Pastorius, Jaco
трагедия гениальности (начало)

История стремительного взлета к вершинам джазового Олимпа и падения до уровня отребьев общества гения электрического баса Джона Френсиса Пасториуса полна тайн и противоречий. Его творчество вышло далеко за рамки джаза и по сей день заслуженно считается непревзойденным, его имя и сегодня с трепетом произносят известные музыканты и критики, журналисты таких авторитетных изданий как "Down Beat", "Billboard" и "Musician", студенты джазовых колледжей и консерваторий, его помнят как своего жулики, бродяги, попрошайки и наркоманы, не имеющие абсолютно никакого понятия о музыке.
Первого декабря легендарному бас-гитаристу, некогда образцовому семьянину, падшему до самых низов гению джаза исполнилось бы пятьдесят лет. В своем очерке я постарался собрать наиболее "горячие" и малоизвестные факты из публикаций об этом интересном, непредсказуемом и не в меру талантливом человеке, слишком рано ушедшем из жизни.

О рельсах, джазе и бас-гитаре

Жако Пасториус родился в городе Норрстаун (США, штат Пенсильвания) в 1951 году. Большая часть жизни музыканта прошла во Флориде (Форт-Лаудердейл). Именно там находилась железная дорога, по рельсам которой Жако бродил часами, мечтая о странах, в которых ему хотелось бы побывать, именно там, неподалеку от путей, находился морг "Kalis Funeral Home", куда 21 сентября 1987 года привезли бездыханное тело Пасториуса.

Первые "пробы пера" Жако были связаны с ударными инструментами. Однако, как это зачастую и бывает в среде начинающих музыкантов, променять барабанные палочки на четыре струны электрического баса его вынудили обстоятельства: приглянувшейся юному Пасториусу группе срочно требовался бас-гитарист. Этот выбор оказался судьбоносным. Уже через год, при помощи двухдорожечного магнитофона "Sony", который лежал в шкафу у его друга басиста Боба Боббинга, Пасториус сделал свою первую запись. "Жако прямо-таки кругами ходил вокруг столь "навороченного" по тем временам аппарата и периодически одалживал его для работы, - вспоминает Боб. - Я тоже записывал его выступления, пытался вникнуть, как он играет. Уже тогда его оригинальная техника и манера игры были вне всяких похвал".

Столь ценные для любого "жакофила" раритеты пролежали у Боббинга... двенадцать лет. Долгое время Боб так и не решался выставить их на всеобщее обозрение, считая, что никто другой не сможет наслаждаться ими в той мере, как он сам. Одной из первых таких записей считается небезызвестная вещица "The Chicken" басовую, барабанную, гитарную и саксофонную партии в которой Жако записал сам.

В 1969 году Пасториус стал членом группы TOMMY STRAND & THE UPPER HAND. Именно в этой команде, состоявшей из девяти человек и выступавшей в пляжных клубах Майами, он получил возможность играть свои первые соло, многие из которых и записаны на кассетах Боббинга. Однако лишь в группе C.C.RIDERS Жако смог стать полноправным членом коллектива со своим индивидуальным стилем.

Записи тех времен до последних дней жизни были особенно дороги Пасториусу. В последствии он даже проигрывал их своим коллегам по WEATHER REPORT Джо Завинулу, Уэйну Шортеру и Питеру Эрскину, а находясь на лечении в психиатрическом отделении больницы "Нью-Йорк Беллевью", частенько звонил посреди ночи барабанщику C.C.RIDERS Эллину Робинсону, ставил старые записи и безапелляционно заявлял: "Робинсон! Ты отвратительно играешь!" "С одной стороны, - вспоминает Эллин, - мне было приятно его расположение, но все же казалось, что Жако отчаянно пытается вернуть старые времена. Как только он начинал чувствовать себя не в своей тарелке, тут же звонил мне, чтобы поговорить о прошлом, как все было здорово, и как жаль, что никто сейчас не играет так, как мы..."

Одной из самых раритетных записей того времени считается композиция "Amelia" - первое сочинение Пасториуса в период работы с C.C.RIDERS. "Это была первая вещь, которую он написал и аранжировал для большого состава (четырнадцать человек. - От авт.), - отметил впоследствии музыкальный директор группы Чарли Брент. - Она была просто великолепна, и я не мог поверить в то, что этот худенький парнишка, который не умел ничего, кроме как играть на басу, сочинил за три дня такую динамичную, живую, исполненную глубокого значения музыку. Его колоссальный талант развивался прямо на глазах, и, конечно, уже тогда он был на голову выше всех нас".

Гадкий утенок

Жако был настырным, настойчивым, даже наглым... Впрочем, отнюдь небезосновательно. По сей день в народе бродят истории о том, как, еще "сопливым" и никому не известным юнцом ворвавшись в музыкальный мир, он подходил к таким корифеям бас-гитары того времени как Рон Картер и Руфис Рид, "скромно" представляясь "величайшим в мире басистом" и при этом многозначительно добавлял: "Это не хвастовство, если можешь подтвердить это делом". Вероятно, следствием такого упорства и стал приход Пасториуса в легендарную группу WEATHER REPORT, первая встреча с клавишником и лидером которой Джо Завинулом состоялась во время выступления "репортовцев" в Майами в 1975 году. (Окончание следует)


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета