статья


FM-радио
FM must die!



Я, пожалуй, не могу заявить, что FM-радио является главным средоточием зла на этой планете. Если говорить об определенных шумах, то и дело раздающихся, когда вы включаете свой приемник в режиме FM-диапазона, то сами по себе они достаточно безвредны для нормального человека. Все зависит от того, с какой целью вы включаете приемник. Конечно, FM-радиостанции, по сравнению с телевизионными каналами, причиняют человеку намного меньший вред. Но я, за время своей работы на радио, встречал достаточно большое количество людей, на первый взгляд вменяемых, которые утверждали, будто они — "фанаты радио". Это означало, что они слушают радиостанции (чаще одну, максимум — две) практически круглые сутки. Это означало, что они знают поименно всех ведущих этой станции, кто как выглядит, кто где одевается (вот это особенно смешной пункт). Это означало, что они помнят (!!!), когда у кого из "ди-джеев" день рождения. Именно эта категория потребителей третьесортного FM-продукта убеждает всех остальных, более равнодушных, что FM — это модно, прогрессивно (!!!), а радиоведущие — это полноценные "звезды" шоу-бизнеса. В итоге в обществе сформирована подобная точка зрения, имеющая статус аксиомы.

Всемирная декларация прав человека (или как там называется этот смешной документ, на который не обращает внимания ни одна страна и ни один режим?) гарантирует каждому индивидууму свободу выбора. На деле же этой свободой пользуется "большинство", а "личность", как обычно, в общем празднике жизни не участвует. Если все мы говорим о свободе выбора, то FM-радио — это явление преступное, поскольку все до единой станции, которые работают сегодня на "рынке" (опять забавное слово), продают потребителю бульонные кубики. Говоря о качестве работы радио, можно оперировать исключительно термином "с технической точки зрения". Да, с этой, безусловно, самой важной, точки зрения — все безупречно. Я слышал даже, будто на одной из самых "технически безупречных" станций ввели штрафные санкции за "некрасивый микс". Это круто. Эту фишку следовало бы запустить в сеть, чтобы те пятеро потребителей FM-продукта, знакомые со словом Интернет, в очередной раз поняли, какие серьезные профессионалы работают на белорусских радиостанциях.
Мне кажется, что популярность и внимание к FM-радио в Беларуси несколько преувеличено. На самом деле, уже никому давно не интересно читать интервью с ведущими "ди-джеями" страны, поскольку их, простите, нет. Как сказал один мой друг, сам в прошлом весьма популярный радиоведущий, "ди-джей — этот тот, кто крутит пластинки, а не тот, кто нажимает на кнопки". Мне, например, достаточно неприятно, когда меня называют "ди-джеем". Я предпочел бы, чтобы меня называли автором или ведущим конкретных программ. Слово "ди-джей" дискредитировано невероятным количеством людей, прошедших через FM за последние пару лет. Кто-то из них был по-своему интересен, но при их помощи уже даже FM-фанаты стали считать, что для того, чтобы работать на радио, ничего не надо уметь делать (не забывайте про некрасивый микс). Ну, на самом деле, как можно серьезно относиться к тому, что на каждой (!!!) радиостанции весь день тот же самый полудурок-фанат слышит одни и те же политкорректные шутки и истории о том, что "в Минске два часа и четырнадцать минут". Давайте вместе с Вами попробуем сосчитать, сколько за последние, допустим, три года возникло авторских программ? Не тех, в которых "ди-джеи" шутят искрометно, выслушивают приветы или горячо восхваляют одежду из офигенно народного бутика, сами одеваясь на рынке минского стадиона "Динамо". Я имею в виду авторские программы, которые ведут не "звезды", а люди с мозгами, которые владеют темой. "Звезды" на радио, как правило, ведут заказные рекламные программы и за деньги. Я не уверен, что в числе "звезд" сегодня найдется три-четыре человека, которые слышали где-то имена Диаманды Галас или Уэнди Уильямс. "Звезды" — люди, делающие культуру. Пусть кто-то со мной поспорит, но сегодня только "Радио Стиль" имеет пачку отличных программ, интересных тем людям, для которых никто из моих уважаемых коллег никогда не работал. А знаете почему? Потому что в программах "Стиля" исключен практически полностью элемент той дешевой развлекаловки, которая якобы помогает заработать страшные деньжищи. Потому что программы там делают не "радио-звезды", а люди ум-ны-е.
Только, ради Бога, не примите это за патриотизм. Его нет в помине. Вы не могли не обратить внимания на то, что, говоря о "Стиле", я говорил только об авторских программах. Это от того, что мне неинтересно говорить о, допустим, новостях или о линейном эфире. Про новости, надеюсь, все понятно? Знаете, можно читать новости очень мужественным голосом и даже насупив брови, от этого они интереснее не станут. Ладно, пусть о новостях говорят наши доблестные информационщики, для большинства потребителей — это как шум в FM-диапазоне. А что касается линейного эфира на "Стиле" — он может кому-то нравиться, кому-то нет. Я же лично отношусь к нему, как к киселю — я люблю клубнику, но зачем же ее пить? Просто я, говоря слово "альтернативный", имею в виду противопоставление "мэйнстриму", а поколение MTV считает LIMP BIZKIT суперальтернативной командой, потому что так сказал "ди-джей". Соответственно, я не могу называть ситуацию с форматом радиостанции иначе, как профанацию стиля (не в смысле "радио") и замену объективных понятий на суррогаты, созданные в наших нищих условиях. Ни в одной цивилизованной стране, знакомой не понаслышке с термином "культура", никогда не отнесли бы музыку, считающуюся в Беларуси прогрессивной и альтернативной, к таковой. У нас, однако, и ЧИЧЕРИНА, и НЕО попадают в категорию "альтернатива" с легкой руки горстки профанов, объявивших себя в рамках тусовки выдающимися теоретиками современной музыки. BAD SEEDS, RADIOHEAD, SONIC YOUTH, RAMONES, NOFX, Diamanda Galas, Iggy Pop — все либо большинство произведений этих и десятков других исполнителей на минских FM-станциях считаются неформатными. Знаете почему? ПОТОМУ ЧТО НА ЭТОЙ ГРУЗЯЩЕЙ И СЛОЖНОЙ МУЗЫКЕ НЕ ЗА-РА-БО-ТА-ЕШЬ!!! РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ НИКУ КЕЙВУ, БРЕТУ ГУРВИЦУ, ДЖЕЛЛО БИАФРЕ И МНОГИМ ДРУГИМ (надеюсь, эти имена вызовут какие-то ассоциации).
Итак, теперь вы понимаете, что наш FM ставит перед собой одну-единственную цель — бабло. Тогда к чему все эти разговоры о творчестве и прочее барахло? Я считаю, что в таком случае право озвучивать свою точку зрения, допустим, в прессе, имеет только лишь Хозяин той или иной станции. Несколько смешно, когда "ди-джей" рассказывает о творческой работе и своих бесконечных встречах с интересными людьми, а также (сейчас самое смешное!) о чудной команде, которая вместе с нашим рассказчиком заколачивает "капусту" для Хозяина и делает это очень творчески.
Знаете, чтобы "ди-джеи" производили впечатление умных и начитанных людей, на одной из FM-станций сотрудников обязали готовить сценарные планы на неделю вперед. То есть, тот "импровизационный" бред, которым обычно засоряют наши мозги, еще и должен был быть написан на листе бумаги. Что-то около 70 % выходов в эфир должны были обязательно содержать цитаты из классиков. То есть, что-то около 4-5 раз в течение часа ведущий цитировал великих. Могли получиться отличные выступления: "В нашем любимом городе 17 часов и 32 минуточки, друзья мои! Только что прозвучала замечательная песня Валерия Меладзе "Красиво" и это напомнило мне золотые слова Антона Палыча, который как-то обронил, мол, все, говорит, обязано быть прекрасно в человеке — и душа, и мысли, и одежда от "Штайльман" — фирменная секция в ГУМе, вход справа". Растяните еще рот в обалденно доброжелательной улыбке и произнесите все это — почему вы не можете быть "ди-джеем"? А главное, у молодого рабочего тракторного завода сразу возникает ощущение, что вы лично знакомы с Палычем (если он "доехал", про кого вы) и одеты в последнюю коллекцию Штайльман. У нормального человека — что вы клинический идиот.
Недавно я разговаривал с одним очень творческим человеком, который мне сообщил, что "Стиль" крутит не ту музыку. Не ту, блин, и все тут! Затягиваясь сигаретой отечественного производства, он объяснил мне, что богатые люди не любят альтернативную музыку. Он рассказал также, что дома-то он, безусловно, слушает музыку страшно умную (и, наверное, даже перечитывает Шопенгауэра), и почему-то привел в пример SEPULTURA и Мэрилина Мэнсона. Но на работе он прекрасно улавливает конъюнктуру рынка, поэтому и рассказывает про минское время за 80 у. е. уже пять лет.
Мне задали вопрос — почему я считаю плохими станции, которые слушают тысячи людей? Вопрос несколько некорректен, но я отвечу. Я не считаю их плохими — Я СЧИТАЮ ИХ ОТВРАТИТЕЛЬНЫМИ! Что касается тысяч людей — для вас этого достаточно, чтобы сформировать собственную оценку того или иного явления? Почему, когда 83 (кажется) % голосуют "за", в вас закипает волна негодования? Почему, когда большинство решает за вас, как вы будете жить ближайшие 5 лет — а это ведь очень много, правда? за это время можно даже успеть умереть, — вы возмущаетесь? Почему же, когда, в угоду большинству, вас пытаются накормить некачественным продуктом, вы принимаете это, как неизбежное и, даже, как нечто приятное?
Наши радиостанции взяли на себя роль корпораций, на самом деле ими не являясь. Пока. Хозяева радио искренне считают, что весь шоу-бизнес, вся музыкальная индустрия существуют с одной конкретной целью — сделать богаче господина Х. Поэтому каждый из них озабочен построением собственной — большой или маленькой — но империи. Людям, работающим на радио, навязывается корпоративный дух, потому что только так можно держать их под контролем. FM-радио в Беларуси — первые шаги построения корпоративного государства. Радио уже взяло на себя миссию заполнения вашей жизни, а вы этого и не заметили.
Я считаю, что радио в том виде, в каком оно существует сегодня, является очень серьезным и недооцениваемым злом. Радио не должно и не может находиться в зависимости от государства и государственной идеологии и политики (экономической в том числе). FM-вещание должно быть свободным от политических игр и государственной монополии на эфир. Ни для кого из моих, так сказать, коллег не секрет, что сейчас в стране полным ходом идет передел FM-рынка: политкорректность — очень актуальный в наше время термин. За ее отсутствие (либо просто за прижимистость) можно поплатиться и лицензией. Так что мы на пороге новой FM-революции. Которая уже никого не интересует…

Алексей ПРОТАСОВ

© 2005 музыкальная газета