Gravediggaz
«У тебя есть два выбораты можешь вырыть могилу себе или стать могильщиком»


Говорят, что люди боятся того, чего не в силах понять. Одна из лучших команд восточной семьи WU-TANG CLAN — GRAVEDIGGAZ — уверяет, что бояться нечего, ведь они пришли, чтобы спасать, чтобы сиять во тьме.

Уникальнейший хип-хоп-проект GRAVEDIGGAZ появился на свет в 1994 году, когда продюсер группы DE LA SOUL Prince Paul (Пол Хьюстон) соединил вместе необычайные таланты тогда еще никому неизвестных рэпперов Rzarector (Роберт Диггз, Rza), The Gatekeeper (А. Хамилтон, Fruitkwan) и Grym Reaper (Энтони Беркелей, Too Poetic).
До момента вступления в состав GRAVDIGGAZ Poetic никогда не встречал Fruitkwan\\\\\\\\\\\\'а и Rakeem\\\\\\\\\\\\'а. Выпустив успешный соло-альбом, он вместе со своим братом (Brainstorm) создал группу THE BROTHERS GRYM. Эта команда пришлась по вкусу Prince Paul\\\\\\\\\\\\'у, который захотел связать их со своим тогдашним лейблом Dew Doo Man Records. В то же время Paul работал с Prince Rakeem. Fruitkwan же поддерживал теплые отношения с Prince Paul еще со времен их совместной работы в легендарной группе STETASONIC. Название новой ветви могучего дерева WU и вся концепция, стоящая за ним, были придуманы Rza. В одной из песен он сказал: "Поскольку в мире есть множество ментально мертвых людей, тех, кто продолжает жить после ментальной смерти, то есть в ментальной могиле, то нужны те, кто бы мог раскопать эти могилы и вернуть их к жизни. Мы не можем спасти физически мертвых, другое дело с умершими ментально, мы придем и воскресим их, вот почему меня зовут Rzarector (Воскреситель)".
Паломничество GRAVEDIGGAZ началось в 1994 году, когда на прилавках музыкальных магазинов появился их дебютный альбом "6 Feet Deep" ("Niggamortis" в европейском варианте). GRAVEDIGGAZ совместно с Shabazz, Killah Priest, Dready Kruger было записано шестнадцать ужасающих, острых песен, снабженных жесткими битами и скрэтчами Prince Paul\\\\\\\\\\\\'а (The Undertaker).
GRAVEDIGGAZ пришли из ада на Земле, чтобы противостоять тем, кто окончательно разоряет бедняков; чтобы навсегда похоронить ложь; чтобы "как кариес, приносить боль" фальшивым эмси, разбивать их надежды в пух и прах, не оставляя ни единого шанса на спасение; чтобы пролить свет на то, что постоянно умалчивается. Таковой является ведущая идея большинства песен альбома. Трек "Blood Brothers" описывает ту грязь и мерзость, что окружает детей, растущих на улицах, залитых кровью, где опасно доверять даже "своему зеркальному отражению". GRAVEDIGGAZ рассказывают о том, как, убегая из царства воровства и проституции, они избрали совершенство мысли, служение слову, искусству, а не криминалу.
Четыре истории о людях, по своей же вине попавших в сети смерти, описаны в песне "Death Trap". Это наркоман, умерший от передозировки наркотиков, это красавица-доктор философии, которую бутылка виски завела в неблагополучный квартал города, это наркоторговец, продавший душу дьяволу за золотые цепи и автомобили, это отчим, который, осквернив свою маленькую падчерицу, отобрал у нее детство. GRAVEDIGGAZ призывают людей следить за собой, за своими поступками, ведь смерть не дремлет: стоит дать маху, и ты у нее в ловушке.
Несмотря на то, что альбом получился сверхоригинальным и довольно успешным, слушатели еще не были готовы к такому звучанию. Клипы GRAVEDIGGAZ удостаивались лишь недолгосрочной ротации на музыкальных телеканалах, а MTV даже запретило один из них — "Diary Of A Madman", возможно, из-за содержания песни, рассказывающей о смерти, причинении боли и убийствах, да, впрочем, и сама картинка получилась не мягче. Как бы там ни было "6 Feet Deep" стал классикой хип-хопа, и, пожалуй, нет ни одного настоящего ценителя восточного стиля, в коллекции которого отсутствует этот альбом.
Справляясь с нарастающей болью, вызванной умственным и физическим упадком городского населения, в 1997 году GRAVEDIGGAZ возвращаются со смертельно опасной смесью звуковых видений и аудио-пророчеств под названием "The Pick, The Sickle And The Shovel". Итогом трехгодичного духовного и творческого роста коллектива стал один из лучших альбомов семьи WU, который навсегда запечатлел имя GRAVEDIGGAZ в истории хип-хопа. Однажды ошибочно названные представителями ужасающего стиля "horrorcore", GRAVEDIGGAZ представили совершенно новый стиль, не такой жуткий, как на дебютном альбоме, в плане лирики поднявшись на порядок выше. Новые песни рисуют живые картины уличной жизни, рассказывают о реальных эпизодах и случаях, типичных для любого гетто. Альбом состоит из пятнадцати горячих и разнообразных по тематике песен: от более сырой "Dangerous Minds" до эмоциональной "Repentance Day" и научной "Twelve Jewelz". Он был создан, чтобы доставить настоящее музыкальное удовольствие каждой хип-хоп-голове.
"Песни альбома — это репортажи из темных закоулков наших родных районов, — говорит Prince Paul. — Мы не хотим быть чем-то вроде фильмов ужасов, но порой реальность может быть катастрофической." "Dangerous Minds" — это саундтрек жестокого безумия, происходящего на улицах, где отделавшиеся парой-тройкой рубцов считаются счастливчиками. GRAVEDIGGAZ призывают кротких и нищих давать сдачи и ни в коем случае не пропустить тот день, когда наступит час сражения с теми, кто смеется над людскими мучениями. В этой песне также подчеркнут тот факт, что самым опасным в гетто является интеллектуально развитый ум, который не имеет ни малейшей возможности для творческого выражения.
Жизненно важные уроки Rza дает молодому поколению через строки саги "Twelve Jewels". Это предание о 12 сокровищах, когда-либо известных человечеству: Знании, Мудрости, Понимании, которые помогут обрести Свободу, Правосудие, Равенство, Пищу, Одежду, Кров над головой, а после — Любовь, Мир и Счастье. Но чтобы получить заветный ключ от двери, за которой таятся эти богатства, недостаточно только желания, потребуется каторжный труд, ведь, как говорит Rza, "только тот ест, как царь, кто работает, словно раб".
Те сказания, на которых были воспитаны GRAVEDIGGAZ, пересказаны в песне "Fairy Tales". Это пропущенные через призму реальности хорошо известные нам сказки. Наиболее интересна история об алчном богаче, вынуждавшем многодетного бедняка гнуть спину за гроши. Зимой, потеряв работу, бедняк, дабы прокормить свою семью, продал всю свою одежду и подхватил пневмонию. Даже унижение его жены не смогли растопить лед в сердце черствого богача, и тогда четыре сына бедняка ограбили его. Скрывшись за границей, бедняк и его семья так и не обрели счастья, ведь его не купишь ни за какие деньги. А богач же подавился в один прекрасный день за завтраком.
"The Night The Earth Cried" пропитана беспокойством о том, что сотворил человек с дарованными ему богатствами Матушки-Земли. Здесь и боль, вызванная муками, обрушившаяся на многие народы с оковами рабства, тщетными попытками стать богатыми под крылом бедности, где насилие не ведает границ. Gatekeeper говорит, что знание и понимание — это самые дорогие награды в нашей жизни.
Для тех, кто никогда не задумывался о том, что ждет человечество впереди, если продолжать двигаться в выбранном им направлении, GRAVEDIGGAZ, Killah Priest и Hell Razah записывают песню "Repentance Day". Это предсказание о том ужасном дне, когда химикаты ливнем польются с небес, все гетто превратится в змеиные логова, радиация сожжет все вокруг, алчные политики выпустят на волю свое страшное оружие, землю засыпят астероиды и метеориты, врачи зачтут имена оставшихся в живых людей, которые погибнут, не успев сесть в спасательные капсулы. Но еще есть шанс, еще есть шанс не дать этому страшному пророчеству сбыться. Надо просто остановиться, очнуться, проснуться, одуматься, раскаяться за грехи, свершенные людьми, пока еще не совсем поздно, пока рай еще полностью не превратился в адское пекло.
Миссия GRAVEDIGGAZ продолжается с треком "Hidden Emotions", рассказывающим о том, как пытаясь вылезти из трясины бетонного мира, люди способны на любые, порой даже аморальные и бесчеловечные поступки и действия. Яркий пример тому — гангстер, хладнокровный убийца, боготворивший Карлеоне. Сравнивая жизнь в гетто с боевыми действиями во Вьетнаме, когда в борьбе за выживание даже чуткие, добрые и скромные сжимают кулаки, GRAVEDIGGAZ говорят о той грусти, которая сопровождает заключенных в каменном лабиринте людей, о тех стрессах и переживаниях, которые сыпятся на головы "постоянно замерших женщин и детей".
Отголоски тех дней, когда все только начиналось, вдохновили Fruitkwan\\\\\\\\\\\\'а на создание трека "Deadliest Biz". "В плане музыки я хотел вернуться во времена Roxy и THE LATIN QUARTER, — объясняет он, вспоминая о легендарных нью-йорских клубах, — когда рэп все еще был настоящим и люди не превращались в дикарей в погоне за счастьем".
Исследования жестокости уличной жизни вновь проявляются на полотне песни "What\\\\\\\\\\\\'s Going On", которая, не являясь римейком известного хита Марвина Гея, все же имеет с ним что-то общее. "Мы не говорим о войне во Вьетнаме, как это делал Марвин, но мы хотим поведать о той крови, которая льется по пути к новому тысячелетию, когда власть будет отдана в руки Новому Мировому Порядку, — говорит Poetic. — Мы хотим, чтобы люди поняли истинный смысл таких вещей, как компьютерные чипы…"
Итак, итогом трехгодичного творчества группы стали две пластинки, которые в корне отличаются друг от друга по стилистике. Это является не только следствием лирического роста эмси, но и продюсирование треков. Если всю музыку для дебюта написал Prince Paul, то на втором альбоме (за исключением "Outro") он только наблюдал за работой Rza и других продюсеров семьи WU.
Все же, стремясь "воскресить ментально мертвых", GRAVEDIGGAZ сумели сотворить неотразимый шедевр, наизнанку выворачивающий разум слушателя, заставляющий его мозг мыслить, переносящий его на совершенно новый уровень рэп-музыки.
Через год команда готовилась к выпуску своего третьего альбома, но как повелось, даже самые счастливые истории имеют черные строки. Эта закономерность не обошла стороной и GRAVEDIGGAZ. Говорят, что зачастую настоящим творцам отводится немного времени под солнцем. К сожалению, это было доказано в очередной раз, когда врачи поставили Too Poetic диагноз рака кишечника. Ему было предписано лишь несколько месяцев, но жажда жизни Too Poetic, его стремление творить разжалобили судьбу на несколько лет…
15 июля 2001 года Энтони Беркелей отправился в свой последний путь… Более двух лет он боролся с недугом и до самой смерти продолжал работу над новым альбомом GRAVEDIGGAZ "Nightmare In A-minor". Да, он ушел в самом рассвете сил, но он ушел, оставив миру кусочек самого себя, плоды своего созидания, свое наследие, которое будет служить не одному поколению. Миссия Too Poetic протягивает руки в будущее, хочется верить, что его слова не будут забыты. Eazy-E, 2Pac, Biggie, Big Pun, Big L и теперь Too Poetic. Как не хочется верить, что он стал очередным чрезмерно дорогим пополнением списка скорби. Как хочется верить, что среди этих величайших имен не появится новых. Как хочется верить…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета