обзор


Храмов, Сергей
2000


47tks/93mins

Сказать по правде, до недавнего времени я не интересовался бардовским движением на Брестчине. Мои интенсивные контакты с бардами и авторской песней начались около года назад в связи со всевозможными научными разработками.
Бардовское движение в Бресте зародилось приблизительно в конце 70 — начале 80-х гг. Начинавший в 1981 году Сережа Храмов в то время не примыкал ни к каким движениям, не входил ни в какие объединения. Да и концерты давал редко.
С 94 по 97 гг. Сергей (вместе с Вячеславом Вашекой, Алесем Поплавским и Ольгой Сидорук) выступал от имени брестского клуба авторской песни "Вежа". Было и интервью в программе Надежды Кудрейко "Моя музыка", и выступления в разных городах Беларуси, и поездка в Бялу Подляску (Польша), и профессионально записанный альбом "Все хорошо" (1995), о котором Сережа почему-то не любит вспоминать... После прекращения существования "Вежи" Сергей дает концерты, только в родном Бресте, и то — крайне редко.
Данная кассета представляет собой компиляцию песен, написанных в период с 1988 по 2000 гг. включительно. Сборник записывался при помощи бытового кассетного магнитофона.
В творчестве Сережи Храмова причудливо переплелись три стилевые традиции: первая восходит к классической авторской песне (Владимир Высоцкий, Олег Митяев). Вторая обращена к раннему бард-року (Андрей Макаревич, Константин Никольский). Наконец, третья отталкивается от городского романса.
В авторской песне, как известно, ведущая роль принадлежит стихотворному тексту. Поэтому остановимся на характеристике поэтической составляющей более подробно.
При всей кажущейся простоте и лаконичности тексты Сережи Храмова (очень хочется называть их стихами) заключают в себе смысловую нагрузку. Они апеллируют к глубокому философскому содержанию. Почти все храмовские песни — размышления о жизни. В них выражен широкий спектр мыслей, чувств и переживаний, неподдельность и незаемность которых не вызывают сомнения ("Этих дней раздумья", "Когда позовет дорога", "Смысл жизни", "Дом", "Свеча", "Самоотвод", "Карты", "Гнедая"...). Некоторые из песен несут на себе печать дидактичности ("Странная выдалась ночь", "Омут", "Живите, как живется", "Тайна"). Автор воспринимает жизнь такой, какова она есть, со всеми радостями и огорчениями, прелестями и невзгодами, победами и поражениями. Отсюда вытекает еще одна характерная черта его поэтического творчества — гладкопись, полное отсутствие драматической напряженности. Иногда героя песен охватывает комплекс исповедальности ("Память", "Были ли ошибки?"). В других песнях он — оптимист ("Возьмуцца цеплыя днi" на стихи брестского поэта Алеся Касько, "Все возвратится"). Важное место в песенном творчестве Сергея занимают темы города ("Чужие города", "Горад мроiцца з палету", "Брест") и дружбы ("Спасибо, что заметили", "Ненаписанная песня"). Наконец, отметим песни, лишенные серьезности — своеобразные миниатюрки, позволяющие расслабиться: "Налево не ходи" — просто шуточная песенка, содержащая скрытую отсылку к сказке про Иванушку-дурачка. Песню "Данька" Сергей посвятил котенку и своему сыну. "История рок-н-ролла" — собственно, это автобиографическая песня.
Исполнительская подача Сережи Храмова характеризуется эмоциональной непосредственностью, искренностью, глубиной, напевно-лирической манерой высказывания.
Недостатков у сборника, увы, тоже хватает. О композиционном несовершенстве говорить не будем: оно присуще всем без исключения бардам, и мэтрам авторской песни, в том числе. Сергею не удалось избежать закосов "под Высоцкого" или "под Макаревича" (впрочем, этим страдают многие и многие барды, и отнюдь не только на периферии). Местами в игре и пении Сережа допускает малозаметные сбои (однако, если прислушиваться внимательно, их можно обнаружить довольно легко). Кустарность записи — не повод для критики: условия нормально записаться есть далеко не у всех.
В общем и целом сборник Сергея Храмова не поддается однозначной оценке. Что-то нравится, что-то — не очень. Первое впечатление о его творчестве составлено. А что будет дальше — покажет время.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета