Exploited, The
панк не сдох, или Maggie You Fuckin' Cunt!

Переминаясь с ноги на ногу на пороге одного из самых, пожалуй, ярких событий в музыкальной жизни СНГ, я предлагаю сегодня окинуть просветленным взором иногда тернистый, а иногда усыпанный гортензиями и другими препаратами творческий путь одного музыкального коллектива. Годы никому не идут на пользу, но эта группа - исключение. Их ирокезы и милые, доброжелательные лица вкупе с задорными, жизнеутверждающими песнями утроили за последние 20 лет общемировое количество панков. Участники одной из самых злобных групп за всю историю движения, в жизни оказываются крайне вежливыми и приветливыми людьми. Если молодые фэны панк-рока, искренне считающие, что панк был изобретен группой LINKIN PARK в 2001-м году, не совсем улавливают, о ком идет речь, то люди с более внушительным потребительским стажем уже наверняка догадались, кого я имею в виду. И если SEX PISTOLS, имеющие и по сей день репутацию самых радикальных пацанов, в 76-м шокировали пуританскую Англию синглом "God Save The Queen", по нашим меркам, вполне политкорректным, то наш сегодняшний объект внимания в 85-м году обратился к г-же Тэтчер со словами: "Мэгги, ты п...да, Мэгги, Мэгги, Мэгги, ты е...ная п...да!"
Четверо героических шотландских парней под скромным названием EXPLOITED.

В 1980-м году многие не знали, чем заняться. Яркий пример обычных уличных бездельников, ставших в мгновение ока звездами английской эстрады, благодаря умению блевать на головы фанатов, вдохновлял и воодушевлял. Некто Уотти Бьюкен, долгое время раздумывая, какому бы достойному делу посвятить свою, ненужную никому в условиях оголтелого капитализма, жизнь, остановился на панк-роке. Так как Уотти был весьма коммуникабельным человеком, у него водился лучший друг - Биг Джон Дункан. Вместе было немало выпито, побито витрин, копов и прочего чужого имущества. Уотти и Биг Джон резонно заметили, что если уж у англичан получается играть панк, то у шотландцев получится тем более. Друзья прогулялись по эдинбургским помойкам, где тут же обнаружили недостающих музыкантов: Дрю Стикс так и лежал с барабанными палочками, а Гари МакКормик (однофамилец Кенни из "Южного Парка") выглядел, как настоящий басист. Они, вы же знаете, выглядят как-то особенно. Решили, что Уотти будет петь (Уотти и решил...), а Биг Джон - играть на гитаре.

Итак, все было готово к покорению высот музыкального британского Олимпа. Не хватало лишь самой малости - лейбла, умные и дальновидные хозяева которого сразу разберутся ху из ху в ракенролле и выпустят одним махом сразу пять трижды платиновых дисков группы EXPLOITED. Не было на планете Земля такого лейбла, и все тут. Обидевшись, что их окружают одни идиоты, Уотти и компания быстренько организовали... правильно, собственный лейбл EXPLOITED Record Co., и принялись разучивать песни. Так как оных было в голове у Уотти немало, то уже в 80-м парни бабахнули в продажу целых три сингла: "Army Life", "EXPLOITED Barmy Army" и "Extracts From Edinburgh Night Club", разумеется, live. Те простые обыватели, которые приобрели на кровно заработанные фунты стерлингов (или что там кровно зарабатывают простые шотландские докеры?) пластинки группы, почерпнули для себя много интересного. Если раньше некоторые особы, опередившие свое время, уже сообщали им, что мир, типа, несовершенен и все такое, то сейчас им открыли глаза на истинное положение вещей. Уотти, в свойственной ему доброжелательной манере, поведал покупателям, кто они такие, каким именно образом необходимо уничтожить все вокруг и с помощью чего лучше заниматься сексом. Многие из первых счастливчиков, услышавшие EXPLOITED и по ошибке дожившие до наших дней, смотрят с той минуты на врачей совершенно другими глазами.

Что же касается качества записи первых шедевров, то, трезвея с годами и послушав, наконец, старые записи, Уотти вырвал из черепа свой ирокезище без остатка и принялся их переиздавать. Но это будет потом, а пока...

...Пока же коллектив подписал контракт (во как!) с лейблом Secret и весной 81-го выпустил в свет сингл "Dogs Of War", а затем и первый лонгплей "Punks Not Dead". Заглавная песня дебютника была адресована группе CRASS, написавшей в 78-м году суперзлобный хит "Punk Is Dead". Уотти засвидетельствовал "крассовцам" свое почтение, вежливо возразив. Надо сказать, что и Уотти, и Биг Джон очень любили творчество CRASS, поскольку те тоже предлагали все взорвать к чертовой матери и точка. Влияние CRASS на творчество EXPLOITED было неоспоримым, и группу это вполне устраивало. Самое смешное, что первый альбом попал в национальный хит-парад и уцепился там окровавленными когтями за 20-е место. Основные конкуренты EXPLOITED - уже немножко монстры G.B.H. и DISCHARGE - были вынуждены одобрительно похлопать Уотти по плечу. Схлопотали ли они при этом по физиономии - осталось невыясненным. "Punks Not Dead" был продан в нехилом количестве и получил отличную поддержку в прессе. Мало того, вдохновившись успехом альбома, фирма Virgin предложила Secret дистрибьютировать пластинку. Итак, шоу-бизнес был с потрохами наш. В смысле, их.

Осенью 81-го EXPLOITED с отвращением вышвырнули в продажу новый сингл, пропитанный призывом в срочном порядке развязать классовую войну и надавать кренделей нации - "Dead Cities". Сингл моментально оказался в чартах на 31-й позиции. Игнорировать такой успех группы местные акулы истеблишмента были уже не в состоянии, и, превозмогая рвотный рефлекс, зачем-то пригласили группу в телешоу "Top Of The Pops". На что надеялась приглашающая сторона - непонятно, но EXPLOITED прекрасно осознавали, что такой шанс дается только раз в жизни. Шотландский вокально-инструментальный ансамбль в тот вечер покорил сердца простых зрителей искрометным исполнением песни "Dead Cities", а также своими пестренькими ирокезами в полметра высотой и позитивным отношением к жизни. Семейный просмотр развлекательной телепрограммы для многих завершился в реабилитационном центре, а о колясках и суднах позаботилось британское правительство. Идейные же панки (они ж тупые...) восприняли появление EXPLOITED в "Top Of The Pops", как показатель продажности, и сделали вид, что группа погибла в авиакатастрофе. Группа тем временем отправилась на гастроли, где весьма забавно провела время: на лондонском концерте произошли столкновения скинхэдов и панков с полицией; затем EXPLOITED без особых извинений выперли из Голландии. В Германии дело дошло до спецназа и слезоточивого газа. В Норвегии группа выступила очень быстро - концерт длился 3 минуты, затем фэны помогли музыкантам уничтожить аппарат. А в Осло любительница творчества EXPLOITED и, похоже, Ван Гога, ОТКУСИЛА Уотти кончик языка. Вот тут Уотти, действительно, расстроился.

Несмотря на недопонимание современников, Уотти с друзьями чихать на все хотели, и в 82-м увидел свет новый альбом "Troops Of Tomorrow". В этот раз EXPLOITED отдали дань уважения еще одним своим кумирам - VIBRATORS. Фэны быстренько отпраздновали возрождение из пепла своих любимцев и повернулись к ним тем местом, которое у них считалось лицом. Альбом, как обычно, на белом коне въехал в чарты, а Дрю Стикс освободил место ударника. Место, разумеется, не успело утратить тепло его ягодиц, как на него тут же уселись сразу два человека - Дэнни, побарабанивший всего в двух песнях, и Стив Робертс из U.K. SUBS, в группе слегка задержавшийся. Кстати, Дрю Стикс так и не успел самореализоваться на стороне: через год его заметили несколько вооруженных до зубов полицейских, когда Дрю, с пятнадцатизарядной "береттой" в руках, мирно беседовал о творчестве Гайдна с лежащей на полу лицом вниз кассиршей обычного эдинбургского гастронома. Дрю, что удивительно, арестовали и дали семь лет только за то, что в кармане у него обнаружилось небольшое количество какой-то безвредной марихуаны, которую он нашел и не успел отвезти в полицию. Fuckin\\\\\\\\\\\\\\\\' капитализм, где человек человеку волк!

После выпуска следующего сингла "Computers Don\\\\\\\\\\\\\\\\'t Blunder" группу покинул один из краеугольных камней Биг Джон (между прочим, он в 92-м немного поигрывал с NIRVANA, когда Курт не мог вспомнить нот). Уотти горько заплакал, в голос разумеется, но тут в дверь его однокомнатной квартирки позвонил человек по имени Билли (бывают такие коротенькие имена...) и попросился играть на гитаре. "А, играй, раз человек хороший", - радостно сказал Уотти и утер сопли. Правда, альбом 83-го года "Let\\\\\\\\\\\\\\\\'s Start A War (Said Maggie One Day)" вышел с гитарными партиями Биг Джона. У фэнов снова появилась отличная возможность обидеться на EXPLOITED за то, что альбом вышел - страшно сказать! - на Warner Bros. Но пластинка была так хороша, что поклонники решили благосклонно закрыть на сей возмутительный факт глаза.

В 1985-м году Уотти был готов приступить к работе над новым диском. Для начала он разогнал всю группу, дабы произвести вливание свежей крови. Эту кровь в своих жилах принесли гитарист Карл, барабанщик Уилли Букен (младшенький, как вы понимаете) и бас-гитарист Уэйн. Этот состав записал отличный диск "Horror Epics" (85), также выпущенный Warner. Пластинка стала переломной в творчестве группы: звучание металическое, группа начинает играть еще быстрее, если такое возможно. EXPLOITED включают в диск песенку под названием "Maggie", что не способствует росту их популярности в среде британских домохозяек, зато преданные фэны Уотти писают кипятком от восторга и объявляют "Maggie" лучшим творением коллектива. После выхода альбома в составе вновь наблюдаются перемены: Уэйна меняют на Дептфорда Джона, а Карла - на Кэптэйна Скарлетта (большого, очевидно, ценителя литературного наследия Маргарет Митчелл).

С наступлением 87-го Уотти решает, что группе опять необходимы перемены. В чем они заключались? Не будьте смешными, рецепт прост и не нов. Всем вежливо - "до свидания". Кроме младшенького, конечно. В итоге EXPLOITED образца 87-го года выглядит так: Уотти и Уилли, само собой, Тони на басу и некто Ниг с гитарой наперевес. Группа приземляется на лейбле Rough Justice, где выпускают свои альбомы и парни из G.B.H., старые конкуренты. Новая пластинка EXPLOITED носит название "Death Before Dishonour" и звучит, как заправский хэви. О национальных чартах речь уже, естественно, не ведется, но фэны все еще трепещут. Диск продолжает тему уважения к старушке Тэтчер, на обложке она мило беседует с неизвестной в черном плаще и косой в руках, видимо, с представительницей крестьянского сословия. Вроде, все как всегда. Но... может, punk is dead?

Наверное, даже такие ребята, как EXPLOITED, стали на досуге обдумывать эту крамольную мысль. Уотти долго приходил в себя при помощи различных стимуляторов мыслительного процесса, и панк-общественность потихоньку стала забывать непримиримых радикалов. Ортодоксы начали переключаться на хэви-метал, менее устойчивые на какой-нибудь брит-поп и все в таком роде. EXPLOITED, разумеется, поскребли по сусекам и предложили слушателям несколько компиляций, парочку концертных ЕР и что-то еще в этом духе. Но этого было мало.

И вот как только все примитивно мыслящие позвоночные окончательно утвердились в мысли, что Уотти стал клерком в каком-нибудь Англгорэнергострое и музыкой больше не занимается - им на глаза попался новый студийный альбом группы "Massacre" (90). Для работы над ним был приглашен специалист по записи Колин Ричардсон. Помните неповторимый саунд NAPALM DEATH или CARCASS? Его рук дело. Сами понимаете, какой продукт мог получиться в результате подобного содружества. Альбом благополучно распродался и занял достойное место в фонотеке каждого умалишенного, а EXPLOITED опять бесследно исчезли.

Вновь на лице земли Уотти обнаружился лишь в 96-м году. Все это время он посвятил семье, потому что для каждого настоящего шотландца это святое. В итоге состав EXPLOITED образца 96-го выглядел следующим образом: Уотти - вокал, ударные - Уилли (который младшенький), гитарист - Джейми Букен (тоже братишка). Ну, а поскольку на этом музыкально одаренные родственники кончились, то на бас был взят какой-то Джим Грэй. А что было делать? Вся эта семейка вернулась не просто так, а с альбомом "Beat The Bastards" (поклонники BLINK 182 и прочих "мумий троллей", даже вы обязаны были слышать о таком!). Весь запас валерьянки и пустырника в капиталистических аптеках был сметен в одночасье. Колин Ричардсон продолжил свое сотрудничество с группой, радуясь, как ребенок, и это совместное творчество так и лезет из каждой ноты альбома. Воинствующие панк-ортодоксы предали Уотти анафеме в очередной раз: ну что это такое, скажите на милость - ирокезы отсутствуют, музыка - натуральный хэви-метал, да и все тут? А по мне, так Уотти стал весьма симпатичным - косички там всякие разные, морда в пирсинге, татуировки. Модный же ведь парень, да и только! А то, что на концерты EXPLOITED ходят металисты, так это ж замечательно - музыка, типа, объединяет людей с разным коэффициентом умственного развития, и все такое. Но ортодоксов не переучишь. А тут еще, как на грех, Уотти сдуру записал чего-то совместно с Ice-T (я, честно говоря, не слышал) - ну, это уж ни в какие ворота! Тем не менее, альбом "Beat The Bastards" стал одним из лучших дисков группы, с этим не поспоришь.

...Сейчас, как я уже говорил, EXPLOITED пописывают песенки, с ужасом переслушивают свои первые пластинки и планируют переиздать это все дело в более приличном качестве. Но времена меняются. Сможет ли сегодня Уотти по-новой переорать вещички 80-го года? Хватит ли злости? Поживем - увидим. А если вы не воспользуетесь шансом увидеть и услышать живых EXPLOITED , то кем же вы будете после этого? Тогда уж точно - ЛЮБОВЬ И СПОРТ ваша группа!

Ладно, до встречи перед сценой. Пойду, поищу Ice-T. Панк Не Dead!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета