обзор


Garbarek, Anja
Smiling & Waving


(p) & (c) 2001 Virgin Records


10tks/39mins


Нет, это не похоже на Бьорк - это тихая и почти психоделическая эльфийская музыка без вскриков и шумов, которая больше похожа на звуки природы, нежели на что-то структурное и песенное. Возможно, последняя работа Бьорк в самом деле является чем-то подобным - только этот диск появился гораздо раньше, еще в начале весны.
Талантливой и почему-то очень грустной девушке из Норвегии Ане Гарбарек, в общем-то, нет поводов грустить (разве что по поводу того, что она не родственница того самого Гарбарека, который Ян): ее дебютный альбом действительно очень хорош. Свою руку к этому произведению искусства приложил и не менее талантливый британец Стивен Уилсон из культовой арт-психоделической группы PORCUPINE TREE, который продюсировал альбом и помогал Ане в работе с материалом. Итог - очень необычная (я бы сказала - зверски необычная!) в плане звучания работа - альбом какой-то абстрактный, цельный, невесомый, как облако - такое впечатление, что на белом листе постоянно проявляются нечеткие контуры и закорючки, которые столь же туманно истаивают под нашим взглядом, уступая место очередным образам.
Это не рок-музыка - слишком прозрачна. Это не арт (мозги не напрягает), не эмбиент (разве что настроение) - новая форма, беседующие с твоим восприятием инструменты, тихий и завораживающий вокал: под эту музыку хочется говорить шепотом, как в храме. Это - мини-пьесы (скрипки, гобой, арфа), где симфонические инструменты в минималистическом духе оформляют полуджазовые напевы, где каждая словесная фраза имеет особое музыкальное оформление, где припевов и куплетов нет, а если мелодия и повторяется, то играется она совсем по-другому. Холодный электро-свинг, законсервированный мюзик-холл, песни-колыбельные. Все с долей сдержанного авангарда, абсурда - такая музыка чаще всего является во снах, когда подсознание свободно комбинирует образы и не ставит их в зависимость от ритмики и штампов. Это почти как битловская "Revolution # 9", выраженная в музыкальной форме. Попадаются и вполне запоминающиеся композиции, такие, как трогательнейшая и нежная "Stay Tuned" - что-то восточное, непонятное - как будто в Сахаре выпал снег. Ритмично-электронная "Big Mouth", где истерическая печаль захлестывается волнами мягкого ветра. Все песни очень спокойные и очень грустные. Что-то в этом диске есть от PORTISHEAD, что-то - от DEAD CAN DANCE, что-то - от CURVE (в особенности манера пения), музыкальное мышление чем-то напоминает Лори Андерсон... Но на самом деле больше всего этот чудесный диск напоминает последние два альбома RADIOHEAD - как в плане звука, так и в плане концепции. Это только кажется, что теперь за Йорком пойдут все - что-то подобное пробовали делать и COLDPLAY; и TRAVIS даже чего-то в поднебесье бросились. Тем не менее, у них получился ожидаемый качественный и мелодичный поп. Анечка же оказалась гораздо умнее, в итоге получив холодно-норвежскую интерпретацию "Amnesiac" (без плагиата, причем!) с женским вокалом и соответствующим мировосприятием. Интересно, что бы сказал про этот альбом сам Йорк?Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета