статья


I. N. S.
Его Величество I. N. S.

Inspectah Deck -- самый волнующий членсемьи WU, который блистал на всех альбомахWU-TANG CLAN. Его сольник должен был выйти еще в1994 году, но задержки постоянно отбрасывалидату релиза все дальше и дальше в будущее.Это сделало Инспектора одним из самыхожидаемых деятелей хип-хопа, ведь еще споявлением дебютного альбома WU он взрывалмозг слушателя своими лирическими "атомнымибомбами", оставляя зарифмованные "С4"на сольных альбомах своих собратьев и такихзнаменитостей, как Big Pun, GANG STARR, Noreaga, 2Pac, PeteRock, 7C AND ESOTERIC. Кто же этот человек, называющийсебя “Его Величеством I. N. S.”, заставившийсвоих поклонников ждать целых шесть лет?

Джейсон Хантер (Inspectah Deck aka Rebel Ins) родился вКингсбридже, одной из секций Бронкса, Нью-Йорк.Его семья переехала в Восточный Нью-Йорк,когда Инспектору было 12 лет, обосновалась вСтатен Айленде. Именно там, обучаясь всредней государственной школе, онпознакомился с Кори Вудсом (Raekwon), ЛамонтомХокинсом (U-God), Клиффордом Смитом (Method Man) и Д.Хиллом (Cappadonna). В школе Инспектор не был вкругу самых лучших учеников: “…Да, япрогуливал и все такое. Но зато я былспособным учеником. Если учитель что-тообъяснял, то я вмиг все схватывал. Мнепомогал здравый смысл”. Это же природноекачество помогало ему играть в качествезащитника в футбол и форварда в баскетбол.

Инспектор рос в одном из самых ужаснейшихмест города, который никогда не спит, там,где обитает рабочий класс, где самоедешевое жилье, где каждый второй алкоголикили наркоман, где улицы насквозь пропитаныкриминалом. Это естественно, что пареньиспользовал свои вербальные способности инарастающий протест, чтобы начатьрифмовать. Он душой и телом погрузился в хип-хоп,посещал все андерграундные рэп-выступления(Mr. Magic, AWESOM TWO) и пробовал себя в разныхстилях искусства владения словом.Задумчивый и внимательный Дек вскорезнакомиться с Rza, Gza и Ol' Dirty Bastsrd, которые,переехав в Статен Айленд, привезли с собойсвой бруклинский стиль. Gza дал Инспекторуочень важный урок: “Genius раскрыл мне тайнусвоего сокровища: он сказал, что, когда тыпишешь свои строки, вспоминай школу. Когда-тона уроках английского мы писали сочинениесо вступлением, основной частью текста иконцовкой. Я взял на вооружение этотпринцип: вступление, основная часть,концовка, и начал писать. Поэтому, когда ячитаю фристайл, может показаться, что яраскрываю историю. Я просто понял, как надосоединять предложения. Я взял базовыешкольные навыки и применил их в деле”.

Но вплоть до записи первого сингла WU-TANG CLAN“Protect Ya Neck” в 1992 году рэп не был дляИнспектора способом добычи денег. Послеэтого он понял, что слова помогут ему выжить,ведь он увидел в этой новоиспеченнойхардкоровой команде что-то эдакое: “Язанимался рэпом на протяжении долгих лет,мы сложились и своими силами запустили этоттрек, пытаясь добиться чего-то. На самомделе не песня свела нас всех вместе, чтосвойственно другим группам; они идут каждыйсвоим путем и даже не знают друг друга,просто пишутся вместе. Их знакомит,сближает песня, но правда-то одна: вне сценыони не общаются. У нас же все было сточностью до наоборот”.

Таким образом, в 1993 году WU выпускаютдебютный альбом “Enter THE WU-TANG: 36 Chambers”.Инспектор появился в шести из тринадцатипесен, мастерски продемонстрировав свойлирический талант.

Он сумел зацепить массыавтобиографическим текстом в песне “C. R. E. A.M.”. Это история двадцатидвухлетнего пацана,который, ничего никогда не имея, пыталсявоплотить свою мечту в реальность. В 15 летугодив за решетку, он понимает, что жизнь вклетке ничем не отличается от жизни насвободе. В поисках ответов на волнующие еговопросы парень обращается к матери и узнает,что только тяжелый труд способен удержатьчеловека на ногах. Свое появление Декзаканчивает сожалением о том, что молодежьотдает предпочтение не его слову, анаркотикам и алкоголю.

В треке “Da Mistery Of Chess Boxin” Инспектор Декпредстает перед нами в образе царя, “поджигающегомикрофоны”, мастера, “владеющегомножеством словесных стилей”. Он говорит,что плыть по течению, закрывая глаза на всето, что творится вокруг, равносильно езде вавто “с пьяным в доску водителем”.

В 1994 году Инспектор появляется насольнике Method Man’а в его психоделической “Mr.Sandman”. Мы узнаем о том, как мощная лирикаДека “оставляет на микрофонах ожогитретьей степени”, что никому не избежатьего ударов “с силой шара для боулинга”.

Не обидел он своим появлением и “Liquid Swordz”Gza, где читал на двух треках -- “Cold World” и “TheDuel Of The Iron Mic”. В этих песнях Инспекторповедал нам о глупых мечтах, из-за которыхлишают жизней, о взрослых, обезумевших отнаркотиков, коррумпированных полицейских,так и норовящих, получив взятку, оставитьнастоящих злодеев безнаказанными, о детях,которые не считаются больше детьми, ведь уних в груди больше нет сердца, разум ихослеплен иллюзиями, дурными деяниямистарших, о том, как порой невинными жертваминелепых поступков становятся совсеммаленькие обитатели улиц…

В 1995 году Инспектор демонстрирует свои “острые,как бритва, мысли” на альбоме Raekwon'а в саге"Gillotinz (Swordz)", парализуя критиков своимихитами, “подавляя любителей, которыекричат, будто бы придерживаются реальности”с помощью настоящей правды.

В 1996 году он “излучает свет для немых ислепых” в песне “Assassination Day” на сольникеGhostface Killah.

Через год появляется второй шедевр отшаолиньских монахов “WU-TANG Forever”, которыйсодержал несколько сольных треков, средикоих была и песня Инспектора. Композиция“The City” рассказывает о хитрых устройствахгородских джунглей, где приходитсяпередвигаться со сноровкой обезьяны,вылитой из железа, где погибает тот, ктоаппетитно мошенничает. Дек призывает “вырыватьсяиз ментальных тюрем”, говорит, что еслиодно из грядущих сражений станет для негофатальным, то он, уходя, заберет с собой покрайней мере четыре десятка чертей.

В песне “A Better Tomorrow” раскрываются тайнынесправедливости Нового Мирового Порядка,который казнит не только мужчин, но женщин идетей… инспектор благословляет каждого,кто “жаждет знаний, пытается достучатьсядо всего мира в целом, сломить оковы сна”,он презирает тех, кто использует вкорыстных целях дар дьявола -- способностьврать, изрекать словесный мусор. Такие нестремятся сиять, все, что им нужно,ограничивается деньгами и женщинами.

На золотом сборнике “WU-TANG Killa Bees: The SwarmVol.1”, устраивая облавы своими битами,оставляя миллионы глаз широко открытыми,штормя толпы, нянча рифмой умы слушателей,уличный воин Инспектор Дек засветился вдвух песнях “Execute Them” и “S.O.S.”.

И вот, наконец, мы подошли к тому моменту,мечту о котором лелеял не один ценительрэпа, к 5 октября 1999 года, к дате выходасольного альбома бунтаря “Uncontrolled Substance”. 17песен диска не разочаровали тех, кто ждал их,ни в музыкальном (настоящий Восток), ни влирическом (набор тематик разнообразен: отметафорических репрезентов доинтеллектуальных раздумий, от любовныхисторий до уличных саг; все это скрепленоотменной рифмой) планах. Гостевые появленияLa The Darkman, Baretta, Killa Sin, Streetlife, U-God, Masta Killahпридали этой работе своеобразный колорит.

Пластинка начинается с заводного трека“Movers And Shakers”, где городской стиляга Дек,стихи которого “были найдены рядом состанками динозавров”, “вокалом пробиваяпуленепробиваемые стекла”, проникаяглубоко в мозг слушателя, призывает ни вкоем случае не останавливаться, продолжатьсвое дело. Эта песня посвящается темпацанам улиц, которые в скором временистанут царями.

Вы устали от испытаний и страданий,кажется, что жизнь -- сущий ад? Мечтаетесбежать в мир за гранью воображения?Инспектор поможет: он поднимет вас туда. Такначинается песня “Elevation”, песня,благословляющая детей, чьи разбитые мечтыневозможно собрать обратно. Декрассказывает о своих родных уголках, гдеправда искажена до неузнаваемости,молодежь не ценит ничего кроме денег, гденикто не верит в существование рая.Инспектор же, “используя музыку, чтобыобучать”, творит шедевры в ожидании тогомомента, когда произойдет полноевозвышение.

“Trouble Man (Sign Of The Time)” -- это путешествие в текрая, где тяжелый груз жизни превращаетдетей в наркоманов, вынуждает не говорить ореальности, а кричать, где никто даже и несобирался менять правила, где все стремятся“накопить добра, дабы сбросить оковы” злараз и навсегда, где мгле нет ни конца, ниначала, где кто-то гибнет за чужие проступки,а кто-то пытается осилить еще одну милю ксвободе. Inspectah Deck не жалеет о сделанном имкогда-то выборе нести знания. Однаждырожденный на улице, он остается с нейнавсегда, ведь он женат на ней, она и естьвся его жизнь, каждую минуту, каждый ее часон ценит и будет ценить до тех пор, пока силыне покинут его.

Страшные времена даже честных людейтолкают на преступления. Это не обошлостороной и Inspectah Deck, но вера в Бога, егобесценное справедливое знание, егосокровище помогло ему поборотькриминальные начала. Он понял, что знания --это ключ от потаенной дверцы в ментальноесовершенство. В треке “Show And Proof” он говоритоб этом, он говорит, что в каждом из нас естьбожественная сила, призываетпродемонстрировать, доказать еесуществование, призывает поднимать свойразум на духовные высоты и сиять, как сияетсам Господь Бог.

Инспектор как истинный воин WU не могупустить проблему фальшивых эмси. “Словноалмаз сияя” в мире “лютого мороза”, оннаходит многих мастеров слова настолько “слабыми,что им нужны аппараты для поддержании жизни”,называет их “хамелеонами, которые играютне в ту игру, изменяются, когда драмаразгорается”. Представляя тех, кточрезвычайно беден, в песне “9 th Chamber” он вызывается добровольцем навстречу с лидером лживых эмси, желаяпокончить с пагубным хип-хоп-беспределом.Сражаясь с источником слепоты, Декпредлагает псевдолирикам сдаться по-хорошему,оставить рэп в покое, ведь его острыевербальные пули всегда попадают точно вцель, а значит, спастись невозможно.

Инспектор Дек -- один из немногих MC, укоторых одинаково хорошо получается писатькак об ужасных реалиях улиц, так и олюбовных приключениях, выдерживая их влучших традициях стиля. Яркий пример тому --три песни альбома: “Forgot About Me Not”, “Lovin’ You”и “Femme Fatale”. Inspectah Deck рассказывает такреалистично и красиво, что можно подумать,будто бы это подлинные истории из его жизни.“Femme Finale” -- рассказ о роковой женщине, “прекрасной,как дикий цветок, сладкой как яд”, передобаянием которой не устоит ни один мужчина.“Forgot About Me Not” -- это три совершенно разныеистории флирта. В первом куплете Инспекторзавоевывает сердце настоящей принцессы, “вокеане любви которой тонут корабли”,выделяющейся своей совершенной внешностьюи стилем из толпы. Затем он оказывается подругую сторону баррикад: пытается устоятьперед соблазнами бывшей леди мафиози.Поддавшись ее чарам, упав в ее объятья, егогерой падает на землю после выстрела вспину. Героиня третьего куплета --таинственная незнакомка, которая нарушилапокой Инспектора, названивая ему и непредставляясь, передавая воздушные поцелуии тяжело дыша в трубку. На этот раз всезакончилось хорошо -- они встречаются.

“Uncontrolled Sudstance” закрывает песня “The Cause”.Ради чего ты живешь? Ради чего рискуешь?Ради чего придерживаешься каких-то идей?Ради чего стремишься к чему-то? Задаваятакие вопросы слушателю, Инспекторнадеется, что все это делается ради дела, воимя каких-то высоких идей.

Итак, поклонники настоящего рэпа получили-такито, чего так долго ждали, и даже больше, каксказал сам Дек: “Ты получаешь больше, чемпредполагает заплаченная тобой цена”. Иэто на самом деле так: этот диск приводит ввосторг всех, это настоящий шедевр, пламякоторого будет пылать, как вечный огонь, ещемного-много лет.

Но в чем же секрет Inspectah Deck, ведь он,казалось бы, читает о тех же вещах, что иподавляющее большинство хип-хоп-деятелей?Что же присуще этому парню, что отличает егоот других? В одном из своих интервью онраскрыл карты: “Я даю людям те же драмы, теже дилеммы, что и другие. Я рассказываю о техже вещах, что творятся в нашем мире, но япреподношу это в чистой форме. Я делаю этотак, чтобы было понятно. Например, вместотого, чтобы говорить: “Я вмазал этому уродуприкладом”, я читаю что-то совершеннодругое, что-то вроде “подкатил, его дыханиеощутил, за воротник схватил, затем ослепил”,короче что-то другое. Именно в этомвыражается созидание. Вот ради этого я изанимаюсь рэпом, делаю его для тех, ктоценит это”. Эти слова звучат как совет тем,кто относит себя к творческой стороне рэпа.Сила слов необычайна, хорошая лирика можетзаставить людей думать, вызывает у нихкакие-то чувства. “Да, это есть знание, амудрость помогает обрести понимание, --говорит Дек. -- …Моя цель не просто читать, аделать это так, чтобы вы могли понять.Поэтому мудрость должна быть молниеносной.Так как слова могут быть жесткими илимягкими. Они могут быть реалистичными илисюрреалистичными, абстрактными илипростыми.”

Алаб

© 2005 музыкальная газета