…И Друг Мой Грузовик
К MTV относимся нормально (окончание)


Окончание. Начало в "МГ" № 40

-- Как вы вышли на компанию Мистерия звука?

Антон: Должен же был, в конце концов, хоть один нормальный российский лейбл взяться за выпуск нашего дебюта. Нас не удивляет, что находятся нормальные люди в нашей стране, которым не стыдно выпустить такую музыку. Почему-то не спрашивают у звукозаписывающих лейблов, не стыдно ли им выпускать певца с именем Центнер, которого невозможно слушать.

Говорить о каких-то аспектах сотрудничества с Мистерией Звука мы не можем. Они выпустили наш альбом, и на этом все наши дела с ними закончились.

Лена на рубеже этого года и прошлого с рюкзаком полным дисками с записью уже альбома, ходила по Москве и предлагала всем лейблам. Всем, кому мы предлагали сотрудничество, почему-то сбежали в кусты. Наверное, их испугал сырой и необычный звук нашего релиза.

-- Даже альтернативная компания FeeLee вас не взяла под свое крыло?

Елена: По рассказам многих друзей из Москвы и Питера, которые были как-то связаны с FeeLee, перспективы сотрудничества с ними были не самые радужные.

Антон: FeeLee не проявляет к нам интерес. Не спешат нас никуда приглашать. Хотя ее представители были на наших концертах. А мы такая группа, что не любим себя слишком уж навязывать кому-то. Мы искали более выгодные стороны сотрудничества с каким-нибудь лейблом. И вот Мистерия была первой компанией, которая буквально без раздумья, безоговорочно, взялась за выпуск нашего альбома. Если посмотреть каталог фирмы, то там много таких релизов, которые на фиг непонятно кому нужны. В хорошем понимании этого слова. Я рад, что они выпускают архивные альбомы групп ИВАН-ДАУН, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Много новых, неизвестных команд. ВА-БАНКЪ, я знаю, они сейчас хотят выпустить. Это только им плюс.

-- Кому из отечественных групп вы симпатизируете?

Антон: Мы просто расплываемся в улыбке, когда видим выступление питерцев MARKSCHEIDER KUNST. Самая позитивная, солнечная и веселая группа во всей России. Теплые чувства питаем к группе TEQUILAJAZZZ. Для меня это как PINK FLOYD в российской альтернативной музыке. Достаточно монументально, достаточно альтернативно. Очень сильная смысловая сторона. Может, мы в чем-то с ними не согласны или не часто слушаем их альбомы. Но наши пути пересекаются на концертных площадках, и мы всегда с удовольствием их слушаем. Много групп такого поп-рока в хорошем смысле этого слова: PEP-SEE, 2ВА САМОЛЕТА, S.P.O.R.T.

Елена: Питерская группа КАРТЕЛЬ, которая на самом деле украинская. Из Донецкой области. Но сейчас она по праву считается питерской. Сильное впечатление производит. Прошлым летом и этим мы играли с ними в клубе "Молоко". Получили большое удовольствие от их выступления. Они сильно возмужали с последней нашей встречи.

-- Вот ты говоришь, что плохо обстоят дела с музыкой на Украине. А ведь в Киеве часто проходят фестивали. Вот Рок-точка", "Чайка", "Просто рок"...

Антон: "Просто рок" это такой мини-"Maxidrom"... Тавтология какая-то -- мини, макси... Там выступают группы такого плана как ОКЕАН ЕЛЬЗИ, GREEN GREY, ZDOB SI ZDUB. Стандартный "суповой" набор из шести-восьми команд, которые качуют с фестиваля на фестиваль. Начинающим коллективам туда не пробиться. Дело в том, что, если многие молодые российские команды, та же НЕБО ЗДЕСЬ, публике известны по клубным выступлениям, то на Украине такого нет. Фестивали есть, а клубов нет. Стартовая площадка для молодых групп отсутствует. Черниговская команда ДИМНА СУМIШ, которую мы заметили года два назад, сейчас сотрудничает с известным киевским саунд-продюсером Евгением Ступка и его студией "Столиця Звукозапис". Человек сделавший саунд ОКЕАН ЕЛЬЗИ. К которому приезжали записываться Земфира, МУЛЬТFИЛЬМЫ, МИХЕЙ И ДЖУМАДЖИ. Мы рады, что в его поле зрение попала такая, скажем, некоммерческая группа. Они играли перед нами на "Рок-точке". Группа очень достойная. Играющая совсем некоммерческий рок. Только сейчас они стали более-менее известны, не знаю, правда, благодаря сотрудничеству с Женей или нет. Но этого мало. В Киеве их знают, а в Днепропетровске нет.

-- Помимо музыки, чем "грузовики" занимаются в жизни? Ведь альтернативной музыкой много денег не заработаешь...

Антон: Стараемся ничем, кроме музыки, не заниматься. Стараемся зарабатывать на жизнь только музыкой, не знаю, альтернативная она у нас или нет. Все наши заработки, не касающиеся музыки, сведены к минимуму. Не шикуем, но и не пропадаем. У нас есть репетиционная точка, и мы загружены ежедневным музицированием. Перебрать какие-то временные заработки не составит особого труда. Они простираются от продавца пирожками на улице до рабочего на заводе. Список очень длинный и оглашение его займет кучу времени.

-- Поддерживаете ли вы отношения с "РокДержавой"? Ведь они были первые, кто на вас обратил серьезно внимание из московских компаний.

Антон: "РокДержава" достаточно смешная и милейшая организация. Милые и безумные, в хорошем смысле слова, люди. Когда у них идеи, скажем, не совсем безумные, то с ними легко работать. Они чудаки не от мира сего. И с ними порой сложно найти общий язык нормальному человеку. Как-то адекватно их воспринимать. Но они молодцы. В стране мало кто берется помогать неизвестным группа. Дает им сцену, сборники выпускает с их музыкой. "Рок-точка", между прочим, такая же организация. Они чем-то схожи. Все реальные предложения, которые подходят под нашу планку, как, например, фестиваль "За мир на Кавказе", где мы играли рядом с грузинскими, армянскими и московскими группами, мы принимаем с удовольствием. "РокДержава" все делает на свои деньги. Они нам очень помогли в свое время. "Держава" были первыми, кто пригласил нас выступать в Москву. Так как многие от нас отнекивались. "РокДержава", "Антропология" и "Учитесь плавать" - три организации которые сказали нам "да".

-- А клуб "Китайский Летчик Джао Да"?

Антон: Ты не поверишь, но это был первый наш московский отказ.

Елена: Когда я его получила, у меня случился шок.

Антон: Сейчас мы с ними в хороших отношениях. Мы не любим это вспоминать. Им сейчас стыдно. Они осознали полностью свою ошибку.

-- Как зародилась ваша дружба с сайтом правильной музыки "Не попса", на котором, до выхода дебютного альбома, прошли презентации некоторых песен?

Антон: Тоже интересная организация. Не безумная, как "РокДержава", но тоже довольно странная. Дружба сними, по-моему, с "Антропологии" началась. Сейчас уже точно не помню. Может, это было и в клубе каком-нибудь. Их журналист Сережа Степанов отслеживает, отсматривает какие-то новомодные явления, течения, и где-то увидев нас, он нас и запомнил. Мы ему благодарны за его рецензию на наш альбом. После сахарно-приторных отзывов со всех сторон об альбоме, хотелось услышать реальные упреки о недостатках нашего дебюта. И он нам их подал в полной мере. Списываемся мы с ним нечасто. Он то появляется, то снова пропадает.

-- Раз уж мы заговорили об Интернете, то хотелось бы узнать, кто у вас занимается сайтом группы, на который так приятно заходить?

Антон: У нас есть веб-мастер из Днепропетровска, которого мы периодически снабжаем новостями.

Елена: Поначалу мы сами поддерживали сайт. Правда, коряво. Нашли человека, который нам сказал, что разбомбить наш сайт плевое дело и предложил свои услуги.

Антон: Нам очень удобно иметь веб-мастера, с которым мы в хороших приятельских отношениях. Иногда встречаемся с ним за чашкой чая. Ведь до него сайт мы могли обновлять только из Днепропетровска. Когда мы уезжали на запись, он молчал около двух месяцев.

-- В дальнейшем вы так же собираетесь играть втроем?

Елена: Нас не трое. Нас пятеро. Ты про меня забыл и про нашего концертного звукооператора Эда Горшкова. Для нас это была настоящая находка. Как для меня была находка Антон, Славик и Вова.

-- Давайте начнем с того, откуда появилась Елена.

Антон: Первоначально группа создавалась как разовый проект для выступления на фестивале "Карьера" в Днепропетровске. На тот момент мы имели разные роды занятий. Я приехал из города Киева, где тогда жил. Интересно было попробовать. Получилось, что собрались мы втроем. Больше музыкантов не было. Мы не думали, что это зайдет дальше одного выступления. А Лена - это был человек, который нас практически всех познакомил, являлась таким негласным инициатором этого проекта. Нам ничего не оставалось делать, как пригласить ее в первую нашу поездку по Москве, как директора группы. Тем более, на "Карьере" она нас яростно защищала. Отбивала, когда кто-то пытался лезть без очереди. Или когда были другие ущемления наших музыкальных прав. Нам очень понравилась она. И больше без нее мы никуда уже не совались.

Эд появился у нас на концерте в клубе "Вермель", организованный как раз "РокДержавой". Знакомство наше состоялось на сцене, когда он вышел и сказал, что мы очень долго копаемся, что нам еще гитару, клавиши надо озвучивать, а вы тут со своей бас-гитарой не можете разобраться. Мы ему в ответ сказали, что у нас только бас-гитара и что ему вообще стоит помалкивать, так как перед ним суперпупермузыканты из Украины.

Елена: До этого мне приходилось бороться на концертах практически со всеми звукооператорами. Меня всегда отодвигали в сторону и говорили, чтобы я не мешалась под ногами.

Антон: Обычно звукорежиссеры в клубах говорят, что нам надо то, надо се, датчики, батарейки. А это был первый звукорежиссер, который сказал, что нам больше ничего не надо. Оставайтесь в таком составе. И предложил себя в качестве концертного звукорежиссера группы. Так оно все и пошло. И спустя две недели Эд уже приехал на наш украинский концерт в Запорожье и теперь постоянно сотрудничает с нами. Порой, выбирая нас в противовес своей работе. Ведь он известный звуковик в Москве. Работает с Людмилой Зыкиной, с каким-то Краснознаменным оркестром, Найком Борзовым, МЕГАПОЛИСОМ, ТАТУ. Правда, бывали и у него неудачные концерты с нами. Но все мы грешные люди. Были шикарные. Мы стараемся не терять друг друга из поля зрения.

Елена: Он профессионал своего дела. Заканчивал учебное заведение именно по классу звукорежиссуры. Он не музыкант. Он не умеет играть ни на одном инструменте.

-- Так все-таки, вы и в будущем собираетесь играть втроем?

Антон: Мы бы не хотели давать обещания. Мы уже поймали себя на слове, что не нужно болтать. Когда-то мы зарекались никогда не выпускать альбомы и даже пассивно участвовать в шоу-бизнесе. Но мы были втянуты в это. И ни о чем не сожалеем. Угрызений совести нет, а наоборот, даже рады, что дали хорошую пищу для мозгов кому-то, выпустив свой альбом. Когда-то мы кричали, что будем строго концертной группой. Сейчас тоже глупо кричать, что мы будем играть исключительно втроем. А если издохнем, изыграемся, сотремся в порошок? Сядем и скажем: "Все! Мы втроем не в силах больше извлечь ни одной новой ноты, которые мы играли на наших пяти альбомах, в наших 115 песнях". И тогда мы начнем экспериментировать. И возможно пригласим еще одного музыканта.

Тот же Алякринский при записи нашего дебюта, в один определенный момент предложил в песне "Колеса" использовать перкуссию и даже сам взялся за продюсирование. Тут же был приглашен Егор из MARKSCHEIDER KUNST с какими-то там-басами, и все было записано. Получилось спонтанно. И симпатично, на наш взгляд. На новый альбом у нас тоже есть определенные задумки.

Елена: Но то, что на нем не будет гитар -- это точно. Мы даже хотели сделать несколько лет назад акцию в Украине "Рок против шестиструнных гитар". Пригласить аналогичные нашей группы. DISCIPLIN A KITSCHME из Югославии, которая играет таким же составом, как и "грузовики". И американцев MORPHINE. У них тоже такой же состав плюс саксофонист. Но, к сожалению, в 1999 году умер от сердечного приступа лидер этой группы, басист, вокалист Марк Сендмен. И не то, чтобы это как-то повлияло на проведение мероприятия... Все было на грани стеба. Широкому кругу людей эти группы неизвестны, поэтому было рискованно проводить такую акцию.

Антон: Не то, чтобы аналоги. Честно говоря, нам по фиг, кто на чем играет. Например, московская группа МАРИМБА ПЛЮС играет на различных акустических инструментах. Настолько оригинально, что аж дух захватывает. Такой камерный рок или даже джаз. Мне не важно, на каких инструментах кто играет, главное, что это оригинально. Необычно.

Просто если ты знаешь, что где-то у тебя есть брат-близнец, которого ваша индийская мать потеряла тридцать лет назад, ты будешь его искать всю жизнь. Чтобы потом, в конце концов, сравнить свое родимое пятно и обнявшись, подобно тому, как это происходит в клипе группы ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА, зажить вместе долго и счастливо.

Нам интересно было бы встретиться с DISCIPLIN A KITSCHME. Они играют несколько иначе, чем мы. Но в целом, что-то общее с ними у нас есть. Хотя поет у них темнокожая барышня, а у басиста целая гора примочек.

-- От звукооператора клуба "Fish Fabrique" слышал, что вы в концертном варианте в сто раз лучше звучите, чем в записи. А вы сами где себя лучше чувствуете?

Антон: И записи и концерты -- все интересно. Когда мы проиграли три года одни концерты, попасть в нормальную студию, к нормальному звукорежиссеру было для нас необычно. И чувства, которые мы испытывали, когда приходили вечером домой после студии были совершенно другими, нежели те, что мы испытывали после концерта. Я отчасти согласен с этим его высказыванием. Если ты заметил, на обложке диска есть такая пометка, к сожалению, там не разборчиво написано: Мистерия с типографией немного подвела, в которой сказано, что данная запись -- путеводитель по нашим концертам. Альбом, скорее всего, предназначен для тех людей, которые хотят освежить в памяти выступления "грузовиков", на которых они были. Потому что после каждого нашего концерта подходят люди и спрашивают наши записи. Люди хотят дома послушать и пережить заново какие-то моменты. Мы не считаем себя студийной группой, ведь те эмоции, которые творятся во время выступлений, невозможно запихнуть в маленькую частичку дат-кассеты. Более яркое впечатление от группы можно получить только на концерте. Пока мы молоды и энергичны. Пока у нас хорошо работают суставы. Не съедено курением сердце. Хотя я и не курю. В отличие от остальных.

Елена: Зато все трое не пьют. Даже пиво.

-- Вы стали уже более-менее знаменитой командой, хотя еще совсем недавно вас никто слышал, не видел. Что бы вы посоветовали начинающим командам, которые находятся в начале своего творческого пути, делая первые робкие шаги к воротам шоу-бизнеса?

Елена: Не сидеть на одном месте. Брать ноги в руки, свои демо-кассеты и раскидывать их везде, где только можно. Не бояться отказов, каких-то неприятных ситуаций.

Антон: Лена правильно заметила. Не сидеть. Не ныть, что все так плохо вокруг. Я думаю, что если бы мы бездействовали, то сейчас бы не давали интервью тебе.

Елена: В основном перед молодыми командами всегда стоит одна проблема. Денежная. Доехать до Москвы или Питера стоит не так уж и дешево. Тем не менее, можно одолжить деньги, если нет другой возможности. Находятся же они на водку, пиво, сигареты, наркотики. Найдутся и на музыку.

Антон: Все дело в том еще, что мы живем этим. Ты вот спрашивал нас о работе. Мы периодически нигде не работали, ходили каждый день на репетиции. Для нас они были настоящими праздниками. Не говоря уже о концертах. Мы живем музыкой, не думая о каком-то коммерческом успехе. Нам интересна музыка. Нам важно ее играть. Чувствовать. Не хотелось бы говорить пафосных слов. Но мы действительно дышим музыкой. И тут ничего не поделаешь.

Нам тоже приходит много писем, мол, вот вы пробились, выступаете со звездами в одной обойме, а мы об этом даже не можем мечтать. Да можете вы мечтать! А лучше не мечтать, а делать что-то для осуществления своей мечты. Записывать, пускай самого плохого качества демо, видео и рассылать всюду. Организовывать своими силами свои концерты, как это делали мы.

Елена: Мы всегда помогаем, если кто-то просит у нас какие-то контактные данные. Адрес той же "РокДержавы", телефон Табриза, главаря "Державы", мы столько давали, что и ни счесть. Дело в другом: с ними никто не связывается...

Антон: Получив, контактные данные, они не пользуются ими. Они все ждут, что кто-то придет, и за ручку их будет везде таскать. Такого никогда не будет. Пробиваются и добиваются успеха только самые энергичные. Движение -- это жизнь. Кто действительно хочет заниматься музыкой в жизни.

Мы сейчас выглядим пафосно. Вот поступайте так, поступайте этак. Как вам сердце подскажет, так и поступайте. Это будет лучше.

-- И последний вопрос. Вы вспомнили, из какой детской считалочки произошло название группы?

Антон: Для нас это просто поэзия. Было это детской считалочкой или нет, сейчас уже не важно. Нам недавно стихотворение про самосвал Агнии Барто прислали поклонники. Наверное, отыщутся еще какие-то аналоги. Кто-то нашел книжку "Мой друг светофор". Все это откуда-то из детства. Даже если бы я сейчас вспомнил и назвал, что это был за сборник детских считалок, все ровно вопрос "откуда?" будут задавать еще лет пять точно. Посему я просто скажу: "Все мы друг другу грузовики". Бип-бип!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета