стать€


¬иртуальные “ехнологии
при€тное разнообразие



Может быть, вы не знаете группу ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, но песни "Никто не ждет", "Мечта" и "Кто ты, кто ты?" наверняка запомнились многим в этом сезоне (если вы, конечно, слушаете белорусские FM-станции). Можно сказать, они внесли приятное разнообразие в мелодии этого лета. Что для группы из города Могилева является неплохим дебютом.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ч это два человека, Сергей Николайченко и Александр Бураков.


Ч Вы давно начали заниматься музыкой?
Сергей: Именно этой группой мы занимаемся с начала этого года. Случилось так, что встретились два друга. Мы с Сашей уже очень давно друг друга знаем, пятнадцать лет. Но как-то разные пути у нас были. Он учился в технологическом институте, а я связан больше с гуманитарными науками, это Университет культуры, эстрадная кафедра. Я сейчас закончил университет, он ездил в Германию, в клубах выступал, в общем, где придется выступал. И на Новый год мы записали нашу первую песню "Никто не ждет". Так удачно для нас начался этот год...
Саша: И в Могилеве появилось новое радио Ч "Радио Могилев", они перекрывают московский "Молодежный канал", прототип FM-станции только на УКВ, и только по Могилеву. Это государственное радио. Мы отдали песню туда в хит-парад, и первые две недели она занимала там первое место. И до сих пор она то пятое, то восьмое место занимает, сейчас мы уезжали, четвертое место было. Полгода прошло, и песня еще в хит-параде. Она нам уже надоела...
Ч Кто пишет песни?
Сергей: Музыкальные идеи больше мои, а тексты и идеология больше Сашина. Но, в принципе, нельзя сказать, что это Ч я, а это Ч он. Он может сказать, вот это не годится, надо вот так, и я Ч тоже самое. Мы два друга, пишем вместе, дополняем друг друга. Сейчас, когда нам уже не пятнадцать лет, очень сложно найти себе такого соратника, именно друга, который бы тебя понимал. У меня сейчас много знакомых в Минске, я, когда приезжаю, им звоню, но это какие-то больше деловые отношения. У нас с Сашей тоже деловые отношения, мы стараемся все сделать быстро и качественно, но плюс еще очень помогает то, что мы прекрасно понимаем друг друга.
Саша: Можно так сказать, что первый совместный проект у нас был пятнадцать лет назад Ч это совместный уход с уроков, любили мы это делать... Хотя учились мы достаточно неплохо. Но уходили с уроков и занимались музыкой, которая была модна в то время Ч тяжелый рок. И на этой почве у нас было много конфликтов с администрацией школы. Но это был такой достаточно бурный и интересный образ жизни.
Ч Музыка началась с компьютера?
Сергей: Компьютер у нас сейчас используется как средство выражения. Какие-то звуки модные, сэмплы...
Саша: Началось все с сэмплера и секвенсеров, потом перешло в область компьютерной техники.
Сергей: Ну, это Саша у нас компьютерщик... Я считаю, что в музыке, основное зерно, это акустическая гитара и голос, и все. Это самые лучшие инструменты, "живые", и самые главные. У нас такой саунд получается: электронщина, голос и акустическая гитара, я на ней играю...
Саша: В песне "Никто не ждет" записан трек "живой" виолончели, а потом мы начали работать с компьютером, и получилось, что там можно сделать все эти звуки "живее", чем настоящая виолончель, к примеру. Более качественно.
Ч Больше возможностей?
Саша: Да, все зависит от возможностей, но сейчас техника идет вперед. И мне даже кажется, что со временем многие специальности оркестровые уйдут в небытие, потому что, на самом деле, можно записать целый оркестр одному человеку сидя за компьютером.
Сергей: В небытие уйдет необходимость собирать оркестр, проводить репетиции, но не уйдут "мозги", потому что нужно знать, как делать оркестровку. Мы так шутим иногда, но если вспомнить, мы учились долго этому всему в Университете культуры, и оркестровка у нас была, и в оркестрах играли. Но если говорить именно о каких-то средствах выразительности, то компьютер, это сейчас очень актуально, потому что просто и очень качественно получается.
Саша: Возможно, лет через пять, многие инструменты будут не нужны. "Вживую" сейчас пишутся разве что рок-н-ролльные команды...
Сергей: Просто у каждого свои задачи, а в нашем случае, в случае ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, невозможно это сыграть "живьем". Тут саунд предполагает, и идея в том, что звучит голос, "живая" акустическая гитара, тексты какие-то Ч переживания, любовь. Мы отдаем этому предпочтение и плюс техника. Конечно, если играть хард-рок, то это нужно "живьем" играть.
Саша: Если остановиться на лирике, мы считаем, что те команды, которые сейчас раскручены из Беларуси в Москве и России... не будем называть, они не достойны того, чтобы представлять страну. Мы считаем, что они опозорили белорусов, и вообще, Беларусь. Потому что создан такой ареал, стереотип каких-то "мальчиков-придурков". Деревены какие-то, колхозники, приезжают такие гы-гы-гы...
Сергей: Складывается такое впечатление, что это как для американцев, когда они думают, что в Москве медведи ходят по Красной площади. Так и Беларусь Ч это такая сплошная деревня, и мы тут только и делаем, что бульбу сажаем и все. У нас много знакомых и в Минске, и в Могилеве...
Саша: Ну, Могилев, может быть, можно и не упоминать...
Сергей: ...Которые играют нормальную английскую музыку, есть очень неплохие ребята. И не такие уже все деревены... Нам говорили в Могилеве, что вы сами отсюда, а поете про какие-то далекие города и так далее. И хотя мы из Могилева, но Саша вот в Гамбурге, Берлине часто бывает...
Саша: И песня "Никто не ждет" была написана в Берлине за одну ночь. У нас есть фан-клуб в Денвере, он сейчас переезжает из Сан-Франциско в Денвер (это наш очень старый друг. Ему как-то удалось уехать из Беларуси, он сейчас живет в США и является держателем нашего фан-клуба). И как только он переедет, мы будем этот адрес везде ангажировать. И песня "Мечта" навеяна скорее Сан-Франциско, чем каким-то другим городом.
ЕПочему-то все сейчас говорят, что группа БИ-2 из Бобруйска, хотя на самом деле они там давно не были. Музыканты БИ-2 вообще больше проект австралийский, они люди мира.
Сергей: Сложилась такая ситуация, что когда кто-то приезжает в Москву, то получается, что ему как бы делают одолжение. Приезжает, два года отрабатывает, и ему говорят Ч уходи отсюда. У нас такого желания нет, туда продаться. Мы нормально делаем себе промоушн сами, без каких-то минских продюсеров (виртуальное совершенно понятие), которые за тебя могут взяться якобы, ничего не сделать, и потом уже не с тобой будут разговаривать, а с ними. И на примере наших коллег мы постараемся избежать многих ошибок. Мы думаем, что все то, что находится западнее Москвы, то несет культуру в Москву, а не наоборот. Поэтому мы думаем, что это мы сможем привнести в Москву что-то новое, высокое, одухотворенное...
Саша: Почему-то считается, что Москва это все, все там. А если посмотреть, они все там и не такие уж москвичи, кто из Киева, как DJ Грув, например, или еще откуда-то. Все, кто поднялся, зачастую не москвичи. Там просто деньги. Но все равно, я думаю, что человек стоит на первом плане, а не технологии.
Ч Вам достаточно тех выразительных средств, которые может дать компьютер? Не возникает потребности в "живых" музыкантах, особенно во время концертов?
Саша: Что касается концертов, то многие исполнители сейчас выступают просто с компьютерным "минусом", а многие выступают вообще с "плюсом", что ужасно. Мы пробовали выносить на сцену компьютер и можно делать такие звуки, которые сыграть "живьем" практически невозможно. Это уже технические моменты. CHEMICAL BROTHERS тоже выступают вдвоем на сцене.
Ч Недавний "Максидром" произвел на вас какое-нибудь впечатление?
Сергей: Если говорить о "Максидроме", то мы думаем, что это та новая советская музыка, советский рок. И это счастье, что она есть. И она диктует свои условия. Потому что раньше был только Игорь Крутой и его друзья. И хотя они и остаются, но все тише и меньше их. Потеснили их монополию РУКИ ВВЕРХ!, ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО, МУМИЙ ТРОЛЛЬ и так далее.
Саша: Но здесь, наверное, больше вопрос "живой" музыки. И мы думаем, что если компьютер делает музыку, которая красивее и живее, чем, если бы ее играли люди, это хорошо. Когда очень много людей, с ними очень тяжело работать. Если собрать десять музыкантов из Минска, можно сойти с ума от этого. Их надо или бить палкой, или вообще лучше с ними не связываться.
Сергей: Или просто дружить и ничего не делать с ними.
Саша: А с компьютером можно поговорить, и он иногда тебя понимает... Те же СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ Ч пример рок-музыки такой сэмплированной. Я не представляю, чтобы это все звучало "живьем", они бы потеряли свое звучание. У них такие гитарные процессоры, когда музыкант играет на гитаре, но процессор делает ту красоту звучания, которую мы слышим. Они играют на гитарах, а звучание получается синтезированное.
Сергей: И когда нам начинают говорить, что у нас компьютерный саунд, мы отвечаем Ч да, ведь главное, чтобы это нравилось людям, а как ты играешь, это уже не так важно. Для нас главное, чтобы в клубе в два часа ночи людей "заколбасило", и бандиты встали из-за столиков и пошли танцевать.
Саша: А когда выходит много людей, которые, может быть, и играть не умеют, и если даже умеют, все равно где-нибудь слажают, то компьютер не слажает никогда. Это заменяет нам все другие средства выразительности, и барабаны, и другие инструменты. Голос, гитара, компьютер, нам этого достаточно. А когда в группу приходит какой-то человек, он может быть тебя ненавидит, но играет, если деньги ему заплатить. От него вряд ли будет исходить хорошая энергетика. Короче, с компьютером проще.
Сергей: Хотя, может быть, пройдет десять лет, и мы захотим записать альбом с симфоническим оркестром.
Ч Это вы исходя из вашего жизненного опыта пришли к выводу, что с компьютером легче?
Саша: Да. И все наши песни Ч это все наш жизненный опыт, это все, что происходило с нами. Но более художественным и виртуальным языком переданное. Все навеяно теми ситуациями, в которые мы попадали.
Сергей: И тот, кто почувствовал в жизни что-то подобное, тот нас поймет. И на компьютере нам не то чтобы легче работать, у нас просто в данный момент нет потребности в "живых" инструментах.
Саша: Я не скажу, что на компьютере легче делать музыку, просто легче с ним общаться, легче, чем с живыми людьми.
Ч Вы считаете, что сможете сами себя продюсировать?
Саша: Здесь следует задаться вопросом, что такое московские продюсеры или что такое минские продюсеры... На сегодня нам кажется, что самопродюсирование Ч это единственно возможный вариант. А если людям предлагают какого-нибудь продюсера, рано или поздно их обманут.
Сергей: Может быть, тебе просто не встречался хороший продюсер...
Саша: Хороший и добрый продюсер не встречался еще никому. Что касается московских продюсеров, то с ними все предельно ясно: кто-то где-то находит деньги, и он уже продюсер. Я думаю, что можно достичь значительных успехов и не имея больших денег, но имея сильное желание. Даже в белорусском шоу-бизнесе.
Ч Вы находитесь как бы между двумя городами. На ваш взгляд, сильно отличается энергетика Могилева и Минска?
Саша: Мы в последнее время в Минске бываем больше, чем в Могилеве. Я думаю, что энергетика любого города отличается. И в Беларуси, например, нет ни одного похожего по энергетике города. Даже если взять родину БИ-2, город Бобруйск, и Могилев, это сто километров расстояния, абсолютно разные города. И западный регион, если взять Брест и Гродно, тоже совершенно разные города. В Минске публика более раскованная, больше проявляет эмоций.
Сергей: В Могилеве, если публика тебя полюбила, они будут любить тебя всю жизнь. А в Минске нужно делать дальше что-то хорошо, а то появятся новые исполнители, и тебя разлюбят. В Минске так, наверное, потому, что несколько больше информации на людей сбрасывается.
Саша: Мы в последнее время уделяли внимание могилевской молодежи, проводили хип-хоп-вечерины, последнюю проводили кислотную, и я могу сказать, что у нас очень много продвинутой публики. И я был очень удивлен тому, что пришло достаточно много молодежи, такой с сотовыми телефонами, все разговоры про Интернет, и я поймал себя на мысли, что точно такие же вечерины проводятся в Москве, и они абсолютно ничем не отличаются.
Ч То, что вы делаете, опирается на какую-то предыдущую музыкальную культуру?
Сергей: Мы послушали очень много музыки Ч R.E.M., BLUR, OASIS, RADIOHEAD (одна из последних любимых групп). Конечно, все это оставило свой отпечаток... Мне очень нравится английская музыка, а Саше не нравится...
Саша: У нас сейчас очень серьезный подход к нашему творчеству, более серьезный, чем был раньше. Мы думаем, что мы качнем в любом случае, не зависимо от того, кто там появляется новый.
Сергей: Я думаю, что для того, чтобы какая-то прогрессия была, надо оглядываться, смотреть, может быть ты что-то не так делаешь, может надо что-то изменить. Мне кажется, что в конце концов выиграет та команда, у которой ставка будет сделана на материал, именно на какое-то зерно. Чтобы что-то цепляло. И чтобы не было такой пустой надежды, что вот дадут деньги, тогда мы зазвучим. Ты или качаешь, или не качаешь. Люди пришли отдыхать, они не хотят слушать твои проблемы. Поэтому не надо плакаться... Взялся за дело, то уже бери и делай. А то пошли все такие проекты, в принципе, одинаковые, им нужно казаться такими дебилноватыми. Хотя в этих проектах, может быть, и не такие люди есть. Но это вроде модно, но на самом деле уже не модно абсолютно. Сделано вроде грамотно, но на самом деле отстой. Сейчас такое циничное время, когда молодежь приходит в клуб и говорит, что это или круто, или отстой. Два слова только. Или ты катишь, или нет. Раньше такого не было.
Ч У вас есть сингл?
Саша: Да, у нас выходил сингл только с тремя песнями, которые крутят на радиостанциях. Сейчас у нас есть материал на альбом, осталось только его записать. Но мы это делать пока не спешим. С этими песнями у нас как-то странно все получилось. "Альфа Радио" крутило безумно песню "Мечта", "Би-Эй" песню "Кто ты, кто ты?", а "Радио Столица" Ч "Никто не ждет". Три песни одновременно на разных станциях, и у станций формат разный. А когда мы показываем свой материал, и оказывается, что это все три наши вещи, люди начинают удивляться. На "Альфа Радио" вышла лицензионная кассета, сборка, куда вошла наша песня. А потом начали появляться разные странные кассеты, нам принесли такую сборку, раритет, "На вечеринке у ДеЦла-3", там есть наша песня "Кто ты, кто ты?". Я не знаю, кому пришло такое в голову. Какое мы можем иметь отношение к ДеЦлу и к хип-хопу?
Сергей: Мы, конечно же, от этого ничего не получили, и теперь мы уже не можем предложить эти песни на какой-нибудь лейбл, потому что они уже выходили на разных сборках.
Саша: Мы пишем новые песни, но пока не отдаем их никому, дабы не получилось, как с этими тремя песнями. Хотя мы на это, в принципе, не жалуемся. Если народу нравится, пускай покупают, пускай слушают, это хорошо.
Ч Где вы записываете песни?
Саша: Записываем все на компьютере. Есть специальная программа. Но треки голоса мы записываем или в Могилеве, или в Минске. И новые песни мы готовим дома на компьютере, но сводить все будем обязательно в Минске. Потому что то качество, которое можно сделать в Минске, в Могилеве не сделаешь. Технических средств таких нет.
Сергей: И главное, звукорежиссеров таких нет. В Минске есть звукорежиссеры покруче московских. И многие артисты из Москвы приезжают в Минск записываться.
Ч А видео какое-то планируется?
Саша: Это сложный вопрос... Планируется, и мы можем сделать это профессионально своими силами. Но единственная проблема, мы этого никогда не пробовали делать. Так получилось, что мы имеем определенное отношение к могилевскому телевидению. И мы могли бы отснять какой-то видеоряд, но мы боимся... что получится отстой. Но пробовать собираемся. Это будет что-то простенькое...
Сергей: ЕИ красивенькое. Но если нам не понравится, мы не будем показывать никому.
Саша: Лето традиционно считается мертвым сезоном. Это время написания песен, записи. Ближе к осени, я думаю, можно ожидать нормальный альбом. Это будет БУМ, это будет фурор... Нам еще сказали на одной станции, что две наши песни пошли на Украину, и ротируются на какой-то станции, мы не знаем, на какой. И один компакт пошел в Москву. О его дальнейшей судьбе мы ничего не знаем. Но как-нибудь мы туда выберемся и разберемся... Но Москва нас ждет...
Сергей: Можно сказать, что философия группы в нашей самой первой песне "Никто не ждет". Нас никто не ждет, мы приходим сами.
Ч А чем вы можете объяснить свой успех?
Саша: Мы не знаем, и нам все равно, на самом деле. Мы не хотим это объяснять. Многие говорят, что нам повезло. Мы, в принципе, согласны, но думаем, что это везение было очень хорошо запланировано и подготовлено. И чем оно нам далось, знаем только мы.

Татьяна ТАРАСОВА

© 2005 музыкальна€ газета