Transatlantic
Строители мостов через вечность

Птицы сбиваются в стаи. Снежинки оборачиваются снежным комом и радуют лавинами мирных карпатских горнолыжников. Муравьи текут смутными ручейками, следуя строго друг за другом. Кесарево ползет к кесарю, а богово стремится к богу. При столь упорядоченном строении Вселенной вовсе не понятно, кого хотели удивить музыканты ведущего эшелона мировой прогрессив-музыки, на время оставив уютные насиженные места в родных командах и образовав новый рассадник умной и правильной музыки, причем не навсегда, так, время от времени альбомчиком разродиться, концертом разразиться, концепцией мудреной сверкнуть яростно. А потом улыбнуться друг другу и временно разбежаться по родным коллективам, потому что нужны они людям, группы эти. Нам нужны и шведские хипстеры FLOWER KINGS (в данном случае - Roine Stolt), и монументальные растворители развороченных душ MARILLION (тут "свободной орбиталью" является Pete Trewavas), и замороченные SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD (Neal Morse), а уж про DREAM THEATER с гениальным барабанщиком с добрым именем Майк и смешной фамилии Портной мы вообще молчим, подавленные то ли их последним мультиэпическим альбомом, то ли жизнью вообще. Понятно, что раз все эти чудесные люди вдруг оторвались от родных групп и решили на стороне не в блюз удариться, не рэгги попришептывать, и даже не рэпак почитать, а самый что ни на есть прогрессив в массы внедрять, то даже младенцу ясно, что проект TRANSATLANTIC содержит в себе нечто такое, чего не найти ни в одной из вышеперечисленных групп-гигантов. Они смешивают хард-рок с джазом, они плюют на пафосность DREAM THEATRE и хипповскую эстетику FLOWER KINGS, закручивая сюжеты и придумывая какие-то волшебные сказки. Так что если вы крепко заморочены на некоммерческой думательной музыке, запомните это название. Группа существует уже несколько лет (поначалу проект назывался инициалами - SMPT, и только в 99-м стал тем, чем он стал), у них уже вышло два альбома (один концертный), и "левым" проектом их уже никак не назовешь. У них уже вышел новый альбом "Bridge Across Forever", и сейчас к моему восторженному голосу подключится сам клавишник группы Нил Морс (который совсем не родственник Стива Морса, прошу учесть!) и расскажет про все то, что не вытекает непосредственно из музыки (а музыка, доложу вам, глобальная! Из нее вытекают горные ручьи, крикливые реки, селевые потоки и абстрактные умозаключения!). Сложно говорить о многоуровневой музыке, проще ее слушать. Человеческая речь передает эмоции намного хуже, чем музыка, но Нил Морс постарался если не открыть какие-то тайны (загадок в TRANSATLANTIC множество, но это личное дело каждого из нас!), то как минимум прояснить те моменты, которые из музыки непосредственно не вытекают. Не хочется говорить о подсознательном, мучительном и трансцендентном. На такие темы интереснее раскручивать Энрике Иглесиаса или Бритни Спирз. С Морсом почему-то хочется говорить тематически, фактологически и просто.
- Говорят, что TRANSATLANTIC - это супергруппа. Фактически, это так и есть. Четыре индивидуальности. Наверное, это все сложно. Вы чувствуете, что среди вас есть лидер или об этом сложно говорить?

- Лидер у нас есть. Это Майк Портной. Об этом мы явно не говорим, но все и так понятно. Он придумал всю идею с группой, он нас собрал. Сам он старается избегать таких тем. Мы все в чем-то ведем свою линию, но если предположить, что один парень должен быть главным, то это непременно будет Майк.

- У вас распределены какие-то роли в проекте или вы просто валите, кто во что горазд? (Честно говоря, слушая музыку этой группы, именно такое цельно-эклектичное впечатление и складывается. - Т.З.)

- Ну, я не знаю точно. Слишком много ролей. Мы даже часто не можем решить, куда лучше всунуть ту или иную секцию, где нужны те или иные инструменты, потому что внутреннее слышание музыки у всех немного разное.

- А ваши основные проекты не мешают рассматривать TRANSATLANTIC как нечто серьезное? Даже если нет - ведь любое изменение в стилистике любой из этих четырех групп отразится на вашем совместном творчестве. FLOWER KINGS, сами того не зная, могут что-то содрать у MARILLION, а DREAM THEATER может оказаться менее интересным вариантом TRANSATLANTIC... Как вы с этим справляетесь?

- Да, думаю, что все, что ты делаешь влияет на то, что ты пишешь. Не только музыка - на меня влияет общение с моими детьми, семьей. Тут мы больше выражаемся как личности. Я лично не смешиваю свои проекты: когда я репетирую со SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD, я играю в определенном стиле, я вхожу в какую-то определенную схему бытия и мироощущения, свойственного только этой группе, и это на меня влияет. Но когда я с TRANSATLANTIC - это просто я сам, плюс эти люди - все ненужное отпадает само собой.

- А если к вам в голову приходит жутко гениальная идея, неужели вы не начинаете "париться": кому бы ее предложить, где бы ее использовать, в этой группе или в той, кого облагодетельствовать?

- С моими двумя группами все предельно понятно. Они принадлежат к совершенно идентичному направлению прогрессив-рока. Поэтому я вношу идеи в обе группы, но то, что с этими идеями делают участники SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD и TRANSATLANTIC делает их в музыкальном смысле совершенно разными, потому что это скорей совместная работа, которая преобразует любую голую концепцию. Но есть такие моменты и такие песни, похожие на откровения, что... вы понимаете... была такая песня, "The Great Nothing" например, я мог отобрать ее для первого альбома TRANSATLANTIC, но не сделал этого. Эта песня явно принадлежала SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD.

- Ваш новый альбом называется "Мост через вечность". Тут есть какие-то слишком конкретные параллели с одноименной книжкой Ричарда Баха. Вы, наверное, оттуда идейки позаимствовали, да?

- Не совсем. Хм. Хотя я думаю, что песня про "Мост" к этому имеет отношение, но мне уже не понять, какое. Я ее слишком давно написал, лет десять назад. Конечно, я читал эту книжку, я читал все его книжки, и мне очень нравится его творчество. Но почему-то хочется сказать, что альбом не об этом. Хотя мне нравится эта идея - про то, что мы встречаем свою настоящую любовь, которая становится мостом через вечность. Это очень важная метафора и она пронизывает весь альбом. Но наша музыка выходит за пределы этого образа. Философия Баха повлияла лично на меня, и эту песню написал лично я, а вот остальные вряд ли сильно заморочены на творчестве этого писателя.

- Сильно ли вас ограничивает в рамках прогрессив-музыка 70-х и 60-х? Видно, что она на вас влияет - всяческие каверы PROCOL HARUM, например... Во многом ли вы отталкиваетесь от музыки тех лет?

- Я с детства слушал именно прогрессив 60-х... Вы же не будете спорить с тем, что эта музыка - лучшее из всего, что когда-либо было записано. Там много сырых моментов, но в плане идей она до сих пор очень ценна. Но когда речь заходит о каверах, мы обычно слушаемся Майка, это в его компетенции. Я в таких вопросах вообще в сторонке стою!

- Так что, получается, что вы дружно исполняете любимые песни Майка?

- Ну да. Его идеи. Мне нравится играть с этими ребятами, и я даже чему-то учусь с ними... потому что... взять тот же кавер "Shine On You Crazy Diamond" - будете смеяться, но я, кажется, так эту песню ни разу нормально не послушал, чтобы вдумчиво и полностью. Вообще, я не так уж и глубоко погружен в эту "пинкфлойдовскую" штуку. Ну группа и группа. Фанатизма она у меня не вызывает. Но Майку нравится - почему б и не поиграть? Я только ему особо не признаюсь, что мне его любимые PINK FLOYD по барабану. Он просит, я и играю...

- А если бы вдруг вам поручили сложное дело выбора песни для кавера, что бы вы выбрали?

- Что бы я выбрал? О, я не знаю, не знаю! Я бы в первую очередь думал не о песне, а о том, как бы сделать с ней что-то совершенно другое, как-то показать ее с другой стороны, в другом контексте. Так же, как мы переделали на одном из альбомов SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD песню "Beware Of Darkness", сотворив из нее нечто совершенно иное. Наверное, я бы любую песню извратил бы до максимума, но и много интересного, наверное, тоже привнес бы!

- Вы сейчас какую музыку слушаете?

- Последнее время меня впечатляет музыка TRANSATLANTIC, SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD и творчество Нила Морса. Вот так-то... Как ни странно, но мне нравится то, что я делаю. Недавно новый альбом YES послушал - это великая вещь. Еще мне новый альбом FLOWER KINGS "Rainmaker" понравился. BEN FOLDS FIVE хорошую музыку делают.

- Не сложно ли вам выступать "вживую"? Ведь вы не очень часто выступаете, к тому же, насколько я понимаю, методы общения с аудиторией у всех групп очень разные?

- Насчет разных методов - это точно. Взять ту же импровизацию. В SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD много выдумывать на сцене не приходится - это тот тип музыки, которому необходима твердая организация и какая-то платформа. А в TRANSATLANTIC структура более открытая. Но если мы будем импровизировать слишком много, возникнут большие проблемы - ха-ха! Мы же люди творческие, странные, со своими "тараканами" каждый! Мы решили, что во время нашего концерта каждый сможет сделать самое продолжительное соло, на которое способен! И эта секция шоу в чем-то самая впечатляющая и свободная.

- Ваша музыка спонтанно вытекает из ваших встреч, репетиций, или вы как-то планируете собственное звучание, концепцию и то, куда вы будете двигаться дальше?

- Творческий процесс - вещь веселая. Обычно мы работаем с демо, которые приносят в студию я или Ройне (Roine Stolt). Потом все дружно на них набрасываются. И это даже не идеи про то, что мы будем делать и как мы будем нашу музыку строить. Она как-то сама собой рождается. Для того, чтобы это было понятнее мне самому, я даже снял видео нашей творческой сессии, когда мы собираемся и пишем песенки. Это очень интересно. Иногда мы можем работать два дня только над интро к какой-то вещи, а потом, когда мы поймем, что именно мы хотим сделать, все идет само по себе. Кое-где приходится поспорить. Но не долго. В общем, мы искренне стремимся к тому, чтобы не поубивать друг друга в процессе творческой нетерпимости и непримиримости.

- Часто ли случается, что совершенно разные идеи разных участников группы соединяются в одной песне?

- Да! Именно так чаще всего и происходит. Отчего, вы думаете, у нас такие длинные песни - по двадцать минут?! Каждому хочется добавить в песню что-то свое.

- Но этого недостаточно для того, чтобы группа существовала мирно и цельно. Что именно держит вас вместе? Какая-то общая идея, философия, желание отвлечься от родных проектов или что-то большее?

- Думаю, что мы все очень хорошо понимаем друг друга в музыкальном смысле. Это замечательно. Еще нам очень нравится делать то, что мы делаем.

- Вы можете с ходу сказать, что взяли TRANSATLANTIC от каждой из четырех групп-основателей... и что есть в ней, отличное от этих групп? Какая-то особая вещь?

- Я могу точно сказать, чем TRANSATLANTIC отличается от SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD. Первая группа стремится к длинным музыкальным формам, а вторая - наоборот, к коротким. Если я одну и ту же демо-кассетку с музыкальной темой принесу обеим группам, то TRANSATLANTIC сделают из нее целый альбом, а SPOCK\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'S BEARD укоротят раза в три. Если говорить о DREAM THEATER, то они гораздо тяжелее, чем TRANSATLANTIC, который, к тому же, гораздо более мелодичный. А MARILLION - это уже даже не прог, это какой-то очень красивый альтернативный рок, поэтому с ним можно вообще не сравнивать. FLOWER KINGS в общем-то ничем не отличаются, но аромат какой-то совсем другой.

- Изменилась ли, по-вашему, роль прогрессив-музыки со времен 70-х, когда она была в самом, так сказать, расцвете?..

- Тогда музыка была более красивая, наверное... Но сейчас она более свободная, как мне кажется. С TRANSATLANTIC мы можем пойти дальше, чем пробовали идти те же KING CRIMSON в 60-е. Мы можем думать масштабнее, и поэтому вещи у нас получаются забавнее (радостный смех. - Т.З.)!

- Как вы думаете, возможна ли судьба какого-то прог-рокового проекта как коммерчески успешного?

- Конечно! Потому что именно это с нами и произошло, именно это мы и делаем. Наши песни звучат по радио - ну, не по всякому радио, конечно, но все-таки. Мы не хотим бегать и кричать, какие мы некоммерческие и как нам наплевать на промоушн. Мы идем на контакт с людьми, мы делаем свой сайт в Интернете, мы стараемся, чтобы нас услышало как можно большее количество людей. По-моему, это неплохо. Только так мы сможем двигаться дальше. Да и получать деньги за музыку - это приятно на самом деле.

- Получается, такое возможно... Здорово...

- Музыка потому и великая вещь, что в ней все возможно!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета