статья


Ur'ia
Новый альбом будет записываться в деревенской хате, среди поля, окруженного лесом



Когда однажды вечером пришлось переступить порог культурной аlma mater - Белорусского университета культуры, то найти на этаже место, где репетирует группа UR'IA не составило труда: в гитарные аккорды Юрия Задирана уже вплетались мелодии белорусской жалейки Виктора Кульпина. Ориентиры точны, значит, репетиция UR'IA уже начинается - музыканты готовятся к новым концертам, поездкам, фестивалям.

Я же времени не теряю и изучаю по афишам и красочным буклетам маршруты поездок группы и в ожидании ее лидера слушаю фестивальные байки от музыкантов UR'IA. Но вот появляется и Юрий Выдронак, который просит музыкантов подождать еще, и мы уединяемся в пустой университетской аудитории, где Юра и начинает свой рассказ о летних маршрутах коллектива.
- Так получилось, что летом группа UR'IA больше концертировала за границей, чем в Беларуси. В Польше мы участвовали в ДВУХ фестивалях этнической музыки международного уровня. Запомнился последний, что был в польском городе Скимневце и назывался "FOLKOPE". На нем выступали известные в мире представители этно-направления: группы AFRO MAGIC (Сенегал), THE WINDOWS (Германия), WISKY PRIEST (Англия) квартет JORGI&DAVID HOPKINS (Польша-Ирландия).
Фестивальные дни пролетели как в тумане - захватывающие концерты на одной площадке с признанными звездами, дружеские встречи, беседы, сейшны с музыкантами всего мира в апартаментах группы UR'IA. Кстати, из них я вынес одно важное наблюдение: белорусские музыканты на общем исполнительском фоне смотрятся очень и очень убедительно. И это от души радует!
Через несколько дней нас вновь ожидают международные фестивальные площадки в Польше, есть предложения поучаствовать на дэнсовом фесте в Германии, в этно-акциях во Франции и Португалии. Но в Беларуси мы дали только один концерт и то почти домашний- на празднике "Белорусской деловой газеты". Следующий год мы планируем посвятить путешествиям с группой UR'IA по Европе - по Италии, Франции, Германии...
- Зная ваш непоседливый характер, можно предположить, что прежде чем отправиться по Европе, UR'IA пол-Беларуси исколесит в поисках нового аутентичного музыкального материала...
- Да, этот год не стал исключением. Не так давно мы вернулись из фольклорной экспедиции по Глусскому району Могилевской области, прошли 17 деревень, записали обширный материал, который уже обработали на компьютере.
То, что мы увидели в деревнях можно охарактеризовать только одним словом - страшно. Поколение носителей уникальной дохристианской культуры постепенно вымирает, а государство, его культурные институты, меценаты на это попросту не обращают никакого внимания. На наших глазах погибает такой материал, который немало поведал бы исследователям, слушателям об истории белорусского народа, его древних прототипах. Думаю, что эта проблема государственная целиком.
А научный материал, который исчезает с этими деревенскими бабушками и дедушками, дороже золота. Ведь золото можно найти, добыть, купить, но ни какого золота не хватит: чтобы из могил поднять народного музыканта или исполнителей белорусского песенного эпоса.
Поэтому то, что добывается в таких экспедициях имеет международное, общечеловеческое значение и должно осуществляться под патронатом государства.
- Юра, какая судьба ожидает собранный фольклорный материал, будет ли он использован для подготовки нового альбома группы UR'IA?
- Все, что мы привезли из экспедиции уже переведено на цифровой носитель. Будем искать средства для того, чтобы издать наши находки на кассетах и компакт-дисках, как это мы сделали с песнями цикла "Каляды" и "Шчодрэц". А все я мечтаю издать 12 сборников песен календарного и обрядового циклов белорусов. Пока все упирается в отсутствие средств. Но я обязательно спродюсирую эту серию и завершу задуманное.
- Видимого обработки этих песен мы услышим и на будущем новом альбоме UR'IA?
- Песни из экспедиции по Глусскому району мы будем брать в репертуар группы. Но не знаю, войдут ли они в новый альбом, так как у нас уже есть материал на его запись. Мы собираемся записывать новый альбом, но пока не решили, где это будем делать. Есть предложения от международной фирмы "Folk Time", с которой мы уже начали сотрудничество, есть предложения сделать запись на Белосточчине.
Но когда после долгих поездок мы вернулись в Беларусь, и я побывал на родине моих родителей в Василевщине, что по направлению Венца, у меня возникла идея записать альбом здесь, хоть в Беларуси сегодня сделать это сложно, больше проблем и дорого. Но мне хочется воссоздать вековую атмосферу народных песнопений, для чего планирую сделать запись в белорусской деревянной хате и обязательно в лесу.
- Юра, что это за удивительный изыск - обязательно записываться а-ля "prima materia"в первозданных условиях?
- Во-первых, мы хотели бы вернуться к натуральной
реверберации: дерево есть дерево, и в его окружении всегда пели наши предки. Пели, кстати, они не только в хате. Но и в поле, и в лесу. Когда мы будем записывать вокал, то обязательно это будем делать на открытом сельском воздухе: в поле, в лесу. И чтобы обязательно были слышны порывы ветра, птичьи голоса. Это будет подчеркивать LIVE - атмосферу нашего нового альбома, который, как мне видится, будет нести большое эмоциональное воздействие на слушателя.
Вспомним тех же LED ZEPPELIN которые писали свои пластинки без компьютерных наворотов в каменных помещениях замков и имели потрясающий музыкальный эффект. Более современной группы я сегодня не знаю!
Мы же планируем записывать свои песни не в каменных помещениях, а в деревянных - у нас другая специфика, более соответствующая народной манере исполнения и традиции - это будет музыка, вводящая в состояние транса, в атмосферу медитации.
- Если говорить о рок-компоненте музыки группы, то на какие стилистические особенности будут опираться музыканты UR'IA в новой работе?
- Первый альбом группы UR'IA "Весначуха" получился с большой долей использования компьютерного звучания и обработок, но следующий альбом планируется нами как стопроценный LIVE -проект. На нем не будет никаких других звуков, кроме натуральных. Будут, конечно, гитары, синтезатор, но без пластмассово-транзисторных примочек, будет ламповый драйв, с которым мы экспериментировали раньше. Думаем сделать этот альбом в стиле классики в смысле использования обработок народных мелодий.
А еще я убежден, что белорусская народная музыка кардинально отличается от классики, джаза, блюза и от всего того, что создается в Европе. Если музыкант сталкивается впервые с этими мелодиями и гармониями, то ему нужно время, чтобы заработал его музыкальный генокод и композитор начинал творчески работать с этим музыкальным материалом. Со временем мы будем иметь идеальную ситуацию, когда сама музыка будет запускать генокод исполнителя и слушателя к общему их взаимопониманию...
Ну а если закончить с темой нашего нового альбома, то скажу, что его название и другие особенности мы пока держим в тайне. Времени осталось немного, потерпим.
- Думаешь ли ты, Юра, над продолжением нашумевшего фестиваля фолк-модерна "Таукачыкi!"?
- Очень желаю эту работу возобновить. Но все опять упирается в наличие средств на эти цели. Есть даже такой план сделать этот фест и здесь, в Беларуси, и в Польше, а также, повысить его ранг до международного.
Но остается открытым вопрос, куда пригласить европейских музыкантов. Можно разместить их в общежитии с тараканами. Но это еще ладно. Но дадут ли вообще это общежитие для проживания участникам фестиваля? Такие вопросы у нас всегда будут возникать, если это не "Славянский базар"!
А интерес к "Таукачыкам" не угасает, и меня до сих пор спрашивают о возможности его продолжения. Интересуется молодежь, интеллигенция, творческие люди, студенты БУКа.
На следующих "Таукачыках", если у них будет продолжение, фолк-модерн-групп различных направлений будет значительно больше, а значит, интерес к ним и к фестивалю возрастет. И он, уверен, даст толчок дальнейшему развитию этно-направления в рок музыке, заинтересует молодых исполнителей архивной и экспедиционной работой в различных уголках Беларуси, поиском древних мелодий нашей славянской Атлантиды.Анатоль Мельгуй

© 2005 музыкальная газета