обзор


Catalina
Люблю я умирать и возрождаться снова...


(c) 1997 Catalina
21tks/54mins

Catalina пользуется большой популярностью и бесспорным уважением среди любителей авторской песни в родном Гомеле (при создании "режима наибольшего благоприятствования" ее известность могла бы сильно расшириться). Факторы, определившие ее локальную популярность, вполне объяснимы: Catalina использует архетипические особенности, с одной стороны, авторской песни, с другой — так называемой "русской песни". Впрочем, оба этих жанра тесно взаимосвязаны и имеют ряд общих черт: приоритетное значение поэтического текста, фундаментальная простота музыкального материала и, как следствие этого, легкая запоминаемость. При этом Catalina выступает в своих песнях как тончайший знаток человеческой психологии. Ее творчеству присущи открытость и глубина чувств, широкая палитра эмоциональных состояний, искренность, доверительность, уравновешенность драматического и лирического начал, гармоническая взаимодополняемость рационального и эмоционального компонентов, необычайное богатство и многогранность жанрово-интонационных связей, безупречное владение средствами драматургической выразительности (динамические и темповые подъемы и спады, переходы от собственно пения к напевной декламационности), незатейливость, бесхитростность фактуры гитарного сопровождения, служащего ярким эмоционально-выразительным фоном.
Первоначально представленная запись не предназначалась для тиражирования. В качестве названия Catalina выбрала слова из книги Николая Клюева "Между двух стульев": "Люблю я умирать и возрождаться снова...". Тем самым она как бы уподобила себя Сфинксу. Альбом подразделен на три части: "Смерть", "Единство и борьба противоположностей" (прямо как у Иоганна Вильгельма Фридриха Гегеля!) и "Рождение".
Подчиненные идее "От смерти — к рождению", они образуют триптих. В альбом вошли песни, сочиненные в период с 1991 по 1997 гг.
"Смерть" включает в себя 7 песен. "Город детства". На первый взгляд, песня может показаться автобиографичной. Но если вслушаться/вдуматься в текст — песенка эта о любом городе сегодняшнего дня, лаконичное выражение чувств нашего современника. "Предчувствие" — апофеоз альтруизма. В песне "Братик" сконцентрировано чувство экзистенциальной любви к людям, пусть не совсем хорошим. На мой взгляд, это один из наименее удачных ранних опусов Catalin'ы. "Не самозванка" — возвышенный любовно-лирический романс на стихи Марины Цветаевой, по глубине и проникновенности не уступающий таривердиевскому "Мне нравится, что вы больны не мной..." из "Иронии судьбы". Песенка "Гулять по городу" написана в соавторстве с Натальей Щедровицкой. По существу она принадлежит к числу так называемых "песен ни о чем", интонационно восходит к советской эстраде 25-30-летней давности.
"Черная невеста". Олицетворение "женщины с косой" — не редкость для поэзии, музыки, искусства в целом. Песня Catalin'ы утверждает оптимизм, победу жизни, светлого начала. "Осень" — не столько романтическое описание природы, как у классиков, сколько яркое воплощение субъективного отношения автора к самой унылой поре года, которая отнюдь не "очей очарованье". Говоря шире, осень — символ смерти.
"Единство и борьба противоположностей" — отражение посредством песни диалектического закона, сформулированного более двух столетий назад одним из ярчайших представителей немецкой классической философии, пропущенного сквозь призму субъективного авторского восприятия. В песнях "Женщина" и "Мужчина" Catalina предстает в роли психолога, раскрывая тончайшие нюансы движения человеческой души и изображая межличностные взаимоотношения правдиво, без какой бы то ни было идеализации. Сюда же можно отнести песню "Потеряла". "А небо все прощало" — монолог-исповедь. Песни "А дома нет" и "Хочешь ли ты" написаны на стихи неизвестного автора. Первая проникнута ощущением потерянности, подавленности и отчаяния. Во второй как бы обозначен выход — бегство в нарисованный прекрасный мир, подальше от утомительных реалий повседневного бытия. "Льняная рубаха" написана в соавторстве с Диной Анисимовой. Название песни — метафора изорванной в клочья души. Музыка и текст восходят к фольклорному пласту; музыкальная ткань насквозь пронизана интонациями русских народных лирических и плясовых песен. В этой песне (как и в некоторых других на данном альбоме) Catalin'е подыгрывает на тарелках Димка-барабанщик, создавая своеобразный колористический эффект. "Что бы перейти" — философский монолог, переосмысление и оценка прошлого с высоты прожитых лет.
"Рождение" — последняя часть триптиха. "Перед боем" — стихи Catalin'ы, положенные на мелодию шотландской народной песни "Зеленые рукава". В тексте воссоздается настроение ожидания Вселенского суда. Музыкальный язык пронизан "трубными" призывными интонациями. Песни "Театр абсурда" и "Проснись придорожной травой" написаны на стихи Александра Минченко. Первая изображает материальный низ бытия (отсюда и название). Вторая — изящная игра в метафоры и олицетворения. В музыке воспроизводятся интонационные обороты эпохи барокко. Заменить гитару на лютню, добавить камерный ансамбль — клавесин, скрипку, флейту, гобой — получилась бы великолепная стилизация. Социальная тематика нашла отражение в песне "Предчувствие II". Это размышление о судьбах поколения наших современников, уверенно идущего в сторону духовно-нравственного вырождения. "Небо под ногами" — лишенная определенной семантической нагрузки цепочка из красивых слов и фраз. Потенциальный хит! "Сезон дождей". Стихи Германа (на вкладыше ошибочно указано имя некоего Олега). Эта песня — посвящение другу, навсегда уехавшему за границу. В музыкальной ткани содержатся явные аллюзии на раннего БГ. Несмотря на некоторые слабые стороны и весьма посредственное качество записи, данный альбом-сборник, отразивший творческую эволюцию Catalin'ы, кроме похвал и лестных отзывов ничего не заслуживает.
А самой Catalin'е от всей души хочу пожелать неуклонного творческого роста, новых возрождений и непрерывности движения, в частности, от локальности успеха — к его универсальности.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета