Bathory
больше, чем просто Легенда

(Продолжение. Начало в МГ ## 35, 36)
Из мемуаров Квортона: "То были дни... !!! Размера комнатки, в которой мы подпирали стенку усилителем и, в другом углу, барабанной установкой, было недостаточно, чтобы записывать, скажем, гитару и бас (или бас с драмсами) одновременно. Более, чем просто примитивная, можно сказать, допотопная драм-машинка использовалась заместо сольника - дабы хоть как-то сгладить дерьмовость саундкачества. Кстати! Когда мы работали над первым альбомом, то не могли позволить себе даже барабанную установку целиком: находили и записывали отдельные ее части по отдельности.

...Зачастую мы оставляли калечную запись такой, какой она получалась, - и не сильно парились на эту тему: в тех условиях мы просто не имели возможности ее улучшить - да, по большому счету, не сильно-то и хотелось. Сейчас, слушая песни BATHORY, я чувствую буквально каждую из этих вездесущих мелких ошибочек-недостатков, и это дико коробит не только слух Квортона-студийного музыканта, но и Квортона-металфэна, которому они мешают сесть, раслабиться и наслаждаться музыкой.

Время от времени нашу "студию" заполоняли более или менее пригодные к использованию части старых машин "Порше", и это только добавляло экстрима: лидер-вокал, бэк-войс и акустическая гитара записывались во всех возможных свободных пространствах Heavenshore, будь то ванная, коридор для чистки машин или просто незанятый кусочек гаража, с местом, которого хватало на то, чтобы стоять во время исполнения вокальных партий или примоститься на стульчике, играя на гитаре.

Особо ярким пятном в памяти светится июнь 1989 года, когда началась работа над альбомом "Hammerheart". Пришли мы в студию и... и увидели, что на этот раз Heavenshore не только лишили всего, что служило благим целям звукоизоляции, но и, к тому же, засыпали пол трехфутовым слоем щебня (который, как нам пообещали, вскоре будет покрыт асфальтом). Мне это дело больше всего напоминало пустыню Сахару, по неровностям переменчивого ландшафта которой приходилось безустанно передвигать барабаны. В этих условиях, сами понимаете, записывать их стало еще приятнее!!! Впрочем, это еще далеко не все. В студии не было света. Для того, чтобы увидеть хоть что-то, мы использовали маленькую настольную лампу... не спрашивайте, КАК. Как-то мы это все-таки делали... Удивительным кажется факт, что все эти засады не повлияли на звук BATHORY сильнее, чем они повлияли, - достаточно только представить весь этот автомобильный хлам, разбросанный по всему периметру, отсутствие света и прочую фигню... Помню, во время трудов над "Hammerheart", записывая акустическое интро для "Valhalla", напряженный процесс прервала соседская электрогазонокосилка, своим жутким (причем, запечатлевшимся на кассете) саундом нагло убивая прочувствованную викинго-варварскую атмосферу песни.

...Ну, а уж когда начали класть асфальт, мне пришлось переместиться в коридорчик для чистки машин, бумажно-тонкие стены которого служили какой угодно цели, но только не звукоизоляции... Да-да, сейчас вы роняете челюсть, слыша, что лидер-вокал прописывался в ванной, - а представьте, каково было мне...

Не знаю, много ли сегодня найдется команд, согласившихся бы на запись в таких условиях - боюсь, ни одной! - да и наше неустанное терпение, порой, бывало, доводилось до грани исчезновения... однако... Однако, как бы там ни было, при всех сегодняшних высокоразвитых звукозписывающих технологиях и сверхнавороченных студиях, в которых любая, даже самая галимая блэк- или дэз-метал-группа получает возможность поиметь чудесный альбом, при всем при этом я сильно сомневаюсь, что променял бы те давние дни на современные радости шоу-индустрии... Сейчас ностальгически-саркастично улыбаюсь, вспоминая, как стоял по колено в автомобильных запцацках, увязнув среди тряпок и пакетов с разнообразными порошками и чистящими средствами, спотыкаясь о горы полезного и беполезного мусора - и, настроившись на нужный лад, пытался петь... при этом - естественно! - не забывая о существовании соседской газонокосилки, проходящих мимо грузовиков, пролетающих самолетов или даже протекающего туалета, беспрестанное капанье которого упорно норовило попасть в песню BATHORY... Весь этот откровенный, но очаровательный ад со временем канонизировался в "Heavenshore Studio", место, где на свет появились "Bathory", "Under The Sign...", "Blood Fire Death" и "Hammerheart", а также материал, позднее легший в основу "Blood On Ice". "

Несмотря на пребрутальные условия студии, в то время было записано около двух с половиною десятка песен - уже в новом, исторически-воинственном ключе... Quorthon все еще сомневался в правильности выбранного пути - однако продолжал работу над сагами о мужественных викингах. В 1988 году рождаются наметки огромного концептуально-эпического полотна "Blood On Ice", рождаются - и, немного потрепыхавшись, впадают в затяжную кому, вплоть до 1995-1996 годов. Вместо того, чтобы разом завершить работу, BATHORY уносит в экспериментаторство: в 1989 году записывается семь или восемь песен в зубодробильной стилистике death/thrash - однако и этот диск (известный в качестве "Requiem") пока никак не издается... Квортон не находит себе места: мечется в стилистической и студийной паутине в попытках поймать что-то СВОЕ - и только в 1990-м году, наконец-то, несмотря на щебенку и тьму, из тринадцати сотворенных песен он одобряет семь - одобряет к выпуску в виде альбома "Hammerheart".

Результат был просто потрясающим! Проникновенный героический пафос, мощь и плавность перекрестка дум-дэз- и блэк-метала, разнообразие вокала (от истерических воплей до мужественных хоров), завораживающе длинные, сложные композиции, удивительные спецэффекты (газонокосилки, хех... где те газонокосилки?!), уникальная атмосфера - все это, вопреки кошмарным студийным проблемам, переплелось в великолепный эпос, ныне классический "Hammerheart"...

Отдельной главой можно расписывать лирику альбома: тут и жизнь "крещенных огнем и льдом", и подвиги, и приход христианства с вытеснением паганства, и - снова, повсюду - боги: в общем, рассказать вкратце (да так чтоб полно) не удастся, а переводить - покалечишь поэтику... посоветую одно: почитайте при случае сами да проникнитесь поглубже. Очень красиво получилось...

"I heard the voices of the spirits
Of the forest call my name
I saw the Hammer way up high
Cause lightning in the rain

Watching crystal flakes
Of falling snow on winter nights
Uniting with the pure white flames dance,
When reaching for the sky

Brings me back to the morning this world
First heard my battle cry
Gently swayed above the flames
And cleansed with snow and ice..."

"Я слышал голоса духов леса,
Зовущих меня по имени,
Я видел, как поднятый Молот
Пронзил дождь молнией...

Наблюдал за кристальными снежинками
Падающего снега в зимней ночи,
Поднимающимися в небо и там
Танцующими с чисто-белыми языками пламени.

Я возвращаюсь назад, в то утро, когда этот мир
Впервые услышал клич битвы,
Осторожно приподнятый пламенем
И очищенный снегом со льдом..."

("Baptised In Fire And Ice")

Да, в переводе не очень-то...

Небольшой комментарий с точки зрения историчски-мифологической. Песня "Shores in Flames" повествует о древней традиции погребения погибших героев в морской пучине ("...Men of the North we leave the shores in flames... Then place me on a ship of Oak / And let it drift with tide / Let the flames purify my soul... "), далее - логически - "Valhalla", прибежище умерших... Вышеупоминавшаяся "Baptised in Fire and Ice" - скандинавская космогония, обычаи и верования... "Father to Son" - дела уже семейно-родственные, устойчивость связей преемственности. "Song to Hall Up High" - написанная Квортоном молитва; "One Rode to Asa Bay" - приход христианства в Исландию ("Asa land" подразумевает именно ее...), сама История в стихах...

Выпуск "Hammerheart" был доверен немецкой конторе Noise Records, и, как оказалось, напрасно. Немцев интересовала прибыль - причем интересовала весьма попсово... Квортон быстро разочаровался в их работе, а уж когда Noise, фактически, похерили замечательную идею видео BATHORY (а ежели точнее, минифильма на "One Rode To Asa Bay" - представьте, как это могло быть зрелищно!!!), и вовсе стал их при всяком удобном случае поливать всякими не сильно приятными субстанциями.

Клип (фильм), правда, был все-таки снят, однако, упоминая его при Квортоне, вы также рискуете нарваться на грубость. При всех немелких затратах (около 3000 "зеленых") на съемки с декорациями, представляющими собою оригинальное, специально для "One Rode..." построенное поселение викингов, горящим морем, массовыми сражениями (в соответствующей экипировке, сами понимаете...), практически круглосуточной, беспрерывной работе, разными сложностями, нервами и остальным прочим-прочим, работа оказалась запорчена напрочь. То есть пленка в черновом варианте была отснята, но не смонтирована - похудевшему от перенапряжения Квортону приходилось срочно уехать в промо-тур... а уж по возвращению... А по возвращению его ожидал сюрпрайс! Оператор не только абы как смонтировал все дело, но и запродал его на телевидение, а сам, между прочим, свалил из Швеции... Сказать вам, что предводитель BATHORY расстроился? Нет, всех эмоций не передать... сам он этот клип до сих пор не смотрел и категорически не собирается, да и вам не советует. Во всяком случае, упоминать при нем этот провал... и название Noise Records, тоже.

"...One man rode the way through the woods down to Asa bay..."


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета