Андрей М.
Микстура от Андрея М.


- Андрей, расскажи, как ты начал заниматься обзором электронной музыки, делая на радио посвященные ей программы?

- Я не стал бы называть то, чем я занимаюсь "обозрением электронной музыки". Скорее, вот уже на протяжении семи лет эта музыка близка мне, она мне просто нравится. И я знаю, что есть люди, которым она тоже нравится. С чего все началось? По-моему, как раньше так и сейчас о такой музыке практически нет доступной информации (Интернет я исключаю, учитывая количество белорусских пользователей). И раньше я сам зачастую просто не мог найти информацию о любимых исполнителях. Я подумал, что проект, где звучала бы не только электронная музыка, а что-то интересное о самих исполнителях и ди-джеях, заинтересует таких же, как я, СЛУШАТЕЛЕЙ. Появились возможности - при помощи Интернета, при помощи личных знакомств, которыми я обрастал по мере того, как проникал в эту культуру. Появилась возможность получать информацию чуть ли не из первоисточников.
Первый радиопроект выходил на второй программе белорусского радио (сейчас это канал "Культура"). Это была получасовая программа "Мегагерц". Просуществовала она три года с небольшим.

- Что было сделано за время этой программы? О чем ты рассказывал, к чьему творчеству обращался?

- Это очень сложно охватить в двух словах. Программы строились следующим образом. Звучали диски из моей личной фонотеки, и кроме конкретных фактов, были и мои мысли об электронной музыке. Тут же, в ходе активного посещения вечеринок, клубов активно развивались знакомства... Я считаю, что 1995-1997 годы - пик развития электронной музыки в Беларуси. Сейчас я не могу себе такого представить: в субботу в Минске - четыре разных вечеринки. И на каждую ты попадаешь, и на каждой интересно, очень много людей, и ты видишь, что ты не один. Сейчас хорошо, если в месяц проходят четыре вечеринки.
Перебывали у меня на "Мегагерце" все без исключения минские ди-джеи на тот период. Все имена, думаю, не стоит называть (Леша Конь, Ярик, I.F.U., Митя и так далее). Гости, которые к нам приезжали, московские, питерские ди-джеи. Не скажу, что все, но они тоже у меня были в программе. Самым результативным, если хочешь, апогеем программы я считаю интервью, которое я взял (по прошествии трех лет с момента знакомства, даже скорее визуального и эмоционального контакта) у голландского ди-джея.

- Тут мы переходим к твоему следующему проекту...

- Я прослеживаю такую тенденцию: проект не закрывался, а плавно перетекал в другой. "Радио-2", как известно, - станция, которая вещала в труднодоступном диапазоне. Ее можно было слушать на УКВ, но по большей части на средних волнах. "Мегагерц" закончился потому, что аудитория этой программы была маленькой (тем не менее, находились энтузиасты). Скорее программу слушали не те, кому она была адресована, а те, кто на нее случайно натыкался в эфире. А тут появилась возможность выходить на FM - так родился "Вентилятор" на "Радио Рокс". Время было более удобное, вечернее, и его стало больше - час. Отсюда и новые возможности разнообразить эфир, в частности, live-выступления ди-джеев. Как следствие, возрос интерес у "электронной" аудитории.

- Одна программа выходила на нынешнем канале "Культура", в ней ты, вероятно, чувствовал себя более свободно, а на FM все более мобильно и жестко. Ты нормально адаптировался?

- Особых перемен не произошло, если не считать такой, внутренний, переход на новый уровень (в первую очередь, для себя). "Мегагерц" был программой скорее информационно-познавательной, чем музыкальной. Я не мог там крутить нон-стопы, говорить - это было требованием руководства. Я понимал, что меня прежде всего слушают люди вне Минска, знающие МУЗЫКУ больше, чем людей, которые ее делают. Кстати, чем больше я слушаю музыку, тем больше вижу, что я еще, ой, как мало знаю. Поэтому с выходом "Вентилятора" я начал гораздо более серьезно относиться к подготовке программ. Первые (по-моему, пятнадцать) программ выходили в записи. Да и вообще, в "Вентиляторе" со временем на первый план вышла минская клубная жизнь. Мы пытались говорить о вечеринках, кто, где и когда будет играть. В программе играли ди-джеи, "вживую", в прямом эфире. Это было интересно, в том числе для людей, которые по каким-то причинам не ходят в клубы, но им интересно послушать миксы на радио, пообщаться с ди-джеями, хотя бы при помощи пейджера. Телефонные звонки я попросту не принимал.

- Теперешний твой проект, по-моему, беспрецедентен. На волнах Первого белорусского радио "Микстура" вещает почти ежедневно.

- Белорусское радио проводит сейчас большие реформы, связанные с тем, чтобы привлечь аудиторию. Я беру на себя сектор, занимающийся, условно говоря, молодежным вещанием. Танцевально-клубная культура с каждым годом все больше и больше входит в нашу жизнь. Молодые люди слушают интересную музыку, и их количество возрастает. У руководства была идея осветить такую музыку, а я знал, как это сделать. Я бы не стал называть "Микстуру" радиопрограммой - это действительно беспрецедентный по масштабам проект. Выходит в подходящее время, пять дней в неделю. Конечно, неподготовленный слушатель либо выключает радио, либо ему стоит больших усилий перестроиться. Тем не менее я склонен считать, что процесс интеграции, привыкания происходит нормально.

- Ты являешься идейным отцом, автором и ведущим "Микстуры" в одном лице?

- Потянуть такой проект один человек не в состоянии, и над "Микстурой" работает целая команда. Я выступаю в роли координатора и объединителя усилий. Как мне кажется, мне удалось собрать людей, увлеченных как музыкой, так и этой темой. Александр Дерибасов, личность, известная в FM-эфире, проявил интерес и теперь занимается информационной частью. Новости электронной музыки выходят самые свежие, появляющиеся на англоязычных сайтах вчера-сегодня. Надежда Ежевикина занимается клубами, интересными персонажами, которые могут не иметь отношения к электронной музыке, но они клубятся, живут в своем внутреннем мире, и эта музыка им близка по настроению. Денис Поморцев (ex-BART THE ROBOT) тоже имеет непосредственное отношение к нашим проектам. Он занимается Интернет-сайтом, который в настоящее время находится в процессе разработки. А также все чаще проявляет желание попробовать себя в качестве соведущего - ему есть что сказать и чем поделиться.

- Какова история программы и что она представляет собой сейчас?

- Об истории программы говорить не имеет смысла, так как это проект достаточно молодой. Но при всем том, что программа выходит часто, каждый день имеет свою функцию. Объединяет их музыка, которую в общем смысле можно назвать электронной: танцевальная, клубная, просто музыка для прослушивания. Информационные дни - понедельник, среда, пятница, а вторник и четверг - это скорее чисто музыкальные. Понедельник - день тяжелый, поэтому он отдан под всяческого рода нетрадиционную музыку. То есть это может быть классическая электронная музыка (не для танцпола), ветераны, мэтры, эксперименталисты. Среда - день гостевой, приглашаем музыкантов, ди-джеев. Пятница - день предвечериночный, это "Клубника со льдом", приоритет программы - веселая, ненавязчивая танцевальная музыка, преимущественно хаус. Во вторник звучат студийные миксы музыкантов с мировым именем. Музыкальная политика самая разнообразная (от хауса и техно до драм-н-бэйса). Четверг - это live-день, "живые" выступления ди-джеев в прямом эфире. Ди-джей может ничего не говорить, но сделать свой сет на "ушах" у всей аудитории. Музыка в четверг зависит от гостя.

- Что уже было в "Микстуре", и каковы планы на ближайшее время? Возможно, тебе что-то кажется особенно важным?

- Не знаю, есть ли смысл говорить о том, что было. В начале существования программы происходили притирки, опробирование вариантов ведения. Мне безумно нравятся "живые" дни, то есть по четвергам я просто отдыхаю. Ребята, представляющие группу RE-LIFE (DJ Dust и компания), пока устойчиво обосновались в это время.

- Ты работаешь на радио не первый год и сам прекрасно знаешь, что, с одной стороны, есть музыка, которая нужна слушателям (программы по заявкам), и чисто авторские проекты. Как ты находишь золотую середину между субъективностью и запросами слушателей, то есть между двумя крайностями?

- У программы сразу появились слушатели среди клубников-электронщиков, и это видно по Интернету. Отзывы - самые разнообразные, по большей части, благодарные слушатели пишут, но встречаются и "мастера-профессионалы", такие, что на все происходящее выдают фразы типа: "Мол, радио - модно, но креативности - ноль!" или что-нибудь в этом духе. Наша команда старается делать свое дело качественно. Конечно, у меня есть свои предпочтения. Если раньше они сильно выпирали, то сейчас я "держу себя в руках". В программе есть место и модной, популярной нынче на минских вечеринках музыке. Хотя минская мода - это далеко не самый правдивый показатель мировых или европейских настроений. Так сложилось, что минская электронная сцена сильно персонифицирована, т. е. есть определенные фигуры, способные увлечь некоторое количество своих слушателей, и то, что им кажется интересным на данный момент, почему-то становится музыкой номер один в городе, если, конечно, их аудитория достаточно велика. Таких групп, скажем, у нас 3-4, и каждая считает "свою" музыку более правильной. На мой взгляд, это - надуманная мода, и она отличается от той, которая движет "Микстурой". Безусловно, у программы есть своя линия, и мы ее будем проводить в жизнь. Самое привилегированное положение занимает все-таки хаус. Он доказал свою жизнеспособность, возможность трансформироваться, меняться, быть интересным на протяжении вот уже третьего десятка лет. Но на хаус-музыке мы не зацикливаемся. Мне лично нравится техно.

- RE-LIFE больше специализируются на драм-н-бэйсе...

- Да. Драм-н-бэйс как стиль сформировался быстро и грамотно выстрелил. Все ему пророчили светлое будущее. В середине 90-х это была музыка номер один. На нее стали обращать внимание даже коммерческие исполнители. Но мне кажется, что драм-н-бэйс сейчас переживает не лучшие времена, и, соответственно, интерес к этой музыке поугас.

- Однако и драм-н-бэйс видоизменяется сейчас, появился 2step...

- Да, эта музыка живет и развивается по своим законам, но ее значимость сейчас снизилась. Либо музыканты сильно коммерциализировались, либо же ушли в андерграунд. Музыка стала тяжелее и быстрее, сложнее для восприятия, что мне, откровенно говоря, не нравится. Ну, как говорится, на вкус и цвет... Наша команда по крупицам откапывает что-то интересное и вытаскивает на свет. Но если вдруг закончатся все идеи, то будет играть хаус-музыка, это уж точно.

- "Микстуру" действительно можно назвать лучом света в темном царстве. Но что нужно сделать, чтобы увеличить число вечеринок, чтобы сделать их еще более интересными? Ведь, откровенно говоря, сейчас какой-то "перманентный мертвый сезон".

- Я тебя прекрасно понимаю, и думаю, что этот мертвый сезон не ограничивается каким-то месяцем, неделей, он продолжается уже долго. Вопрос в другом: нужно ли что-то делать? Мое личное мнение таково: молодых людей, которым неинтересна музыка в принципе, - процентов десять. Людей, которые в силу физических, психологических или социальных факторов предпочитают попсовую русскоязычную музыку, - процентов тридцать. Оставшиеся шестьдесят процентов молодых людей интересуются музыкой, просто им надо показать, какая музыка есть. Я не говорю о том, что за электроникой будущее и на ней все закончится. Просто вечеринок станет больше, если люди будут слушать эту музыку. К слову, танцевальная музыка может отражать весь спектр настроений и просто стать стилем жизни. Нужно просто слушать и делать выводы. И, если "Микстура" заинтересует хотя бы одного человека, который раньше был далек от этой музыки, от этой культуры, значит у нас есть реальный результат!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета