статья


Slipknot
Сообразим на девятерых?



Вот говорят: "Рок умер, нет ничего нового, монстры впали в маразм, есть сейчас только припопсованные группочки, которые крутит MTV..." — м-да, не слишком веселая мысль, не правда ли? Однако тут надо сделать одно небольшое уточнение — речь идет о тех метал-группах, которые при всей своей роковости не гнушаются сыграть что-нибудь полегче. Попонятнее. Это группы самых разных направлений, начиная от кора, панка, альтернативы, гранджа и заканчивая кроссовером, трэшэм и пауэром с приставкой "модерн". И вот в этом пласте современной тяжелой музыки многие критики видят явный кризис жанра. Странно. Лично я вижу только подъем, главное — знать, где смотреть. Эти стили очень органично переплетаются друг с дружкой, и в результате получаются удивительные и даже поразительные гибриды, и все это происходит чинно и благородно, словно само собой. Вот SLIPKNOT, к примеру, просто идеальное подтверждение моих слов, эти парни столько всего намешали в своем творчестве, что просто дух захватывает и становится немного жалко тех музыкантов, которые ратуют за "чистоту стиля". Ортодоксальный рок сейчас действительно малоинтересен, ныне главенствует принцип "музыкального кровосмешения". А почему бы и нет, в конце концов?..

В свое время все убежденные борцы за чистоту и социальную полезность рок-музыки допустили огромную ошибку, не запретив на юридической основе группы ранга MARILYN MANSON. Эти "белые воротнички", брызжущие непререкаемой логикой и испражняющиеся аргументами геополитического масштаба (написано в стиле текстов песен SLIPKNOT. — Прим. авт.) со всеми своими выступлениями "с броневичков", со всеми своими гневными речами проморгали самое главное, что они могли сделать: запретить агрессивную музыку как таковую. А сами по себе "ля-ля тополя" мало что значат. Вот и появились (или неслыханно прославились) различные группы, в той или иной мере продолжившие дело Мэнсона (или работающие в схожем ключе). В их числе, естественно, и SLIPKNOT. Не то чтобы эти девять демонов в масках целиком и полностью обязаны Великому Разрывателю Библий И Гениальному Разрезателю Собственной Кожи Бутылками Из-под Пива, но определенный процент от своих доходов SLIPKNOT могли бы все-таки отчислять Мэнсону. На лечение разрезов на коже, сделанных бутылками из-под пива, например.
Все, наверное, знают, что SLIPKNOT — это девять отъявленных мерзавцев в омерзительных масках. Со времен того же Мэнсона никто не удосуживался формировать такой эксцентричный и даже асоциальный состав, в SLIPKNOT как бы "сгенерированны" все пороки человечества ("Раз они люди, то, следовательно, ничто человеческое им не чуждо", — нравоучительно пропищала мерзкая зеленая пиявка на моем окне и тут же, взмахнув кожистыми крыльями, улетела на улицу... Однако!.. галлюцинации на почве переутомления), причем этот примечательный факт отнюдь не выдумка. Коллектив собирался и даже "разрабатывался" долго и тщательно, все участники SLIPKNOT не первый год знают друг друга, и знают, на что каждый из них способен.
Итак, их девять. Само уже количество участников этой металкор-банды не может не удивлять... как это... куда это... на фига их столько наплодилось... "слипкнотовчиков-то"... Однако в этом и заключается вся соль — при таком количестве музыкантов нагрузка на каждого из участников коллектива ложится минимальная, что намного облегчает группе утверждение своего статуса самых мерзких и безбашенных музыкантов на планете — можно, к примеру, вволю плеваться на сцене, блевать, сквернословить и еще чего почище делать. Вот имена и почетные должности этих негодяев: Sid Wilson (ди-джей), Joey Dordison (барабаны), Paul Gray (бас-гитарист), Chris Fehn (перкуссионист), James Root (гитарист), Craig Jones (сэмплирование), Shawn Crahan (перкуссионист), Mic Thompson (гитарист), Corey Taylor (вокалист). И дабы выглядеть уже совсем оригинальными хлопцами, парни не называют себя по именам, нет, для этого вполне подойдут цифры, цифры от нуля до восьми (Sid Wilson номер нуль и так далее. — Прим. авт.). Что-то вроде гангстеров из "Бешеных псов", если помните — "мистер Белый", "мистер Коричневый", "мистер Блондин"... Такое обезличивание было придумано участниками группы еще на заре своего совместного творчества, в середине 1995 года. Сам коллектив родом из Des Moies, Iowa, это расположено где-то около "середины нигде", как доверительно сообщают сами музыканты. О своем прошлом участники группы говорят крайне неохотно и туманно. Вспоминают какие-то сомнительной достоверности случаи из своей повседневной жизни ("а я один раз нашел собственный зуб в крышке от унитаза"), смакуют пикантные подробности совместных пьянок ("а я один раз нашел два собственных зуба в крышке от унитаза"), в общем, делают все, чтобы запудрить мозги журналистам. Вообще полное отторжение всех артефактов собственной раскрутки очень характерно для участников SLIPKNOT, в этом плане музыканты дадут сто очков любой другой группе. Неизвестны доподлинно (я подчеркиваю, доподлинно) биографии музыкантов, как они, в общем-то, познакомились и кто был вообще инициатором проекта SLIPKNOT. Хотя возможно, в этом и заключается некая извращенная реклама, мол, вот мы какие "загадасливые", никто про нас ничего не знает, следовательно, мы постоянно будем привлекать к себе внимание таблоидов. Однако иногда, когда погода благоприятствует для серьезных разговоров, музыканты начинают кое-что рассказывать.
Основной постулат деятельности SLIPKNOT есть мировое господство. Мировое господство в обозримом будущем. Члены группы задумывали свое детище как отличную возможность управлять умами масс... да причем не за большие деньги, да еще и занимаясь любимым делом. В шутку это или всерьез, но музыканты спят и видят себя диктаторами мира ("А че, неплохо! А то сколько уже можно пялиться в эту хронически небритую морду?" — с вызовом протрещал мне в лицо монитор и попытался отвернутся... галюны продолжаются). И это очень хорошо видно по их текстам, где парни, сообразно своему мировоззрению, размышляют о политике. Тут смешано все что угодно: тоталитарные режимы, глобализация экономики, терроризм... в этом плане SLIPKNOT очень отличаются от других подобных металкор-команд; пожалуй, в вопросах недовольства Системой SLIPKNOT достойно сравнения только с KOЯN и RAGE AGAINST THE MACHINE. Помимо всех этих разборок с властью, "слипкнотовцы" всерьез заняты созданием собственной партии, которая помогала бы безумным музыкантам в их посягательствах на мир. Не знаю, может в этом больше дурости, чем каких-либо серьезных и далеко идущих амбиций, но надо учитывать факт огромного влияния SLIPKNOT на молодежь... посмотрим. В общем, политика для членов группы есть вещь архиважнейшая.
Члены группы также неутомимые борцы и с мэйнстримом, с "мажорством". В своих действиях, высказываниях, на своих сногсшибательных шоу музыканты всем своим видом доказывают полную личную непричастность ко всей этой славе, деньгам и богатым дядям, с алчной улыбкой вертящимися вокруг их команды. В принципе, эта позиция типична для металкор-команд: "мы плюем в руку, которая нас кормит... однако, деньги все равно берем. Но и плюем. Поплевываем". Но и мелькают музыканты на всяких отнюдь не "тру"-музыкальных журналах с завидной постоянностью, где с удовольствием говорят о своих масках, сексуальных привычках и отношении к другим, по их мнению, совсем уж отстойным командам уровня BLINK-182. Кстати о масках: имидж разработан у группы основательно. И чтобы они ни говорили, но чувствуется, что эта группа есть отлично подготовленный штат совсем и неглупых людей, прекрасно знающих, что могут, а что не могут СМИ сделать для модного коллектива; все свои скандальные интервью, разборки, наезды на пишущую братию музыканты выдают не абы как, а очень точно и умело ("А я буду пуля. Потому что в цель?" — продолжил мою "галлюциногенную" ночь некий в дупель пьяный монстр, вот уже два часа распевающий похабные песни у меня в шкафу). Музыканты очень хорошо знают, что в адрес "NME" можно и поругаться, а "Kerrang!" лучше не трогать (это, наверно, памятуя о том, что в девяностых этот журнал, собственно, SLIPKNOT и вывел из состояния перманентной безызвестности).
Теперь, пожалуй, поговорим собственно о музыке этой примечательной во всех отношениях группы. Середина девяностых была для SLIPKNOT насыщенной событиями порой. Много было потрачено времени на поиск звука, много нервов ушло на окончательное формирование имиджа команды, много было всякой возни с поиском лейбла. Однако в той же Европе команда стала более-менее известной, правда, главным образом благодаря неуемному поведению музыкантов на сцене ("Девять обезьян, которые толком-то и не знают, как им получше шокировать зрителя," — как метко выразился один лондонский музыкальный критик) и отсутствию какой-либо информации о них самих, что было очень нетипично для начинающих рокеров. Однако вопли, дрэды и очень шумная и какая-то уж совсем дьявольская музыка делали свое черное дело, и вскоре группу стали понемногу раскручивать в прессе, т. е. журналисты своими разгромными статьями понемногу навязывали музыкантам ярлык сумасшедших мерзавцев без гроша в кармане, но с большим количеством заранее приготовленных сквернословий, адресуемых всем и вся. Что SLIPKNOT и надо было.
Свой дебютный альбом музыканты писали на свои деньги и на своем же свежеиспеченном лейбле. Диск назывался "Mate, Feed, Kill, Repeat", вышел он в 1996-м году. Что тут сказать. Про дебютные программы молодых метал-банд обычно говорят так: "Огромный запас энергии компенсировал недостаток профессионализма". Я же скажу проще: полная фигня и плохо сваренная каша, но с некоторыми все-таки приятностями. Действительно, энергия так и перла из этой работы, однако в плане организованности музыканты пока только ругались между собой, полного понимания, чувства коллектива еще не было. К тому же в начале деятельности "слипкнотовцы" никак не могли разобраться в некоторых кадровых вопросах, к примеру, было не ясно, кто есть в SLIPKNOT лидер-гитарист, постоянно прибегали-убегали перкуссионисты... чехарда. Вот представьте себе: взвод парней, в головах которых роятся тучи идей, но никто из коллег их (идеи) не принимает. Главной же трудностью на тот период было техническое оснащение группы, ведь музыканты не желали быть еще одной хардкор-командой, этого в девяностых уже хватало с избытком; SLIPKNOT планировался как ужесточенный вариант RAGE AGAINST THE MACHINE, с примесью SEPULTURA и даже BLACK SABBATH. Кстати, к последним, а в особенности к Оззи, музыканты всегда питали самые нежные чувства, даже название SLIPKNOT каким-то таинственным способом связанно с детищем поедателя летучих мышей. Итак, первый альбом вышел, правда, ну о-о-очень ограниченным тиражом, можно сказать, для самих музыкантов и их знакомых, однако из этой полупрофессиональной записи музыканты извлекли одно: путь выбран правильно.
Второй диск, названный "Slipknot", в корне отличался от дебюта. Отличался по звуку, отличался по качеству записи, отличался по задумке даже. 1999 год стал воистину годом прорыва группы на мировой уровень. Диск стал платиновым, мало этого: группе кучу всяких призов вручили, в надежде на то, что новый диск станет продолжением новых SLIPKNOT. Действительно, "SLIPKNOT" стал одним из самых сенсационных релизов на то время. Группа устроила мировое турне, выступила на "OzzFest", переиздала первый диск и стала пожинать славу немерянными пачками ("А то! Это вам не хихоньки-хаханьки!" — прохрипел голосом какого-то седовласого дядьки телевизор). Банда теперь "висела" на крутом лейбле Roadrunners Records и могла не беспокоиться за свое будущее. А все их выкрутасы с сокрытием своих физиономий себя только оправдали — ничто так не возбуждает интереса и любопытства, как загадка.
…Недавно в новостях "Музыкальной газеты" просочилась информация, что некий папарацци заснял-таки участников SLIPKNOT без их традиционного камуфляжа — масок. Скандал получился неописуемый (что-то это все похоже на историю с KISS. — Прим. авт.). Но я почему-то думаю, что и из этой щекотливой ситуации музыканты выйдут с выгодой для себя. На то они и SLIPKNOT (СКОЛЬЗЯЩИЙ УЗЕЛ). И, как ни в чем ни бывало, продолжат свои безумные шоу (которые, кстати, считаются сейчас одними из лучших на мировой метал-сцене).
Психи, что тут сделаешь.
И последнее: недавно вышел новый диск SLIPKNOT, получивший название "Iowa". Рецензия на оный компакт прилагается в этом номере "МГ". А мои галлюцинации продолжаются.

Дмитрий БУРБУТЬ

© 2005 музыкальная газета