обзор


Мелкий Бес
Июльские дни


(p) & (c) 1999 МЕЛКИЙ БЕС
12tks/52mins

Пять молодых нижегородцев — почитателей творчества Федора Кузьмича и Федора Михайловича: Роман Колчин (ex-ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ) — тексты, гитара, вокал; Дмитрий Смирнов — гитара; Михаил Бордников — бас; Алексей Дворников — клавишные; Николай (Дух) Куприянов — барабаны.
Категорически не могу согласиться с коллегой из "Fuzz", охарактеризовавшим творчество МБ как веселый панк (см. М. М. Нокс. МЕЛКИЙ БЕС, "Июльские дни" — "Fuzz", 2000, # 7-8, с.81). По музыке это скорее добротное сочетание нововолнового звучания и пост-панка. Да и весельем-то тут не пахнет абсолютно.
Название альбома на первый взгляд может показаться даже лирически-поэтичным. Но на самом деле все куда сложнее: Июльские дни — улица в Нижнем Новгороде, главной достопримечательностью которой является психиатрическая больница. Говоря шире, Июльские дни — метафора нашей бессмысленной, жуткой жизни.
Роман Колчин в своих песнях тончайшими штрихами воссоздал правдивый образ подростка с нездоровой психикой, от лица которого и ведется повествование. Главный герой приглашает слушателя в свой внутренний мир — мир, где весна является опасным временем года, а первого апреля не бывает смешно.
В открывающей альбом песне "В парк" подросток выступает как наблюдатель за происходящим. Ведущей является тема его взаимоотношений с девушкой — надо думать, его сверстницей, — которые развиваются нестабильно и болезненно, как это часто случается в реальной жизни. Это не любовь, а всего лишь юношеская влюбленность "здесь и сейчас". Он знакомится с ней ("Санта-Барбара"), но не испытывает влечения ("Трещина"). Он снова встречает ее на дне рождения, где пьянка, драка, истерика; результат их случайной связи — рождение урода ("Были пьяны"). И снова наступает разочарование ("1 апреля"). Он на время отвлекается от темы, чтобы поведать о своей неблагополучной семье ("Мама").
"Taxi" — самый мрачный на альбоме номер. Тяжелый сон главного героя. Его возлюбленная под покровом ночи бежит из психушки. Юноша тяжело переживает уход девушки к другому ("Подарки"). Холодным зимним днем он вместе с ней отправляется на прогулку, предчувствуя близкий разрыв их отношений ("Красные зори"). Испытывая неудовлетворенность и разочарование, он покупает куклу и получает от нее все, чего хочет ("Кукла"). Но это лишь самообман. Жестокая реальность оказывается сильнее. "Отстань" звучит не как требование, а скорее как мольба уставшего человека. Завершающая альбом песня "Девушки моей страны" — это и светлое воспоминание о прошлом, и посвящение представительницам прекрасного пола всея Руси.
Сыгранность МБ отличается высокой плотностью. Клавишные местами звучат анахронично, как в пресловутом совковом поп-роке второй половины 80-х. Но с этим мириться можно. Главное — все песни исполнены с максимальной отдачей и искренностью. Остальное придет само собой.
P. S. Возможно, все описываемое — лишь плод больной фантазии главного героя. Но все равно сильно впечатляет.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета