Terrana, Mike
“Учиться никогда не поздно!”

- Это я и есть, - в телефонной трубке появляется Майк Террана, точнее, его голос. - Как дела?
- Я даже не знаю, как с тобой разговаривать - то ли как с одним из RAGE, или как с кем-то из DRIVEN, то ли как просто с крутым барабанщиком Майком Террана...
- Можно все вместе.

Пожалуйста! В самом деле - чрезвычайно многогранная личность. Возможно, если вы играете в он-лайновый "Quake", вы не раз уже "замочили" этого легендарного драммера. Возможно, когда вы будете слушать следующий альбом RAGE, там будут и его песни: не все же барабанить, можно и чем-то посерьезнее разродиться! Возможно, новая группа DRIVEN покажется вам чем-то большим, чем "нечто, похожее на индастриэл". Тут - лишь несколько аспектов господина Террана, которого можно и не представлять. Один из самых уважаемых "тяжелых" барабанщиков в музыкальном мире, американец Майк неплохо чувствует себя в Германии, где он сейчас проживает, работая и гастролируя с RAGE (сравнительно недавно вот были в России, а весной-летом 2001-го гастролировали по всей Европе). В Штатах он работал с Ингви Мальмстином и Tony McAlpine (с последним он даже записал инструментальный альбом). В Европе Майк присоединился к RAGE и сейчас больше всего известен именно в этой ипостаси, несмотря на новый свой проект DRIVEN, у которых недавно вышел неплохой дебютный альбом. Впрочем, Майк согласен говорить обо всем, в том числе и о нашем земляке, соратнике по RAGE, Викторе Смольском. Его ужасно радует тот факт, что газета - белорусская. "Круто! Виктор же оттуда!" - и обещает передать ему привет от "МГ". Глубокий и размеренный голос иногда срывается на могучие, почти готические переливы смеха - он кажется вполне жизнерадостным человеком, с которым в самом деле интересно общаться.

Террана как Музыкант

- Наверное, начнем с общих вопросов, с "корней"... Интересно, с высоты своего опыта ты можешь точно сказать, что было твоей "барабанной" школой - какие именно музыканты повлияли на твой стиль?

- О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К. Когда я подрастал и только начинал что-то понимать в музыке, я слушал всех барабанщиков, очень разных стилей. Таких, как Neil Peart, Buddy Rich, Ian Paice, Cozy Powell. Когда я стал старше, я увлекся музыкантами, которые играют с двойным "басом", такими как Tommy Aldridge, Terry Bozzio, Simon Phillips... Хочется добавить, что я музыкант не "подражательного" типа, я учусь все время сам и не особо "прибиваюсь" на конкретном стиле. Я одновременно слушаю очень разных ударников - джазовых, роковых, фьюжн, каких угодно, даже попсовых, если они классные...

- А когда ты начинал, разве у тебя не было кумира, какого-либо идола, на которого ты хотел быть похожим? Мол, "я хочу быть таким же крутым драммером, как этот вот чувак"...

- Ну... Я никогда не идолизировал какого-то одного барабанщика. Мне нравилось столько разных музыкантов, что для меня было действительно сложно выбрать одного. Но я уже давно знал... может быть, лет в 12-13... что я не хочу быть профессиональным барабанщиком, а хочу быть рок-барабанщиком.

- В довольно юном возрасте ты переиграл в огромном количестве проектов. Какой был самым определяющим для тебя в плане опыта, когда ты понял, что значит быть музыкантом, втянуться в музыку по уши и испытать все позитивные и негативные аспекты этого?

- Я бы сказал, что это была группа, в которую я попал, когда мне было 24 года. Это была моя первая студийная запись с кем-либо... Они назывались HANOVER FIST. Они были из Торонто, Канада. И это была первая настоящая группа, в которую я попал, у них был настоящий собственный автобус для турне, и когда мы были в Канаде, мы подписали контракт на запись. И мне заплатили деньги, первый раз! Было интересно посмотреть, как это "работает" - тебе платят деньги за музыку, это чудо какое-то... Когда мы вернулись, мы узнали, что альбом вообще никто не покупал, и лейбл этот нас вышвырнул к черту. Так вот. Ха-ха-ха! Так я узнал, каким отвратительным может быть бизнес!

- Ты - один из самых влиятельных барабанщиков, это и так понятно. У тебя наверняка много последователей и поклонников... я сама лично нескольких знаю... и один из них очень просил спросить у тебя - выпускал ли ты что-либо вроде школы игры на барабанах... или видео... ну, что-то в "помощь начинающему музыканту"?

- Да, у меня вышло два видео. Одно вышло в Америке, не уверен, можно ли это найти в России и Беларуси... Еще я записал видео-инструкцию по игре на установке с двумя "бочками", длиной около двух с половиной часов, там очень много полезной информации - это видео можно купить через мой сайт. Еще у меня были соло-диски, которые тоже могут быть интересны тем, кто учится играть на барабанах. Там чисто инструментальная музыка, записанная с разными музыкантами.

- Ты сам, кстати, сочинял музыку когда-нибудь?

- Ну, да... Последнее время я в это дело вообще начал втягиваться. В прошлом году я наконец-то начал учиться играть на пианино. И я даже разучил несколько классических пьесок, немного научился разбираться в структуре аккордов и тому подобных штуках. На последнем альбоме RAGE я немножко своего тоже добавил... Для нового альбома у меня даже припасено несколько "демок" с собственными композициями, но я не уверен, захочет ли группа их... ха!.. исполнить! Но даже если они не такие крутые... это не страшно, я ведь только начинаю. Я думаю, в будущем я что-нибудь сочиню достойное. Сейчас я пока что учусь. Я думаю, это замечательный совет молодым барабанщикам, которые хотят чего-то добиться - все время продолжайте учиться! Учиться никогда не поздно, особенно если это помогает твоему развитию... И самое главное - если ты играешь на барабанах, тебе обязательно надо освоить другой инструмент, клавиши или гитару, чтобы понять структуру мелодии, чтобы уметь писать музыку. Только тогда вы можете считать себя музыкантами.

- А если когда-нибудь ты решишься на альбом, состоящий из собственных песен - в каком он может быть стиле? Метал? Или что-нибудь новенькое?

- Интересно. Я не знаю, запишу ли я метал-альбом. Потому что я их слишком много уже поназаписывал. Я не знаю, какую музыку я буду сочинять. Сейчас, например, я сочиняю очень... как бы это помягче выразиться, ха-ха-ха!.. стра-а-а-анную музыку, о-о-очень странную. Я не думаю, что кому-либо она понравится. А в будущем - не знаю, может что-нибудь тяжеленькое запишу, но вряд ли это будет heavy metal. Было бы интересно записать музыку для очень разных людей, ведь если будешь валить все в одном стиле, тебя немногие услышат. Мне всегда нравились люди, которые пишут в совершенно разной стилистике - Робби Уильямс, Стинг... И эта музыка популярна везде. И она просто красивая.

Террана как часть RAGE

- Когда ты попал в RAGE, ты переехал в Германию. Как ты вообще оказался в Европе - из-за RAGE, или по каким-то иным причинам?

- На самом деле я уже практически проживал в Германии до того, как присоединился к RAGE. Я переехал в Европу около двух с половиной лет назад. Я жил в Голландии около шести месяцев - там у меня были проекты, а потом мне пришлось переехать в Гамбург, Германию, чтобы работать с Roland Grapow, гитаристом HELLOWEEN. И я записывался с ними... До того, как я втянулся во все свои проекты, я отыграл несколько шоу с GAMMA RAY. Я барабанил у них, потому что их собственный ударник попал в аварию на мотоцикле и повредил руку. Потом вдруг неожиданно распался "старый вариант" RAGE, многие участники группы ушли, и мне позвонил их менеджер, спросил, не хочу ли я к ним присоединиться. Я согласился.

- Нынешний состав RAGE весьма интернационален. Как вы общаетесь, интересно? Легко ли тебе учить немецкий и как продвигается процесс?

- Я тебе честно скажу - я с ними вообще не разговариваю. Ха-ха! Нет, я шучу.

- А на самом деле...

- На самом деле это они со мной не разговаривают! Ха-ха-ха! Мммм, ну, возможно, мой немецкий не такой уж и хороший, и русский тоже - я вообще ничего по-русски не знаю, поэтому, когда они хотят со мной поговорить, им остается только третий язык - английский. Хотя я уже довольно неплохо понимаю немецкий. Наверное, в будущем я буду неплохо шпарить по-немецки, но пока что я на родном языке общаюсь... К величайшему сожалению для остальных парней. Но это не так уж и плохо. Они классно говорят на английском. Молодцы!

- Исходя из своего богатого "гастрольного" опыта с RAGE, ты можешь сказать, в чем состоит принципиальная разница между аудиторией в Европе и Штатах?

- Да, я чувствую огромную разницу. Особенно в том, что касается хард-рока и метал-музыки. Эта музыка практически мертва в Америке. Если ты обращала внимание, проект DRIVEN выдержан в более современном, "американском" стиле, вроде modern metal. И это бы, возможно, "покатило" в Штатах, где такие группы как RAGE и другие, играющие традиционный метал, уже не популярны. Еще я заметил, что американская аудитория более... как бы слово подобрать соответствующее... более пресыщенная... То есть они уже много всего перевидали, много всяких групп переслушали, и им уже скучно, видите ли... Европейские люди более заинтересованы в том, чтобы увидеть "живое" шоу, им нравится в нем участвовать, как-то "отвечать" музыкантам, и кажется, что они получают большее удовольствие. Я так говорю не потому, что сейчас живу в Европе, я так считал еще, когда жил в Штатах.

- Кстати, вы помните шоу в Будапеште в этом году? Там много народу из Беларуси было, кстати... На вашем концерте...

- Будапешт? Да, я помню! Это был огромный фестиваль, куча групп выступала. А как он называется?

- "Pepsi-Sziget". Это на острове было.

- Да, круто. Концерт был классный, энергетика замечательная. Хорошо организовано, классная публика.

- Недавно ты участвовал в записи альбома Виктора Смольского, который он записывал вместе с Белорусским симфоническим оркестром. Тебя, как закоренелого "тяжелого" драммера, не покоробила перспектива сделать что-то симфоническое? Вообще, каковы были впечатления?

- Очень странно было, когда Виктор пригласил меня поиграть в этом проекте, потому что я раньше никогда не играл с оркестром. Это была симфония его отца, белорусского композитора Смольского - причем очень крутая симфония, если я все правильно понял. Я думаю, что этот проект значил для Виктора очень много, потому что, насколько я знаю, он давно пишет подобную музыку и наконец-то смог связать все свои идеи в одну концепцию. И еще - мне понравилось работать над проектом - это было что-то совершенно новое, да и концепция сама была весьма интересна, про сожжение ведьм и всяческие штуки из средневековой Европы. Мало того - Виктор позволил мне написать кое-какие стихи для музыки - я не только играл на барабанах, но и озвучивал кое-что. Вообще это интересно для меня было. Оркестр звучит не так направленно, как рок-группа, музыка просто витает в воздухе, ее надо уметь чувствовать. Очень вызывающе, очень нестандартно, мне было страшно прикольно участвовать в создании этого произведения искусства.

- Каково твое мнение по поводу "традиционного" метала? Ты не думаешь, что традиционность может когда-нибудь сыграть отрицательную роль... и вообще, к чему движется этот стиль, должен ли он, по-твоему, как-то меняться - или он останется востребованным и так?- Я думаю, что эта музыка будет двигаться в каких-то новых направлениях. Иногда я думаю, что истинный традиционный метал становится немного однообразным, для меня многое звучит как-то одинаково, да и сам рынок становится меньше. Но есть много новых групп, которые хотят играть независимо от того, востребована ли их музыка. Я не очень точно знаю, куда все это приведет. Но знаю, что музыканты должны давать людям еще и то, чего от них ожидают. Сама подумай - если RAGE решат звучать "модно-современно" и выдадут альбомчик в духе LIMP BIZKIT, народ же будет страшно разочарован! Ха-ха! Мы же всех фанатов растеряем! Поэтому с RAGE мы решили двигаться вперед, в будущее, немного менять сам звук, но не сильно "сдвигая" основы, не уходя от того, что нравится в нас фанатам... Потому что все, что им в нас нравится - это и есть RAGE. В других же проектах мне бывает интересно ступить за рамки и заглянуть в будущее. Лично мне очень нравятся новые метал-группы вроде PAPA ROACH и KOЯN, по-моему, они молодцы.

Террана как часть DRIVEN

- Что ты можешь рассказать о своем последнем проекте DRIVEN?

- Я жил в Германии... И года полтора назад люди из MTM Records - это компания, которая базируется в Германии - спросили меня, не будет ли мне интересно собрать группу, играющую пауэр-метал. Я говорю: "Да, с превеликим удовольствием, это круто!". Я попробовал привлечь к проекту интересных мне европейских музыкантов, которых смог найти, но я так и не нашел никого: у одних времени не было, другим было глубоко на все наплевать, некоторым просто не нравилось само музыкальное направление. Позже, когда я отдыхал в Лос-Анджелесе, я поговорил об этом со своим другом-басистом, который раньше играл для Tony McAlpine, - его самого зовут Лэрри Дэннисон (Larry Dennison). Тогда он работал с гитаристом DIO, которого звали Tracy G, они вместе тогда играли с DIO и работали над собственным проектом, а Лэрри играл еще в трех-четырех группах Лос-Анджелеса. Он мне и говорит: "Слушай, у нас с Трэйси и остальными парнями есть крутое демо, очень классная музыка, только одна проблема - драммера нет". А я отвечаю: "Ух ты, это интересно - у меня как раз есть контракт на запись, только группы нет!". Когда я услышал музыку, я подумал, что она очень агрессивна... и очень современна, и я решил, что будет интересно подписать контракт именно с этой группой. Я вернулся в Германию с этим демо, поставил его людям с MTM - и им понравилось. Через пару месяцев я уже был снова в Лос-Анджелесе - и мы записали альбом! Тебе он понравился?

- Я его еще не слышала. Но собираюсь.

- Не знаю, понравится ли тебе - там музыка не такая, как RAGE. Там что-то похожее на молодую американскую тяжелую музыку, которая сейчас жутко популярна. Но мне это интересно. Я всегда любил экспериментировать, всегда хотел двигаться вперед, перепробовать все стили музыки.

- Ты работал со многими группами. Какова самая частая причина твоего появления в той или иной группе и главный стимул - соответствие их музыки твоим вкусам или же сами люди, с которыми тебе просто интересно работать и общаться?

- Да, я думаю, что люди... Но мне еще и музыка должна нравиться, это очень важно. Но я думаю, что многие люди меня приглашают только потому, что знают, что я могу играть с двумя "бочками" и играть довольно сложные стили - наполовину progressive, наполовину metal. После того, как я поработал с Ингви (Malmsteen), я заработал себе какое-то имя в этом мире, именно потом меня начали заваливать всякими предложениями, приглашали побыть студийным барабанщиком, и мне это нравится, для меня это большая честь - знать, что я кому-то нужен. Это здорово, и мне нравится работать с разными музыкантами, разными стилями. Это очень интересно.

- Значит ли это, что у тебя не было ситуаций, когда ты работал с группой, которая играла музыку, от которой ты был в диком восторге, но не очень ладил с музыкантами как с людьми? Ведь люди не всегда соответствуют собственному творчеству...

- Да... Это интересный вопрос. Все группы разные. Каждая музыкальная ситуация уникальна. И очень трудно из всего выжимать только лучшее - человеческие взаимоотношения вообще очень сложная вещь... Иногда музыка гениальна, а люди... ты с ними не очень-то хорошо ладишь. Иногда музыка не такая уж и хорошая, но народ больно душевный, жаль с ними расставаться! Ха-ха-ха! А иногда ты играешь музыку, которая просто обалденно крутая, а звукозаписывающим компаниям она совершенно не нравится, и никто тебе не дает денег, чтобы записать ее. То есть очень разные отношения у людей с музыкой, разные ситуации бывают - иногда это прикольно, а иногда это совсем не смешно. Ха-ха-ха! Видишь, вот сейчас это прикольно, например!

Террана как Домохозяйка- спортсменка, или

Повелитель троллей

- А какую музыку ты слушаешь просто так, чтобы расслабиться?

- Ну, это интересно. Некоторых читателей это явно шокирует. Поскольку я играю очень много метал-музыки, моей любимой "музыкой для слушания" является... Фрэнк Синатра. У меня есть его альбом, который он записывал в Лас-Вегасе в 1966-м году. Это великая музыка. Свинг, классный барабанщик, оркестр, там еще Квинси Джонс участвовал. Такую музыку я слушаю дома, она меня многому учит и просто миленько звучит. Слушаю много джаза, фьюжн - как раз сейчас я записываю альбом в стиле фьюжн. Это другая как бы сторона музыки, которая мне нравится. Но все равно, чем бы я не занимался... в этом есть немножко метала, это неизбежно!

- А какие у тебя интересы вне музыки? Чем ты, например, можешь гордиться в сфере своей немузыкальной деятельности?

- Я очень люблю готовить. Мне нравится варганить какую-нибудь интересную еду, когда я дома, это расслабляет. Еще мне нравится возиться со своим компьютером, это тоже весело. Иногда я играю в игры, чтобы расслабиться. Мне жутко нравится "Quake Arena III". Ты играла в нее?

- Нет, я вообще такие игры не очень люблю... Злые они...

- Зря, это очень прикольно. Особенно если через Интернет играть. Мой screen-name - "Повелитель троллей". Это тебе на всякий случай.

- Мрачноватое имечко какое-то...

- (мрачным глубоким голосом) Я знаю, да.

- Как-то это агрессивно. Конечно, если ты на кого-то страшно зол, это, наверное, помогает убрать агрессию - пришел домой - всех "замочил", потом отдыхаешь телом и душой.

- Да, я именно так и делаю. Только надолго меня не хватает. Максимум час могу поиграть, ну, полтора, а потом у меня глазки болят. Но все равно весело. Вообще я много чем еще интересуюсь. Много читаю. Еще одна вещь, которой я занимаюсь чуть меньше, чем музыкой - это физические упражнения. Тренажеры там всякие... каждое утро пробегаю по десять километров. Люблю поднимать тяжести. Меня это даже в каком-то смысле развлекает.

- А веб-дизайн своего сайта не сам разрабатывал?

- Нет, это делал один приятель Виктора, Джо. Он делал сайт для RAGE... Кстати... как я могу увидеть ваш журнальчик?

- Это не журнальчик, это в некотором роде газетка...

- Ну да, мне интересно, что ты там про меня напишешь...

Обещаю выслать ему ссылочку на готовое интервью, предварительно саркастически заметив, что оно будет на русском. "У нас есть кому переводить!" - радостно засмеялся Майк. Клятвенно пообещал, что RAGE обязательно приедут в Минск... когда-нибудь... и пропал, затерявшись среди коротких и впечатляющих, как барабанное соло, гудков. Впрочем, нет - такие люди не пропадают. И когда-нибудь мы обязательно увидим его живого, реального... а пока что можно слушать RAGE и DRIVEN, думая о несущественности расстояний и всепроникаемости Музыки.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета