видео и книги


Нагина, Ирина
Последний витязь. Исследование поэзии Дмитрия Ревякина


(c) 2000 Ирина Нагина
Волгоград, тираж 30 экз., 62 с.

Это случилось в прошлом году. В Волгограде был объявлен конкурс научных работ учащихся. Первое призовое место на нем занял труд учащейся 11-го класса одной из школ города (ныне студентки филологического факультета Волгоградского Государственного университета) Ирины Нагиной, посвященный фундаментальному литературоведческому анализу поэтического творчества Дмитрия Ревякина — последнего представителя русской языческой культуры, стоящего на стыке элитарного и массового искусства. Его фраза "Я последний витязь" и дала название работе, впоследствии увидевшей свет в виде небольшой самиздатовской брошюры.
По структуре и форме данный труд имеет сходство с дипломной работой: он включает в себя введение, в котором сформулированы актуальность, новизна и задачи исследования, три главы, в которых автор прослеживает творческую эволюцию поэта, заключение, содержащее краткие выводы, примечания, в которых указываются цитируемые первоисточники и даются толкования некоторых непонятных (вернее, неизвестных читателю/слушателю) слов, встречающихся в стихотворениях Ревякина, список литературы, включающий 18 наименований (к слову, Ирина не поленилась посетить сайт КАЛИНОВА МОСТА).
Автор предлагает периодизацию творчества Дмитрия Александровича, которая отражает изменения языка и эволюцию его лирического героя. Каждый период творчества Ревякина освещен в соответствующей главе.
В книге выделены художественно-выразительные средства, имеющие ярко выраженную индивидуальность и придающие стихотворениям Ревякина бесспорную узнаваемость — такие, как метафора, олицетворение, инверсия, употребление диалектизмов и индивидуальных авторских неологизмов. Что касается последних — автор подробно останавливается на принципах и механизмах их построения.
В работе дан детальный разбор текстов многих песен Ревякина — как пользующихся широкой популярностью ("Надоест суета", "Девка красная", "Вымыты дождем", "Сибирский марш"...), так и известных лишь в узких кругах ("Пока ты молод", "Оябрызгань", "Ингода"). Ирина излагает свое видение ревякинских произведений, свое понимание их образного содержания.
Однако сие творение не исчерпывается лишь литературоведчески-исследовательской стороной: в брошюре также содержатся рисунки Елены (Cumin) Куминовой, представляющие собой изобразительные иллюстрации к песням Ревякина "Надоест суета", "Девка красная", "Честное слово", "Ингода". Впрочем, взглянув на эти рисунки, настоящие ценители творчества Ревякина и КАЛИНОВА МОСТА сами без труда всё поймут.
Работа Ирины Нагиной не лишена некоторых слабых сторон.
В целом соглашаясь с автором в том, что рок-поэзия в литературоведении — проблема малоисследованная, хочется возразить Ирине, утверждающей: "...исследованием творчества Ревякина до сих пор, по моим сведениям, никто серьезно не занимался..." (с. 6). Очевидно, статья питерского искусствоведа и рок-аналитика Алексея Курбановского "Полутораглазый поец" (см. "Rock Fuzz", 1993, # 10, с. 10), в которой также предпринималась попытка всестороннего анализа ревякинской поэзии, прошла мимо автора "Последнего витязя".
Формулируя актуальность своего исследования, Ирина увлеклась ссылками на мнения мэтров российской рок-журналистики, явно позабыв о чувстве меры. В результате работа оказалась местами перенасыщена цитатами. Так, на стр. 5 три цитаты следуют одна за другой.
Примечания и список литературы страдают "непричесанностью". Отсылая потенциального читателя к той или иной газетно-журнальной публикации, указывая наименование, год и даже страницу, Ирина напрочь забывает о номере издания, например: О. Климов. КАЛИНОВ МОСТ. "Музыкальная газета", 1998, с. 11. Но ведь в 1998 году вышел далеко не один номер "МГ".
Впрочем, не будем так строги и простим автору эти несущественные недоработки. Ведь работа эта потребовала от Ирины немало интеллектуальных усилий, нервных затрат и, я бы сказал, необычайной смелости: все-таки избранная тема — груз, подъемный далеко не для многих.
В общем, первый блинчик, испеченный руками/мозгами Ирины, оказался не только съедобным, но и вкусным. Ее работа будет представлять несомненную ценность для всех любителей творчества Дмитрия Ревякина и КАЛИНОВА МОСТА: она поможет лучше ориентироваться в образном строе эзотерической поэзии. Книга написана с претензией на научность. Но язык изложения местами подводит автора, что делает ее легко читаемой.
Цена книжечки, кстати сказать, вполне приемлема. Можно посетовать лишь на крохотный тираж. Правда, по словам самой Ирины, экземпляры будут эпизодически допечатываться по мере поступления заявок.
Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета