Schenker, Michael
«Делаю только то, что мне нравится!»

У общепризнанного гитарного мастера и любимого поколениями хард-рокера Майкла Шенкера вышел новый альбом. Вы можете сжевать с утренней овсянкой энтомологический справочник, но от крамольной мысли, что Шенкер в прошлом один из "скорпионов", ваше сознание не отделается. Разве если вы дитя малое и в 80-х годах сознательным просветленным разумом не жили, на обломках Берлинской стены не плясали и "Ветер перемен" в испорченный унисон с битой гитарой не исторгали. Но если уж кармическая полиция выслала вас на эту страничку, то вы явно помните лучшие времена классического хард-рока и твердо знаете, что Майкл Шенкер, брат другого Шенкера, который Рудольф (не о нем речь, поэтому и не будем другого Шенкера ворошить), большую часть сознательной своей бородатой, кожаной и потно-гитарной карьеры играл в группе UFO, потом играл в проекте McAULEY SCHENKER GROUP, а потом основал собственную группу MICHAEL SCHENKER BAND, в которой постоянно менялись вокалисты и барабанщики. Майкл живет насыщенной рок-н-ролльной жизнью, ездит в турне, играет на гитаре, не бреет бороду. Во время разговора он оказывается человеком, прекрасно понимающим мир и лишенным глупых иллюзий вроде "хард-рок жив!" - он понимает, что стиль, в котором он работает, специфичен, но когда речь идет о верности идеалам, Майкл кажется очень мудрой и гармоничной личностью, уже давно нашедшей себя. Все бы ничего, но новый альбом Майкл отчего-то назвал "Be Aware Of Scorpions". Зачем же так? Когда господин Шенкер-младший является в телефонной трубке, эта мысль лавиной выбрасывается наружу.
- Извините, но первый вопрос сам собой напрашивается. Вы так назвали альбом в связи с группой, в связи с одноименными тварями или просто чтобы провоцировать такие вот расспросы?

- Дело было так: мы проводили фотосессию на заднем дворе моей студии, а в местности, где я живу, водится много скорпионов, и кто-то сказал: "Опасайтесь скорпионов", а я сразу подумал: "Wow, это хорошее название для альбома". Оно такое многозначное: во-первых, оно наводит на ассоциации, что я когда-то играл в группе SCORPIONS, а во-вторых, оно само по себе довольно забавное. (Безумно, я бы сказала, забавное. - Т. З.)

- Альбом ваш показывает, что вы храните верность жанру классического хард-рока. Не сложно ли все время двигаться в одном направлении? И самое главное - не скучно ли?

- Ну, ведь это же музыка, которую я люблю, с которой я могу справиться и в которую я верю. Я всегда делал такую музыку независимо от того, модная она была или нет. Стили приходят и уходят, а меня это не касается. Мне нравится, что в моем творчестве есть какой-то стержень, какая-то основа. Иногда я отвлекаюсь от этого стержня и записываю классическую музыку, инструментальную, для себя. Даже если вернуться ко временам UFO, я всегда тяготел к романтической музыке, балладам и внедрял эти эмоции в хард-рок, а с тех пор мои вкусы не изменились - делаю себе, что нравится.

- Ваш новый вокалист, Крис, очень здорово поет. Что он для вас в первую очередь - только голос, который исполняет ваши композиции, или он добавляет в творчество группы что-то свое, что-то личное: идеи, тексты или даже песни?

- Каждый-каждый новый человек в группе добавляет в нее что-то новое. Ведь у каждого свой взгляд на мир, свой стиль игры и так далее. Представь, что у тебя есть яблоки и бананы, и ты их увлеченно поедаешь. У этого есть определенный вкус. А если ты добавляешь к этому клубнику, вкус становится другим, несмотря на то, что ты - это все равно ты. А если ты выкинешь нафиг клубнику и добавишь вместо нее что-то другое, вкус будет совершенно иным. В музыке так же.

- У вас есть любимые песни на новом альбоме?

- О, мне нравится "No Turning Back" и "Fallen The Love".

- Расскажите, пожалуйста, о своем проекте THE PLOT. Что это за музыка?

- THE PLOT звучат так, как если бы вы соединили вместе музыку MSG (MICHAEL SCHENKER GROUP. - Т.З.), панк-музыку и ранних UFO. Это очень смешная музыка, радостная.

- У вас очень характерный гитарный стиль. Вследствие чего он выработался: какие-то определенные влияния?

- В детстве мне, как и всем, нравилась музыка в духе BEATLES, вы же понимаете... Когда мне было лет девять, я играл все то, что мог расслышать по радио. Потом начали появляться разные люди, гитаристы, и тогда я серьезно вдохновился этим. Насколько помню, у меня с самого начала был "сдвиг" в романтику, инструментальную романтическую музыку. Тогда я хотел играть мягко и создавать какую-то смесь тяжелой и нежной музыки одновременно.

- А первую гитару помните? (Хи, кто ж ее не помнит? Лицемерный, очень лицемерный вопрос, но хочется же получить ответ... - Т.З.)

- Конечно. Первая гитара мне досталась от моего знаменитого брата. Он уже работал тогда, серьезно занимался музыкой, и я часто брал его гитару и пробовал что-то на ней изобразить. Как-то я понял, что на ней очень классно играть, поэтому я занимался очень часто и регулярно, гитара занимала почти все мое свободное время, потому что хотелось как-то совершенствоваться. Я развивался очень быстро, потому что мне было очень интересно.

- Сейчас, наверное, у вас полон дом гитар. А есть среди них какая-нибудь любимая, особенная?

- У меня на самом деле не так уж много гитар. Две-три гитары, не больше. Я очень сильно привязываюсь к инструментам, привыкаю к их звуку, их характеру, поэтому не хочется покупать новый инструмент, когда мне со старым уютно. Разве что если инструмент украдут или с ним случится несчастье, только тогда я ищу новый.

- Интересно узнать - какой у вас способ отношения с гитарами? Я имею в виду, Пит Тауншенд их, например, ломал, Джими Хендрикс их сжигал, а как с ними обращаетесь вы? Что для вас гитара?

- Я отношусь к ним без фанатизма - я на них просто занимаюсь. Но и жечь бы их не стал, по такой же практической причине. Было время - года два назад - когда я узнал потрясающую вещь: когда ты разбиваешь гитару, а потом ее собирает и чинит хороший специалист, обычно после этого она звучит гораздо лучше. Поэтому тогда я какое-то время занимался разбиванием гитар. Но разбил немного - штуки три-четыре, потом надоело. Если говорить о разбивании гитар просто так, без особых причин, то в моей жизни такое было только два раза. Первый - разбитая гитара была нужна мне для обложки альбома. Второй раз - на сцене, от нервов: я был в состоянии полной прострации, потому что не мог себя услышать. Не могу сказать, что я как-то особо ценю или не ценю гитару - для меня это только полезный инструмент для развития техники и выражения мыслей и эмоций.

- Я слышала, что вы собираетесь записывать электронно-инструментальный альбом с Марти Фридменом. Можете прояснить ситуацию?

- Проект с Фридменом временно откладывается, наверное, мы займемся этим немножко позже. Сейчас я планирую сделать американское турне и как-то представить проект THE PLOT в процессе этого турне. Потом я буду играть в Японии и Европе, а в начале 2002-го надо будет записывать новый альбом с UFO. И уже потом буду работать с Фридменом. Это будет инструментальный альбом, очень интересный.

- Ваш брат и SCORPIONS недавно устроили тур с оркестром, как, наверное, рано или поздно делают все мелодические хард-рокерские группы. Вы когда-нибудь играли с оркестром в составе MSG?

- Мы играли с оркестром еще задолго до того, как это сделали SCORPIONS - я имею в виду UFO, на альбоме "Lights Out", и фактически мы были одной из первых рок-групп, которые использовали оркестр, ведь это было так давно... (MOODY BLUES, ELO и DEEP PURPLE это делали задолго до 76-го, но ладно, может, Майкл имел в виду хард-роковые группы. - Т.З.) Думаю, с теперешней группой я бы тоже мог так поиграть, но, понимаешь, сейчас ведь какая-то мания, какая-то тенденция - все считают нужным поиграть с оркестром. Это переходит все границы. Когда хорошей вещи становится чересчур много, лучше она не становится. Все думают: вот, все играют с оркестром, надо бы и нам. Это мне не подходит. Я делаю только то, что мне нравится, а не то, что делают все. Если уж уточнять - обычно я делаю противоположное тому, что делают все. Например - старый рок уже не очень популярен в Америке. Поэтому для меня еще большее удовольствие его играть, потому что те, кто играл хард-рок из-за моды, куда-то пропали, а те, которые делали его из-за любви к этой музыке, делают его и сейчас. И что в этом плохого? Это же весело, когда то, что ты делаешь - не модно! Ты выбиваешься из всеобщего течения, ты идешь каким-то собственным путем! Это очень личное. Поэтому если все играют с оркестрами, я никогда этого не сделаю. А вот если бы никому не пришло в голову играть с оркестром, я только этим бы и развлекался! Мне наплевать на течения, на коммерческую музыку, я хочу быть самим собой и заниматься тем, что я люблю.

- Хочется быть не как все?

- Если ты будешь самим собой, ты определенно будешь не таким, как все. Сложно играть какие-то роли, потому что обстановка и контекст меняется, все очень быстро умирает, исчезает. Зачем приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам? Именно поэтому в настоящее время я делаю то, что я чувствую. В этом есть гармония. А если вернуться к этим дурацким оркестрам, лет десять назад я записывал инструментальный акустический альбом, а через какое-то время прицепил к нему оркестр. Просто потому что подумал, что так оно будет звучать милее. И действительно было очень красиво. А на самом деле для меня это не важно - оркестр или нет. Это какая-то стадия, наверное, через которую почти все музыканты проходят, когда их тянет в глобализм. С UFO я тоже через это проходил в 76-м. Если музыка красиво звучит без симфонизма, то он ни к чему, это уже пафосность какая-то. Раньше, в 70-х, в UFO я играл только на акустической гитаре, хотя популярен был электрический звук. В 80-е все дружно перешли на акустику - распробовали, наверное, а я, наоборот, ушел в электрический звук. В музыкальной философии я верю в то, что настоящая музыка - это когда ты делаешь, что нравится. Я так и живу. Я музыкант, и это значит только то, что я музыкант!

- Здорово! А вы когда-нибудь о чем-нибудь жалели, например, о том, что не остались в SCORPIONS, или о том, что ушли из UFO?

- Нет. Я делал то, что я делал, как и любой другой человек на Земле, это очень важно. Ты должен проходить через самые разные испытания и постоянно делать собственный выбор. Что бы ты ни делал, даже самые спонтанные вещи, это твой выбор. Нам надо верить в то, что мы делаем. Для меня группа МSG была очень важной, потому что это была самая свободная музыка для меня. Лучше быть самим собой - пусть и не очень знаменитым - чем частью чего-то великого, потому что это всего лишь часть...

- Наверное, именно поэтому вы отказались играть с DEEP PURPLE, когда вас пригласили заменить Блэкмора?

- Да. Тогда же меня попросили какое-то время снова поиграть с UFO, и я подумал: если уж решить стать на какое-то время снова частью группы, то лучше пусть это будет группа, частью которой я уже когда-то был. К тому же я подумал, что если бы я стал гитаристом DEEP PURPLE, это было бы в высшей степени странно.

- Когда вы сочиняете музыку сейчас, вы чувствуете на себе какое-то влияние или это уже автоматически происходит, от опыта?

- Мне нравится музыка. Поэтому я и вдохновляюсь музыкой. Те, которые сочиняют именно песни, вдохновляются какими-то фактами, чем-то текстовым, какими-то вещами, о которых они могут спеть. Я же чувствую себя намного свободнее в этом смысле, потому что то, что сочиняю я - изначально инструментальное. Я пишу только музыку, поэтому мое вдохновение приходит только из моего сознания и моего личного вкуса. Когда я занимаюсь, и что-то получается что мне нравится, я это записываю на магнитофон, а потом я просто прослушиваю всю коллекцию моих идей и делаю из них песни.

- Что вам легче дается - импровизация или продуманные, отрепетированные гитарные партии?

-Я люблю импровизировать, но для меня очень важно заниматься и отрабатывать какие-то приемы. Это очень разные аспекты музыки. Иногда ты долго ищешь особенное сочетание звуков, которое сможет сказать все, и когда ты этого достигаешь, дальше уже можно побеситься и поимпровизировать, ведь главная музыкальная идея-то схвачена и запечатлена! Все дало в том, что ты постоянно делаешь какие-то выборы касательно того, что ты делаешь, как ты это делаешь и когда. Если ты что-то или кого-то имитируешь, это вряд ли личный выбор. Это не значит, что ты будешь говорить от имени собственной души.

- Что вы думаете о будущем хард-рока? Классического хард-рока. Ведь то, что записывают молоденькие американцы, скорей идет против этого жанра, чем как-то в его стиле... А когда молодые музыканты стараются играть классический хард-рок, это выглядит очень глупо и наивно, в этом нет ничего настоящего... А музыкантов "в возрасте", вроде вас, молодое поколение уже не слушает.

- Это новое поколение... на самом же деле они как-то чувствуют, что должны делать рок-музыку, и что они ее на самом деле и делают, но им все равно необходимо делать все по-другому. Они не хотят делать то, что делали их отцы. Это же конфликт поколений. Наверное, хардкор - это не тупая музыка, это продолжение хард-рока, естественное. Раньше было столько гитаристов, столько гитарных школ... и потом вышло как-то слишком много этого, все стало похожим, стало невозможно отличить хорошего гитариста от плохого, ведь техничности может достичь даже не очень талантливый человек. Все кишело гитаристами тогда, в 80-х, и разобраться, кто талантлив, а кто просто выпендривается, было невозможно! А новое поколение хочет делать что-то новое и экстремально отличающееся от предыдущего. Наверное, это естественный прогресс. Даже если взять во внимание примитивность современной гитарной или рок-музыки, это тоже естественно, потому что если довести что-то до совершенства, это то же самое, что и довести до абсурда. И неудивительно, что продолжать это можно было только через что-то более примитивное, но совершенно другое. Люди уже устали от коммерческой музыки. На самом деле эта музыка задолбала всех. Я уже не слушаю радио, например. Моя жена слушает, а я нет. Я не особенно интересуюсь всем, что сейчас происходит в мире музыки, мне хватает собственной музыки - там я создатель, я изобретатель, это мой мир, и я не понимаю, зачем я должен лезть в современную музыку и пробовать как-то в ней разбираться. Я же не подросток уже. Я делаю свою вещь. Если я буду постоянно слушать новые альбомы и следить за всем, что творится в рок-музыке, я просто сойду с ума. Я чувствую настоящую креативность тогда, когда я один в своей маленькой комнатке. Каждое молодое поколение делает что-то совершенно отличное от прошлого. Потому что прошлое им надоедает. А когда то новое, что они делают, становится коммерчески успешным, оно когда-нибудь тоже всем надоедает, потому что этому следует весь мир. Кто-то будет продолжать делать эту музыку, кто-то нет. Такие правила. Правильно и то, что некоторые тенденции возвращаются. Это эволюция. Настоящая музыка будет возвращаться. А грузиться засилием коммерческой попсы - глупо, потому что если эта музыка плохая, она сама себя задолбает и пропадет. Самоуничтожится, можно сказать. Гитаристы, за творчеством которых я еще как-то слежу, это разве что Ингви и Эдди Ван Хален. Я больше стараюсь думать о собственном творчестве и создавать что-то вроде своего маленького мира. Может, это кому-то интересно. Может, нет. Но я чувствую, что не изменяю себе. Можно сравнивать себя с другими парнями, анализировать это... а можно закрываться в своей комнате, что-то сочинять, выпускать альбомы и не думать о том, что делают другие и к чему это тебя обязывает. Думаю, что я буду продолжать делать то, что люблю. Думаю, я когда-нибудь приеду с концертами в Россию и Беларусь, и вы сможете в этом убедиться!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета