаются тяжелой группой. Вместе с тем, существует мнение по поводу того, что Пип Уильямс сгубил тяжесть STATUS QUO. Чем был обусловлен выбор Пипа в качестве продюсера HEEP?

- Пип - хороший продюсер да и вообще разносторонний человек. Хороший гитарист, хороший аранжировщик струнных и композитор. Он стал шестым членом нашего коллектива. И мне бы все же хотелось указать на то, что Пип спродюсировал несколько успешнейших альбомов и синглов QUO.

Немало теплых слов в адрес Уильямса музыканты HEEP сказали и в "Sailing The Sea Of Light" - изданном на DVD документальном фильме и сопутствующей ему книге.

- Важны ли для ансамбля в каком-то отношении книга и фильм "Sailing The Sea Of Light"?

- Разумеется - проект рассказывает о нас весьма честно. Без прикрас.

- А почему из рассказа выпал эпизод с заменой Берни Джоном Лотоном в 1996 году?

- Отличное замечание!!! Берни нуждался в операции, и Джон нас выручил. Поработать с ним в Южной Африке было просто здорово. И я принимаю эту жалобу: действительно, просчет серьезный. Вот что случается, когда мне не дают выверить материал.

- В прежние времена вы представляли публике новый материал еще до его записи, чего сейчас не делаете. Значит ли это, что в настоящий момент у вас нет свежих песен и, следовательно, нового альбома в планах не имеется?

- Мы делали так только перед выпуском "Wonderworld" и более ни разу.

- А разве не так же обстояло дело с "Sea Of Light"?

- Мне кажется, что мы исполняли только лишь "Words In The Distance". Нет, у нас есть новые песни и свежие мысли, и мы надеемся в следующем году выпустить новый диск - с учетом того, что все пойдет как следует по части бизнеса.

- Для обложки своего следующего проекта вы выбрали картину Роджера Дина "City Spring". Чем она вас привлекла и для какого альбома будет использована - для концертного, который, я полагаю, будет записан в декабре?

- Мы уже использовали работы Роджера для "Acoustically Driven" и "The Anthology", и они выглядят здорово. Эта же картина, думается, пойдет на новый альбом.

В рамках "The Magician's Birthday Party" коллектив выступил с Кеном Хенсли, человеком, своими песнями проведшим HEEP через все семидесятые.

- Чего ты ожидаешь от декабрьского выступления HEEP с Кеном Хенсли?

- Это будет незабываемое событие и уйма удовольствия. Для нас это - возможность наконец расставить точки над i, после чего Кен продолжит свою сольную карьеру, а мы продолжим быть HEEP.

- Судя по всему, у HEEP - самые верные поклонники во всем мире. Только ли для них - в смысле, нас - вы постоянно держите наготове всяческие сюрпризы? Я имею в виду, акустическое шоу, появление Иэна Андерсона, а сейчас Хенсли - похоже, вы сами тоже получаете от этого немалое удовольствие, не так ли?

- Да, мне все это тоже в удовольствие. Меня этот вот зуд никогда не покидал - да и не покинет. Уверен, что в будущем нам предстоят новые сюрпризы.

Грешно было бы не оттолкнуться от названия прошлогоднего концертного альбома HEEP "Future Echoes Of The Past" - лучшего концертника в 31-летней истории команды...

- Выходит, будущее наверняка сохранит в себе отзвуки прошлого, но что по поводу отголосков самого будущего? Что в нем, в ближайшем-то будущем?

- Еще больше музыки, еще больше концертов, еще больше HEEP, HEEP, HEEP и еще раз HEEP. Нам есть на что взглянуть творчески в столь многих областях...Дмитрий М. ЭПШТЕЙН

© 2005 музыкальная газета