Such, David
Живая музыка

На счету Дэвида Сача всего два сольных альбома - "Winds On The Horizon" ("Ветра на горизонте") и "Sound Of Dreams" ("Звук мечтаний"). И эти два альбома воистину стоят целых дискографий иных исполнителей! Мы попытаемся ответить почему, и наш сегодняшний рассказ будет посвящен в основном новому альбому Дэвида Сача "Winds On The Horizon". Хотя, надо сказать, что Дэвид Сач - признанный музыкант, записавший множество саундтреков для самых разнообразных фильмов, как художественных, так и документальных.

"Winds On The Horizon" - эта музыка врывается в дом, как порыв теплого весеннего ветра. Она очень свободная и непосредственная, эта музыка действительно подобна дуновению свежего воздушного потока, напоенного радостью жизни. Она пронизана оптимизмом, в ней много легкости и блаженства. Дэвид Сач и его друзья, великолепные музыканты мирового класса, приглашают слушателей присоединиться к этому, невесть откуда пришедшему празднику и разделить его с ними. В их музыке есть некое благословение, какой-то глубоко религиозный экстаз. Различные культурные традиции смешиваются в один пьянящий коктейль, и перед тобой раскрывается широкая панорама, и ты стоишь где-то на широкой равнине, обдуваемый свежими ветрами, пришедшими из дальних, неведомых земель...
Дэвид Сач - музыкант, заслуживший большое уважение специалистов и любовь слушателей. Он мастерски играет на разнообразных аутентичных видах флейт, таких как средиземноморская ней (ney), китайская ти-цзу (ti-tzu) или древнеиндийская алхоза (alhoza), и, кроме того, на западной традиционной концертной флейте и кларнете. Все эти инструменты имеют очень интересную историю. Одна из самых древних на планете флейт, ney, появилась еще 3000 лет до нашей эры и в самых различных вариантах (а они бывают, не только тростниковые, бамбуковые, деревянные, но металлические, керамические и даже пластиковые) распространена у народов Средиземноморья. История alhoza восходит еще к доведической цивилизации, истории народов, населявших территорию современного Пакистана (провинция Синд), и этот инструмент также ассоциируется с цыганами, и он же активно использовался в суфийской традиции. Китайская флейта ti-tzu использовалась еще задолго до династии Хань. Недалеко от того конца, куда дует музыкант, она имеет дополнительное отверстие с мембраной из рисовой бумаги, издающей характерные жужжащие звуки. Кстати, о каждом инструменте, звучащем на "Winds On The Horizon", его особенностях, истории создания, разновидностях, и еще о многом другом, можно прочитать на очень информативном буклете к альбому.
Но вернемся к замечательной компании музыкантов, записавших проект "Winds On The Horizon". Конечно, первым делом надо сказать о Дэвиде Саче. Он не только в совершенстве овладел мастерством игры на самых разнообразных духовых, но и успел поездить по свету. Дэвид Сач обучался игре на ney вместе с Реском Али (Resk Ali), одним из наиболее известных египетских музыкантов. Кроме того, музыкант даже отправился на Филиппины, где изучал музыку потомков охотников за головами. В настоящее время Дэвид Сач преподает мировую музыку в Вашингтоне (в "Spokane Community College").
Теперь упомянем тех, кто помог Дэвиду Сачу записать его альбом. Это, в первую очередь, Джон Билезикджан (John Bilezikjian) - блестящий исполнитель на oud (древней 10, 11 или 12-струнной лютне с коротким грифом и корпусом, по форме напоминающем разрезанную пополам грушу, этот инструмент пришел из Персии). Кроме того, на "Winds On The Horizon" можно услышать знаменитого клавишника, прославившегося участием в группе SHADOWFAX, Армена Чакмакяна (Armen Chakmakian). Может, благодаря участию этих двух исполнителей в музыке "Winds On The Horizon" так сильны армянские мотивы! Кроме того, здесь можно услышать самые разнообразные перкуссии (doumbek, tabla, cabasa, udu), на которых играют Дэнни Франкель (Danny Frankel), Мило Тодеско (Milo Todesco), Свами Аумашанда (Swami Aumashanda) и Скотт Шоу (Scott Shaw). И этот список был бы неполным, если бы я не упомянул известного джазового басиста Роберто Миранда (Roberto Miranda) и Дэвида Орсера (David Orser), чья маримба (marimba) вносит особый колорит в музыку альбома. Кстати, последний из перечисленных инструментов появился независимо во многих культурах. Разновидностью marimba является и широко распространенный ксилофон, который состоит из металлических планок, по которым бьют деревянным молоточком. У аутентичного инструмента эти планки выполняются из дерева.
Хотя в музыке Дэвида Сача присутствует джазовое звучание, ее нельзя отнести ни к джазу, ни к определенному виду народной музыки. Скорее, я бы назвал то, что делает Дэвид Сач и его соратники, свободным самовыражением свободных людей, которые не по названию, а по духу своему являются гражданами планеты Земля. И это для них так естественно, словно старые приятели с одного двора собрались помузицировать вместе, и время куда-то исчезает, растворяется, и вот уже тут, перед глазами и древняя Индия, и величественный Китай, и загадочная Африка, и раскинувшаяся в самом сердце гор Армения, и на пороге 21 век, и веет свободой и чем-то интригующе неведомым. Слушая музыку Дэвида Сача и его друзей, ты ощущаешь все это каждой клеточкой своего тела, и уже нет нужды придумывать какие-то названия или что-то говорить о единстве нашей маленькой планеты, потому что эта музыка сильнее всяких слов...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета